Найти в Дзене

Бюджетные итоги сенября 2025: рискуем увеличить дефицит, есть вопросы к инфляции [сентябрь 2025]

Посмотрел предварительные итоги бюджета за 9 месяцев: лучше с нефтегазовыми доходами, продолжаем отставать по ненефтегазу. Не получилось линейного эффекта от роста налогов в 2025 году: экономика охладилась сильнее. Есть ресурсы, чтобы закрыть год: дефицит может оказаться на 0,6 трлн руб. выше, небольшая разница с планом. Вопрос с инфляцией: снова навес бюджетных трат на 4 квартал, 12 трлн руб. Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски. Сентябрь оказался немного хуже в сравнении с августом: бюджет получил 3,2 трлн руб. против 3,4 трлн руб. Поддержал конец квартала: сезонный рост выплат по НДС. Собрали с начала года 26,9 трлн руб. при новом плане по доходам 37,1 трлн руб. Выполняем план при средних доходах 3,4 трлн руб./месяц до
Оглавление

Посмотрел предварительные итоги бюджета за 9 месяцев: лучше с нефтегазовыми доходами, продолжаем отставать по ненефтегазу. Не получилось линейного эффекта от роста налогов в 2025 году: экономика охладилась сильнее. Есть ресурсы, чтобы закрыть год: дефицит может оказаться на 0,6 трлн руб. выше, небольшая разница с планом. Вопрос с инфляцией: снова навес бюджетных трат на 4 квартал, 12 трлн руб.

Изображение сгенерировала нейросеть GigaChat.
Изображение сгенерировала нейросеть GigaChat.

Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.

Статистика по доходам бюджета

Сентябрь оказался немного хуже в сравнении с августом: бюджет получил 3,2 трлн руб. против 3,4 трлн руб. Поддержал конец квартала: сезонный рост выплат по НДС.

Собрали с начала года 26,9 трлн руб. при новом плане по доходам 37,1 трлн руб. Выполняем план при средних доходах 3,4 трлн руб./месяц до конца года. Пока отстаём: собирали в среднем 3 трлн руб./месяц с начала года, росли поступления в 4 квартале в 2023 и 2024 году, есть шанс уложиться или закончить год близко к плану.

Бюджет получил 26,3 трлн руб. за 9 месяцев 2024 года, 19,7 трлн руб. за январь-сентябрь 2023 года и 19,7 трлн руб. за 9 месяцев 2022 года. Формально идём выше, не так оптимистично с поправкой на инфляцию:

  1. Доходы на 3% годовых или 9,4% по абсолютной величине больше в сравнении с аналогичным периодом 2022 года.
  2. Результат на 6,3% меньше доходов января – сентября 2024 года. Мешают недобор по нефтегазу + замедление инфляции.
  3. Пока держимся лучше 9 месяцев 2023 года: +15,5 или +7,4% годовых.

Минфин приземлил новый план по году ещё на 1,4 трлн руб.: становится модным занижать доходы, начинали с переоценки нефтегазовых поступлений летом. Начинаю путаться с цифрами: оценили на уровне 37,1 трлн руб. доходы по итогам 2025 года, но это кассовое исполнение, 0,5 трлн руб. должны пойти в резервный фонд Правительства. Всё сложнее понимать, каким же будет дефицит, держим ещё 0,5 трлн руб. в уме.

Статистика по нефтегазовым доходам

Нефтегазовые выросли до 0,6 трлн руб., немного выше модельной оценки. Повезло с демпферными выплатами: сократились с 80,4 млрд руб. до 30,5 млрд руб. из-за роста цен на бензин.

Результат с начала года: 6,6 трлн руб. в сравнении с 8,3 трлн руб. за январь – август 2024 года и 5,6 трлн руб. в 2023 году.

Осталось 2 трлн руб. или 0,7 трлн руб./месяц, подтянули новый план вверх на 0,3 трлн руб. Впереди квартальный НДД 0,3 трлн руб., который поступит в октябре. Идём близко к новому плану.

Динамика нефтегазовых доходов.
Динамика нефтегазовых доходов.

Слабо изменился НДПИ на нефть: 579 млрд руб. против 580 млрд руб. в августе. Рублёвая цена нефти снизилась с 4754 руб./баррель до 4613 руб./баррель.

Динамика НДПИ на нефть.
Динамика НДПИ на нефть.

Увеличилась экспортная пошлина на газ, 43 млрд руб. против 28 млрд руб. в августе, не изменился НДПИ на газ.

Динамика экспортных пошлин, НДПИ на газ и газовый конденсат.
Динамика экспортных пошлин, НДПИ на газ и газовый конденсат.

Оценка нефтегазовых доходов

Оценка нефтегазовых доходов за октябрь: 0,8 трлн руб. с учётом 0,3 трлн руб. квартального НДД.

Обновили план по нефтегазовым доходам, когда вносили новый проект бюджета 2026-2028, подняли на 0,3 трлн руб. Можем немного отстать от нового уровня 8,7 трлн руб. Выглядит реалистичной цифра 8,5-8,6 трлн руб.

Ненефтегазовые доходы

Замедлились с 2,9 трлн руб. до 2,6 трлн руб. ненефтегазовые доходы сентября: помогли 0,5 трлн руб. дивидендов от акций из ФНБ в августе, остались без этого источника до следующего года, сезонно вырос НДС в конце квартала.

Результат с начала года: 20,3 трлн руб. в сравнении с 18 трлн руб. в январе-сентябре 2024 года, идём на 3,5% быстрее инфляции: сыграли роль налоговые поправки. Опять чехарда с планами: 28,4 трлн руб. новая оценка по 2025 году в сравнении с 30,2 трлн руб. в летнем плане => замедление экономики ударило по ненефтегазу. Выходим на новый план при поступлениях на уровне 2,7 трлн руб./месяц. Выглядит более реалистично: исторически 4 квартал складывался лучше по ненефтегазу. Можно ожидать 2,6 трлн руб./месяц до конца года, суммарно отстаём от плана на 0,3 трлн руб.

Ненефтегазовые доходы.
Ненефтегазовые доходы.

Вышли на 1,6 трлн руб. НДС в сентябре, обогнали сентябрь 2024 года. Стандартный рост в конце квартала, начнём октябрь с меньшей цифры на уроне 0,8-0,9 трлн руб.

Вышли данные за август от Росказны: не бьётся июль, получалось меньше по данным Минфина, может быть расхождение из-за момента поступления средств, совпадают общие цифры накопленным итогом к августу. Из любопытного: не растёт внешний НДС => импортёры медлят с покупками.

Бюджет получил 10,6 трлн руб. с начала года в сравнении с 9,9 трлн руб. в 2024 году. Подрезали оценку по 2025 году, сможем выполнить при средних поступлениях 1,3 трлн руб./месяц. График выглядит напряжённым. Может поддержать рост кредитования и оживление потребительского спроса.

Сократились с 463 млрд руб. до 309 млрд руб. поступления по налогу на прибыль в августе. Общая цифра достигла 2,6 трлн руб., обошли весь 2024 год: эффекта повышения налога на прибыль с 20% до 25%, которое пошло в федеральный бюджет.

Динамика налога на прибыль.
Динамика налога на прибыль.

Собрал статистику по НДФЛ из данных Росказны: снизились с 61 млрд руб. до 37 млрд руб. поступления августа. Начинают работать пороги по НДФЛ + пойдут платежи за 2024 год в октябре-декабре, ушли налоговые уведомления, заплатят вкладчики за высокие ставки прошлого года. Бюджет получил 0,2 трлн руб. с начала года. Не уверен, что сможем собрать плановые 0,8 трлн руб., но идём близко с учётом возможного роста платежей в оставшиеся месяцы.

Динамика НДФЛ.
Динамика НДФЛ.

Расходы и дефицит

Минфин аккуратно прибавил трат: 2,8 трлн руб. в сравнении с 2,7 трлн руб. в августе. Остались в профиците по итогам сентября: +0,4 трлн руб. Сократили дефицит с начала года до 3,8 трлн руб. Немного опечалятся экстраполяторы, но все расходы ещё впереди.

Новая оценка предполагает расходы по году на уровне 42,8 трлн руб., близко к данным ГИИС Электронный бюджет. Впереди траты на ~4 трлн руб./месяц, снова бюджетный навес в конце года.

Итоги

Оставляю консервативно расходы по году 43 трлн руб. из данных ГИИС Электронный бюджет. Надеюсь, что до конца года Минфин не планирует увеличивать траты.

ГИИС Электронный бюджет.
ГИИС Электронный бюджет.

Сделал свежую оценку дефицита по итогам 2025 года, логику описывал в старой заметке, поставил в таблице новые плановые цифры:

  • Немного не добиваем по нефтегазовым и ненефтегазовым доходам: похоже, что Минфин остался чрезмерно оптимистичен в оценках или ждёт основного эффекта налоговых новаций к концу года.
  • Выше нового плана данные по расходам ГИИС Электронный бюджет: +0,2 трлн руб.
  • Итого можем добавить 0,6 трлн руб. к плановому дефициту 5,7 трлн руб. Не так много, можно заглянуть в ФНБ.
Оценка исполнения бюджета по 2025 году.
Оценка исполнения бюджета по 2025 году.

Оценивал похожим образом ситуацию в июльской заметке: +1-2 трлн руб., новая оценка Минфина идёт по верхней границе. Можем недобрать еще 0,6 трлн руб., дефицит уйдёт за 6,3 трлн руб. Разбирал бюджетную арифметику в отдельной заметке. Есть деньги, чтобы закрыть 2025 год, остаются вопросы по 2026 году: не сильно помог с ненефтегазовым планом рост налогов этого года на фоне замедления экономики => нет гарантии, что более активная стрижка ускорит рост шерсти, можно и замёрзнуть...

Отдельный вопрос к проинфляционности бюджета: закрыли с профицитом сентябрь, показала слишком бодрое ускорение недельная инфляция. Впереди навес трат на 12 трлн руб. в период, когда даже по оценкам Банка России инфляция должна разогнаться. Можно задвинуть рубль в диапазон 70-75 руб./$ и опечалить экспортёров, обеспечить внутренний спрос импортом и оставить без покупателей часть внутреннего производства. Это поможет сдержать цены, рискуем получить шок на стороне предложения в 2026 году: часть бизнеса закроется + новые налоговые инициативы не располагают к активному развитию. Ситуация пока выглядит патовой: снижение ставки не даст быстро насытить рынок собственной продукцией в таком сценарии => растёт вероятность краткосрочного ускорения инфляции.

НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых.

НДД – налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.