Найти в Дзене

Бюджет отстаёт по доходам, Минфин не сдаётся [август 2025]

Поразбирался с бюджетом за январь – август: закрыли месяц с профицитом, сократили дефицит с начала года. Нет поводов для радости и глубокой печали: рискуем обновить максимум последних лет по годовому дефициту, должны найти источники финансирования в этом году. Основной вопрос: что увидим в новых поправках и оценках бюджета 2025 года и планах на 2026 год. Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски. Выросли доходы за август: 3,4 трлн руб. в сравнении с 2,7 трлн руб. в июле. Помогли 0,5 трлн руб. дивидендов и сезонный рост НДС, максимум которого впереди. Результат с начала года: 23,7 трлн руб. при плане по доходам 38,5 трлн руб. Выполняем план при средних доходах 3,7 трлн руб./месяц до конца года. Пока отстаём: собирали в среднем 3
Оглавление

Поразбирался с бюджетом за январь – август: закрыли месяц с профицитом, сократили дефицит с начала года. Нет поводов для радости и глубокой печали: рискуем обновить максимум последних лет по годовому дефициту, должны найти источники финансирования в этом году. Основной вопрос: что увидим в новых поправках и оценках бюджета 2025 года и планах на 2026 год.

Изображение сгенерировала нейросеть GigaChat.
Изображение сгенерировала нейросеть GigaChat.

Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.

Статистика по доходам бюджета

Выросли доходы за август: 3,4 трлн руб. в сравнении с 2,7 трлн руб. в июле. Помогли 0,5 трлн руб. дивидендов и сезонный рост НДС, максимум которого впереди.

Результат с начала года: 23,7 трлн руб. при плане по доходам 38,5 трлн руб. Выполняем план при средних доходах 3,7 трлн руб./месяц до конца года. Пока отстаём: собирали в среднем 3 трлн руб./месяц с начала года.

Бюджет получил 23 трлн руб. за январь – август 2024 года, 17 трлн руб. за 8 месяцев 2023 года и 17,6 трлн руб. за январь – август 2022 года. Прикинул результаты с корректировкой на инфляцию:

  1. Собрали на 7,8% больше в сравнении с аналогичным периодом 2022 года.
  2. Цифра на 6% меньше доходов января – августа 2024 года, номинальные доходы буксуют без инфляции + слабые результаты по нефтегазу.
  3. Стабильно лучше 8 месяцев 2023 года: +17,9%.

Ситуация выглядит сложной в части исполнения годового плана, но без катастрофы.

Доходы федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета.

Статистика по нефтегазовым доходам

Нефтегазовые доходы составили 0,5 трлн руб., на уровне модельной оценки: мешают разогнаться дешёвая нефть и крепкий рубль. Будет повеселее в октябре: придёт квартальный НДД, налог на доход от добычи углеводородного сырья.

Результат с начала года: 6 трлн руб. в сравнении с 7,6 трлн руб. за январь – август 2024 года и 5,1 трлн руб. в 2023 году.

Осталось 2,3 трлн руб. или 0,6 трлн руб./месяц, всё идёт по плану.

Динамика нефтегазовых доходов.
Динамика нефтегазовых доходов.

Собрали больше НДПИ на нефть: 580 млрд руб. против 543 млрд руб. июля. Логично, рублёвая цена нефти выросла с 4711 руб./баррель до 4754 руб./баррель. Подрос курс доллара, что поддерживает доходы.

Динамика НДПИ на нефть.
Динамика НДПИ на нефть.

Растёт экспортная пошлина на газ, 26 млрд руб. в августе в сравнении с 26 млрд руб. в июле, подрос НДПИ на газ, копейки на фоне поступлений от нефти.

Динамика экспортных пошлин, НДПИ на газ и газовый конденсат.
Динамика экспортных пошлин, НДПИ на газ и газовый конденсат.

Оценка нефтегазовых доходов

Оценка нефтегазовых доходов за сентябрь: 0,5 трлн руб. Ещё около 0,8 трлн руб. получится в октябре с учётом 0,3 трлн руб. квартального НДД.

Выходим на перевыполнение плана: +0,1-0,2 трлн руб. Сказывается стратегическая хитрость Минфина, который учитывал текущие котировки нефти и курса при обновлении параметров бюджета весной.

Оценка нефтегазовых доходов 2025, новый план.
Оценка нефтегазовых доходов 2025, новый план.

Ненефтегазовые доходы

Ускорились до 2,9 трлн руб. ненефтегазовые доходы августа: пришли 0,5 трлн руб. дивидендов от акций из ФНБ. Получается скромнее без этой суммы: 2,4 трлн руб., на уровне июня.

Результат с начала года: 17,7 трлн руб. в сравнении с 15,5 трлн руб. за 8 месяцев 2024 года, разница превышает инфляцию. Выходим на годовой план 30,2 трлн руб. при поступлениях на уровне 3,1 трлн руб./месяц. Тут сложно: 2,2 трлн руб./месяц среднее значение с начала года, ненефтегазовые расходы ускорялись в 3-4 квартале. Можно оптимистично оценить оставшиеся поступления в 2,7 трлн руб./месяц. Всё равно не добегаем до плана + есть повод для дискуссии относительно причин роста НДС к концу года.

Ненефтегазовые доходы.
Ненефтегазовые доходы.

Ожидаемо разогнался НДС в августе: 1135 млрд руб. в сравнении с июльскими 838 млрд руб. Без рекордов, на уровне августа 2024 года.

Бюджет получил 9 трлн руб. с начала года в сравнении с 8,5 трлн руб. в 2024 году. Стало получше, может проявляться эффект от налоговых поправок: должны добавить 0,6 трлн руб. по году. Оживает кредитование и потребительская активность, можем как минимум удержать темп. Не показывает явной динамики импортный НДС от Росказны за январь – июль, остаётся дождаться данных за август.

Хорошо выглядит ситуация с налогом на прибыль: 463 млрд руб. в июле, собрали 2,3 трлн руб. за 7 месяцев в сравнении с прогнозом по году 4,2 трлн руб. Бюджет получил 2,3 трлн руб. за весь 2024 год, помогают рост налога на прибыль с 20% до 25%, и распределение между бюджетами, федеральный бюджет получает 8% вместо 3% ранее.

Расходы и дефицит

Минфин притормозил с расходами: 2,7 трлн руб. против 3,9 трлн руб. в июле, меньше тратили только в мае. Это помогло выйти в профицит 0,7 трлн руб. по августу: лучше с доходами, меньше расходы. Сократился с 4,9 трлн руб. до 4,2 трлн руб. дефицит с начала года.

Странный ход с учётом остатка трат до конца года: 15 трлн руб. или 3,8 трлн руб./месяц если смотреть на цифры ГИИС Электронный бюджет. Опять формируется навес на конец года.

Итоги

Пора оценить ситуацию с дефицитом по году. Плановые расходы составляют 43 трлн руб. по данным ГИИС Электронный бюджет: отталкиваюсь от этой цифры. Рост расходов – основной риск для бюджета в 2025 году, логично использовать данные ГИИС для оценки: цифра в бюджетном плане на 0,7 трлн руб. ниже.

ГИИС Электронный бюджет.
ГИИС Электронный бюджет.

Обновил оценку по году на базе логики прошлой заметки, основные изменения:

  • Учёл перевыполнение плана по нефтегазу на 0,2 трлн руб. Помешают только быстрый обвал нефти ниже $60 или укрепление рубля до 75 руб./$.
  • Остаток поступлений по ненефтегазу до конца года: 2,7 трлн руб./месяц вместе с эффектом от повышения налогов. Не сказать, что сильно консервативная оценка. Предмет для дискуссии – рост поступлений в конце 2023 и 2024 года: заставляли поторопиться динамика ключа и увеличение утильсбора. Не наблюдается похожих стимулов осенью 2025 года как минимум в части ставок.
  • Результат по году: не добираем 1,6 трлн руб. по доходам, выходим на дефицит 6 трлн руб. по году. Главное на запутаться: ставили дефицит 3,8 трлн руб. в летних поправках, т.е. надо поискать ещё 2,2 трлн руб. сверх забюджетированного плана. Можно заложить вариативность +/-1 трлн руб.
    Рассказывал про бюджетную арифметику в
    отдельной заметке.
    Сумма не выглядит критичной: есть
    3,9 трлн руб. в ликвидной части ФНБ, Фонда национального благосостояния, может потренироваться с увеличением госдолга Минфин, доступны остатки на счетах казначейства.
Оценка исполнения бюджета по 2025 году.
Оценка исполнения бюджета по 2025 году.

Ждём новых цифр по бюджету 2025 года и план на 2026 год. Не вытягиваем по доходам в этом году, логично притормозить с расходами или возвращаться к повышению налогов, пошлин и сборов. Рубль и нефть остаются малопрогнозируемыми факторами, не стал бы рассчитывать на них.

Не удивлюсь давлению на котировки ОФЗ в ожидании роста плана размещений на 2025 и 2026 год: сомневаюсь, что получится сократить расходы 2026, с доходами пока получается не очень.

Понимаю опасения Банка России: 4 год подряд идём с дефицитом, цифра увеличивается. Сокращается запас прочности: справляемся в этом году, может не получиться в 2026 или 2027 году. Бюджет всё ещё зависит от конъюнктуры нефтяного рынка и ситуации с курсом рубля.

Напоследок видео эфира, на котором обсуждали бюджет с Егором Сусиным в конце лета:

НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых.

НДД – налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.