Затянул с разбором бюджета по итогам июня, пора готовиться к результатам июля. Успела выйти статистика от Росказны по итогам мая, стало понятно с расчётом нефтегазовых налогов за июнь-июль... опять всё сложно, пока не вижу повода для паники.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Статистика по доходам бюджета
Доходы в июне: 2,9 трлн руб. в сравнении с 2,5 трлн руб. в мае, получилось лучше. Будет веселее по итогам июля: поступит около 0,3 трлн руб. НДД за 2 квартал и 0,4 трлн руб. дивидендов из ФНБ, всего 0,7 трлн руб.
Результат с начала года: 17,6 трлн руб. при плане по доходам 38,5 трлн руб. Выходим на плановые показатели при средних доходах 3,5 трлн руб./месяц до конца года. Среднее значение за 6 месяцев: 2,9 трлн руб., отстаём.
Собрали 17,1 трлн руб. за январь-июнь 2024 года, 12,4 трлн руб. за 6 месяцев 2023 года и 12,4 трлн руб. в 1 полугодии 2022 года. Результаты с корректировкой на инфляцию:
- Доходы бюджета за 6 месяцев 2025 года на 1,9% ниже в сравнении с аналогичным периодом 2022 годом.
- Результат на 8,4% меньше доходов января-июня 2024 года.
- Единственный период, который удалось обогнать, – 1 полугодие 2023 года: бюджет получил на 17,3% больше в 2025 году.
Замедлилась инфляция, что ухудшает номинальную динамику доходной части бюджета: сильнее растут цены => собираем больше НДС и акцизов, лучше с налогом на прибыль компаний.
Статистика по нефтегазовым доходам
Бюджет получил 0,5 трлн руб. нефтегазовых доходов в июне, на уровне майской цифры и модельной оценки: формула пока не подводит.
Результат с начала года: 4,7 трлн руб. в сравнении с 5,7 трлн руб. за аналогичный период 2024 года и 3,4 трлн руб. в 2023 году. Все по классике: мешают бюджету дешёвая нефть и крепкий рубль.
Осталось 3,5 трлн руб. или 0,6 трлн руб./месяц. Немного отстаём от плана, впереди платёж НДД по итогам 2 квартала.
Ожидаемо буксует НДПИ на нефть: 506 млрд руб. в июне против 533 млрд руб. мае. Рублёвая цена нефти опустилась до 4190 руб./баррель. Получается выше цена за июнь и июль, что поддержит бюджет.
Подросла экспортная пошлина на газ: 21 млрд руб. в июне в сравнении 14 млрд руб. в мае, не улучшается ситуация с НДПИ на газ. Не такие большие суммы для бюджета, скорее вопрос к доходам Газпрома.
Оценка нефтегазовых доходов
Оценка нефтегазовых доходов за июль и август: 0,8-0,9 трлн руб. с учётом НДД за 2 квартал и 0,5-0,6 трлн руб. Везёт с ценой нефти, которая дорожала в июне, снова пытается расти в конце июля.
Нет повода грустить: нагоняем отставание от плана, Минфин сделал чрезмерно консервативную оценку. Можем... перевыполнить план на 0,2-0,3 трлн руб., если нефть и рубль удержаться на текущих уровнях до конца года.
Ненефтегазовые доходы
Подтянулись вверх ненефтегазовые доходы: 2,4 трлн руб. против 1,9 трлн руб. в мае, поддержал сезонный рост НДС в конце квартала. Результат за 6 месяца с учетом инфляции на 34% больше поступлений 2022 года, на 2,5% выше уровня 2024 года: обгоняем инфляцию.
Результат с начала года: 12,9 трлн руб. Обеспечат выход на годовой план 30,2 трлн руб. поступления на уровне 2,9 трлн руб./месяц. Осталось на уровне 2,1 трлн руб./месяц среднее значение за январь-июнь. Впереди поступления от повышенного НДФЛ и дивиденды Сбербанка, ВТБ и Аэрофлота из ФНБ на 0,4 трлн руб. Можем прорваться, если не подведут нефтегазовые доходы.
Позитивно закончился 2 квартал по НДС: собрали 1,5 трлн руб., выше июньских уровней 2023 и 2024 года. Результат за 1 полугодие: 7 трлн руб. в сравнении с 6,5 трлн руб. в январе-июне 2024 года и 5,5 трлн руб. за 6 месяцев 2023 года. Хороший результат, не заметно замедления экономики. Остаётся слабым импортный НДС по данным Росказны, помогает доходам внутренний НДС.
Неожиданно оптимистично получилось с налогом на прибыль: бюджет собирал по 0,5 трлн руб. в марте-апреле, рекордные показатели с 2023 года. Будет повод изучить подробнее.
Расходы и дефицит
Минфин увеличил расходы в июне, получил дефицит 0,3 трлн руб. за месяц, вырос до 3,7 трлн руб. результат с начала года. Цифра настораживает: догнали плановый дефицит 3,8 трлн руб. за весь 2025 год. Не так печально, если Минфин выравнивает темпы расходов, чтобы не тратить большие суммы в конце года. Есть проблема с плановыми расходами по году: заложили 42,3 трлн руб., показывает цифру 42,9 трлн руб. ГИИС Электронный бюджет, +0,6 трлн руб. к начальному плану. Это предполагает траты на уровне 4,6 трлн руб./месяц до конца года: можем увидеть расширение дефицита, если Минфин не притормозит с расходами.
Итоги
Продолжает улучшаться ситуация с нефтегазовыми доходами: есть вероятность выполнить годовой план или собрать на 0,2-0,3 трлн руб. больше. Впереди дивиденды из ФНБ на 0,4 трлн руб., Минфин ожидает общие поступления по году на уровне 0,8 трлн руб. Увидим эффект от повышения НДФЛ к осени. Всё сложно, но не катастрофично при текущих планах по расходам.
Остаётся проблемой рост расходов: добавили 0,6 трлн руб., если смотреть на данные ГИИС Электронный бюджет, годовой дефицит вырастет 4,4 трлн руб. Пока не выглядит ужасно: нефть по $70 и доллар по 90 руб./$ решают проблему. Выросли риски новых санкций + посмотрим на результаты нового порога ЕС для российской нефти: может не хватить 90 руб./$.
Есть классический набор, чтобы улучшить ситуацию с дефицитом:
- Рост налогов и пошлин.
- Сокращение расходов до планового уровня.
- Экономия на поддержке регионов и госкомпаний.
Снова нет определённости: может увеличиться на 1-2 трлн руб. итоговый дефицит. Это не выглядит большой проблемой с учётом запаса по ликвидной части ФНБ. Остаётся наблюдать дальше: свежая бюджетная статистика выйдет в начале августа.
НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых.
НДД – налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.