Поразбирался с бюджетом за январь – август: закрыли месяц с профицитом, сократили дефицит с начала года. Нет поводов для радости и глубокой печали: рискуем обновить максимум последних лет по годовому дефициту, должны найти источники финансирования в этом году. Основной вопрос: что увидим в новых поправках и оценках бюджета 2025 года и планах на 2026 год.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Статистика по доходам бюджета
Выросли доходы за август: 3,4 трлн руб. в сравнении с 2,7 трлн руб. в июле. Помогли 0,5 трлн руб. дивидендов и сезонный рост НДС, максимум которого впереди.
Результат с начала года: 23,7 трлн руб. при плане по доходам 38,5 трлн руб. Выполняем план при средних доходах 3,7 трлн руб./месяц до конца года. Пока отстаём: собирали в среднем 3 трлн руб./месяц с начала года.
Бюджет получил 23 трлн руб. за январь – август 2024 года, 17 трлн руб. за 8 месяцев 2023 года и 17,6 трлн руб. за январь – август 2022 года. Прикинул результаты с корректировкой на инфляцию:
- Собрали на 7,8% больше в сравнении с аналогичным периодом 2022 года.
- Цифра на 6% меньше доходов января – августа 2024 года, номинальные доходы буксуют без инфляции + слабые результаты по нефтегазу.
- Стабильно лучше 8 месяцев 2023 года: +17,9%.
Ситуация выглядит сложной в части исполнения годового плана, но без катастрофы.
Статистика по нефтегазовым доходам
Нефтегазовые доходы составили 0,5 трлн руб., на уровне модельной оценки: мешают разогнаться дешёвая нефть и крепкий рубль. Будет повеселее в октябре: придёт квартальный НДД, налог на доход от добычи углеводородного сырья.
Результат с начала года: 6 трлн руб. в сравнении с 7,6 трлн руб. за январь – август 2024 года и 5,1 трлн руб. в 2023 году.
Осталось 2,3 трлн руб. или 0,6 трлн руб./месяц, всё идёт по плану.
Собрали больше НДПИ на нефть: 580 млрд руб. против 543 млрд руб. июля. Логично, рублёвая цена нефти выросла с 4711 руб./баррель до 4754 руб./баррель. Подрос курс доллара, что поддерживает доходы.
Растёт экспортная пошлина на газ, 26 млрд руб. в августе в сравнении с 26 млрд руб. в июле, подрос НДПИ на газ, копейки на фоне поступлений от нефти.
Оценка нефтегазовых доходов
Оценка нефтегазовых доходов за сентябрь: 0,5 трлн руб. Ещё около 0,8 трлн руб. получится в октябре с учётом 0,3 трлн руб. квартального НДД.
Выходим на перевыполнение плана: +0,1-0,2 трлн руб. Сказывается стратегическая хитрость Минфина, который учитывал текущие котировки нефти и курса при обновлении параметров бюджета весной.
Ненефтегазовые доходы
Ускорились до 2,9 трлн руб. ненефтегазовые доходы августа: пришли 0,5 трлн руб. дивидендов от акций из ФНБ. Получается скромнее без этой суммы: 2,4 трлн руб., на уровне июня.
Результат с начала года: 17,7 трлн руб. в сравнении с 15,5 трлн руб. за 8 месяцев 2024 года, разница превышает инфляцию. Выходим на годовой план 30,2 трлн руб. при поступлениях на уровне 3,1 трлн руб./месяц. Тут сложно: 2,2 трлн руб./месяц среднее значение с начала года, ненефтегазовые расходы ускорялись в 3-4 квартале. Можно оптимистично оценить оставшиеся поступления в 2,7 трлн руб./месяц. Всё равно не добегаем до плана + есть повод для дискуссии относительно причин роста НДС к концу года.
Ожидаемо разогнался НДС в августе: 1135 млрд руб. в сравнении с июльскими 838 млрд руб. Без рекордов, на уровне августа 2024 года.
Бюджет получил 9 трлн руб. с начала года в сравнении с 8,5 трлн руб. в 2024 году. Стало получше, может проявляться эффект от налоговых поправок: должны добавить 0,6 трлн руб. по году. Оживает кредитование и потребительская активность, можем как минимум удержать темп. Не показывает явной динамики импортный НДС от Росказны за январь – июль, остаётся дождаться данных за август.
Хорошо выглядит ситуация с налогом на прибыль: 463 млрд руб. в июле, собрали 2,3 трлн руб. за 7 месяцев в сравнении с прогнозом по году 4,2 трлн руб. Бюджет получил 2,3 трлн руб. за весь 2024 год, помогают рост налога на прибыль с 20% до 25%, и распределение между бюджетами, федеральный бюджет получает 8% вместо 3% ранее.
Расходы и дефицит
Минфин притормозил с расходами: 2,7 трлн руб. против 3,9 трлн руб. в июле, меньше тратили только в мае. Это помогло выйти в профицит 0,7 трлн руб. по августу: лучше с доходами, меньше расходы. Сократился с 4,9 трлн руб. до 4,2 трлн руб. дефицит с начала года.
Странный ход с учётом остатка трат до конца года: 15 трлн руб. или 3,8 трлн руб./месяц если смотреть на цифры ГИИС Электронный бюджет. Опять формируется навес на конец года.
Итоги
Пора оценить ситуацию с дефицитом по году. Плановые расходы составляют 43 трлн руб. по данным ГИИС Электронный бюджет: отталкиваюсь от этой цифры. Рост расходов – основной риск для бюджета в 2025 году, логично использовать данные ГИИС для оценки: цифра в бюджетном плане на 0,7 трлн руб. ниже.
Обновил оценку по году на базе логики прошлой заметки, основные изменения:
- Учёл перевыполнение плана по нефтегазу на 0,2 трлн руб. Помешают только быстрый обвал нефти ниже $60 или укрепление рубля до 75 руб./$.
- Остаток поступлений по ненефтегазу до конца года: 2,7 трлн руб./месяц вместе с эффектом от повышения налогов. Не сказать, что сильно консервативная оценка. Предмет для дискуссии – рост поступлений в конце 2023 и 2024 года: заставляли поторопиться динамика ключа и увеличение утильсбора. Не наблюдается похожих стимулов осенью 2025 года как минимум в части ставок.
- Результат по году: не добираем 1,6 трлн руб. по доходам, выходим на дефицит 6 трлн руб. по году. Главное на запутаться: ставили дефицит 3,8 трлн руб. в летних поправках, т.е. надо поискать ещё 2,2 трлн руб. сверх забюджетированного плана. Можно заложить вариативность +/-1 трлн руб.
Рассказывал про бюджетную арифметику в отдельной заметке.
Сумма не выглядит критичной: есть 3,9 трлн руб. в ликвидной части ФНБ, Фонда национального благосостояния, может потренироваться с увеличением госдолга Минфин, доступны остатки на счетах казначейства.
Ждём новых цифр по бюджету 2025 года и план на 2026 год. Не вытягиваем по доходам в этом году, логично притормозить с расходами или возвращаться к повышению налогов, пошлин и сборов. Рубль и нефть остаются малопрогнозируемыми факторами, не стал бы рассчитывать на них.
Не удивлюсь давлению на котировки ОФЗ в ожидании роста плана размещений на 2025 и 2026 год: сомневаюсь, что получится сократить расходы 2026, с доходами пока получается не очень.
Понимаю опасения Банка России: 4 год подряд идём с дефицитом, цифра увеличивается. Сокращается запас прочности: справляемся в этом году, может не получиться в 2026 или 2027 году. Бюджет всё ещё зависит от конъюнктуры нефтяного рынка и ситуации с курсом рубля.
Напоследок видео эфира, на котором обсуждали бюджет с Егором Сусиным в конце лета:
НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых.
НДД – налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.