Найти в Дзене

Бюжет набирает дефицит, времени до конца года всё меньше [июль 2025]

Оглавление

Минфин ставит рекорды по дефициту бюджета: перевыполнил все годовые планы и оценки, что-то будут делать оставшиеся 5 месяцев. Сначала куча цифр и графиков, чтобы оценить ситуацию, мысли и расчёты в итогах.

Изображение сгенерировала нейросеть GigaChat.
Изображение сгенерировала нейросеть GigaChat.

Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.

Статистика по доходам бюджета

Просели доходы в июле: 2,7 трлн руб. в сравнении с 2,9 трлн руб. Сезонно снизился НДС, не помогли выплаты НДД по итогам 2 квартала, не наблюдаю дивиденды по акциям из ФНБ: ~0,4 трлн руб. переезжают на август.

Результат с начала года: 20,3 трлн руб. при плане по доходам 38,5 трлн руб. Выходим на плановые показатели при средних доходах 3,6 трлн руб./месяц до конца года. Среднее значение за 7 месяцев: 2,9 трлн руб., поупражняюсь с экстраполяцией и оценками в итогах.

Собрали 19,8 трлн руб. за 7 месяцев 2024 года, 14,5 трлн руб. за январь-июль 2023 года и 15,8 трлн руб. за 7 месяцев 2022 года. Результаты с корректировкой на инфляцию:

  1. Доходы бюджета за 7 месяцев 2025 года на 3% выше в сравнении с аналогичным периодом 2022 годом.
  2. Результат на 6,3% меньше доходов января-июля 2024 года. Перестаёт помогать инфляция, сказывается просадка по нефтегазовым доходам
  3. Обгоняем 7 месяцев 2023 года: +18,1%.

Посмотрю на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы дальше.

Доходы федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета.

Статистика по нефтегазовым доходам

Бюджет получил 0,8 трлн руб. нефтегазовых доходов за июль, по нижней границе модельной оценки: поступили 0,3 трлн руб. НДД за 2 квартал + 0,5 трлн руб. нефтегазовых налогов.

Результат с начала года: 5,5 трлн руб. в сравнении с 6,8 трлн руб. за 7 месяцев 2024 года и 4,2 трлн руб. в 2023 году.

Осталось 2,8 трлн руб. или 0,6 трлн руб./месяц. Продолжаем двигаться близко к плану.

Динамика нефтегазовых доходов.
Динамика нефтегазовых доходов.

Улучшились результаты с НДПИ на нефть: 543 млрд руб. в июле против 506 млрд руб. июня. Рублёвая цена нефти выросла до 4711 руб./баррель. Осталось продержаться на близком уровне до конца года.

Динамика НДПИ на нефть.
Динамика НДПИ на нефть.

Снова выросла экспортная пошлина на газ: 26 млрд руб. в июле в сравнении 21 млрд руб. в июне. Ухудшил суммарную цифру газовый НДПИ: снизился сильнее. Не удивлюсь грустной отчётности Газпрома по полугодию.

Динамика экспортных пошлин, НДПИ на газ и газовый конденсат.
Динамика экспортных пошлин, НДПИ на газ и газовый конденсат.

Оценка нефтегазовых доходов

Оценка нефтегазовых доходов за август: 0,5-0,6 трлн руб. Везёт с ценой нефти, которая дорожала в июне, попытался поднять голову доллар в июле.

Остаётся всё меньше времени до конца года: придётся активнее двигаться нефти или доллару, чтобы улучшить нефтегазовые доходы. Рисуется разброс от -0,1 трлн руб. до +0,1 трлн руб. относительно текущего плана. Не наблюдается на горизонте лишний триллион баз значимого изменения котировок.

Оценка нефтегазовых доходов 2025, новый план.
Оценка нефтегазовых доходов 2025, новый план.

Ненефтегазовые доходы

Вернулись на майские уровни ненефтегазовые доходы: 1,9 трлн руб., стандартный низкий старт НДС в начале квартала. Результат за 7 месяцев с учетом инфляции на 36,7% больше поступлений 2022 года, на 3,8% выше уровня 2024 года: не хватает динамики, чтобы компенсировать отставание по нефтегазовым доходам относительно 2024 года.

Результат с начала года: 14,8 трлн руб. Выходим на годовой план 30,2 трлн руб. при поступлениях на уровне 3,1 трлн руб./месяц. Среднее значение за 7 месяцев: 2,1 трлн руб. Разрыв выглядит слишком большим даже с учётом дивидендных поступлений. Ограниченный эффект окажет повышенный НДФЛ, основной эффект по которому придётся на 2 полугодие.

Ненефтегазовые доходы.
Ненефтегазовые доходы.

Слабо отличается июльский НДС от уровня 2024 года: 838 млрд руб. против 814 млрд руб., что может быть связано с охлаждением экономики и замедлением инфляции. Бюджет получил 7,8 трлн руб. с начала года в сравнении с 7,3 трлн руб. в 2024 году. Скромный рост с учётом налоговых поправок по НДС, которые должны добавить 0,6 трлн руб. по году. Ситуацию с импортным и экспортным НДС по данным Росказны разбирал в июньской заметке: остаётся слабым импортный НДС.

Динамика внутреннего и внешнего НДС.
Динамика внутреннего и внешнего НДС.

Расходы и дефицит

Минфин снова ускорил траты: 3,9 трлн руб. в июле в сравнении с 3,2 трлн руб. в июне. Выравнивает темпы, чтобы не расходовать основной объём в конце года, или впереди новый рост расходов. Могли рассчитывать на дивидендные выплаты, которые не добежали до бюджета июле. Результат: дефицит 1,2 трлн руб. в июле и рост до 4,9 трлн руб. с начала года. Сильно выше плановых 3,8 трлн руб. или новой оценки 4,4 трлн руб. по данным о расходах ГИИС Электронный бюджет. Перевыполнили досрочно обе оценки...

Осталось потратить 17,7 трлн руб. до конца года, если ориентироваться на годовую цифру 42,9 трлн руб. ГИИС Электронный бюджет. Придётся тратить 3,5 трлн руб./месяц, чтобы добраться до плана: всё впереди. Минфин замедлит темпы, если не расходы не вырастут.

Итоги

Перехожу к оценкам по году: пора переживать или ещё рано? Начну с данных ГИИС Электронный бюджет: 42,9 трлн руб. плановые расходы по году при плановых 42,3 трлн руб., +0,6 трлн руб. к плану. Цифра может ещё увеличиться, пока буду отталкиваться от 42,9 трлн руб., можно наскрести по сусеками 0,6 трлн руб.

Раньше прокатывал фокус с наращиванием расходов: лучше работала доходная часть, удачно дорожали нефть, слабел рубль, помогала с номинальными доходами инфляция. Остаётся все меньше времени до конца года, не видно позитивных сюрпризов на горизонте.

ГИИС Электронный бюджет.
ГИИС Электронный бюджет.

Остаётся оценить ситуацию с доходной частью, пока пройдусь по одному сценарию:

  • Плановые нефтегазовые доходы: 8,3 трлн руб., идём близко к плану, пусть это будет реалистичной цифрой в текущей ситуации.
  • Должны собрать 30,2 трлн руб. ненефтегаза в рамках плана. Осталось 15,4 трлн руб. или 3,1 трлн руб./месяц. Собирали в среднем 2,1 трлн руб./месяц в январе-июле, что даёт 10,5 трлн руб. до конца года. Добавлю эффект от донастройки налоговой системы на 2025 год.
  • Оценивали эффект от изменения законодательства в +4,2 трлн руб. на 2025 год по ненефтегазу, не учитывал изменения этого года:
    +1,8 трлн руб. рост налога на прибыль организаций;
    +1 трлн руб. утильсбор;
    +0,6 трлн руб. новшества по НДС;
    +0,3 трлн руб. от новой шкалы НДФЛ;
    +0,5 трлн руб. остальные изменения.
    Оптимистичное предположение: дополнительные доходы от изменения законодательства отработали не полностью с начала года, можно ожидать большего эффекта до конца года. Пропорционально учёл сумму за оставшиеся 5 месяцев.
  • Должны показать профицит 0,5 трлн руб. за август-декабрь, чтобы выйти на плановые цифры.
    Логично ожидать замедление динамики расходов до
    3,5 трлн руб./месяц, если план снова не увеличится. Минфин выходит на равномерную скорость трат за счёт интенсивных трат в июле.
    Среднемесячные доходы должны составлять
    3,6 трлн руб./месяц до конца года, чтобы получить профицит 0,5 трлн руб. за 5 месяцев.
    Печалька: средние доходы за 7 месяцев:
    2,9 трлн руб./мес., единственная подходящая цифра была в марте, 3,7 трлн руб.
  • Умеренно оптимистичная оценка дефицита по году с учётом эффекта от повышения налогов и сборов: 6,8 трлн руб., больше плана на 2,5 трлн руб.
  • Есть 4 трлн руб. в ликвидной части ФНБ, часть можно привлечь на аукционах ОФЗ пока рынок готов покупать.
Оценка исполнения бюджета по 2025 году.
Оценка исполнения бюджета по 2025 году.

Основной риск: дальнейшее увеличение расходов. Обеспечивает пространство для манёвра запас ликвидной части ФНБ, можно добавить еще 1 трлн руб. трат и... остаться без кубышки на 2026 год. Под вопросом 1,5 трлн руб. эффекта повышения налогов, если динамика с начала года хуже плана. Это будет уже критической суммой даже без роста расходов.

Остаются стандартные методы для поддержки плавучести бюджета:

  • Рост налогов и пошлин.
  • Экономия на поддержке регионов и госкомпаний.

Всё сложно и тревожно: рост дефицита сверх плана увеличивает риск ускорения инфляции, сокращение расходов будет тормозить экономику после снижения ставок. Не знаю, повезёт ли бюджету в этом году с ценами на нефть и курсом рубля. Может быстро пройти переход от ситуации на грани к сценарию все пропало, если Минфин расслабится.

НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых.

НДД – налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.