Найти в Дзене

Речь ребенка: когда начинать тревожиться?

В школе у Саши на этой неделе была консультация логопеда. У него все хорошо с речью, никакая коррекция не требуется. Но так было не всегда. Хочу поделиться нашим опытом.

Всем привет! Я Валерия - хозяйка этого канала. Пишу о домашнем уюте, творчестве и рукоделии. А так о жизни обычной семьи в Петербурге.
Всем привет! Я Валерия - хозяйка этого канала. Пишу о домашнем уюте, творчестве и рукоделии. А так о жизни обычной семьи в Петербурге.

В 4-5 лет он хорошо говорил, длинными предложениями и фразами. Он даже букву "Р" начал произносить рано. Но долго оставалась проблема с шипящими и свистящими: "фыфка, мафынка, Фафа", путал "Ш", "Ф" и другие буквы. Еще была проблема - он смягчал многие звуки.

Скажу честно, я не из тревожных матерей. Не бегу сразу к специалистам. Мне казалось что речь как-то сама "встанет на место", постепенно научится говорить.
Котики
Котики

Вот со старшей дочкой Машей было по-другому. Она как-то сразу начала говорить чисто. Конечно, некоторые возрастные особенности были, как и у всех детей, но с возрастом речь постепенно менялась. Единственный момент, который мы упустили, она до сих пор не выговаривает букву "Р". У нее звук "Р" – горловой. 

Горловое Р - это искажённый вариант произнесения звука [р], при котором вибрация происходит не на верхушке языка, как в норме, а в задней части глотки (горле). Такой звук напоминает звучание французского “R” или хрипловатый горловой рокот.

Мы это поняли уже в средней школе, так как никогда не обращались к логопеду с ней. В принципе, жить ей это не мешает, диктором становиться не планирует. А если захочет исправить – сейчас это не проблема. Можно и в интернете найти занятия и консультацию логопеда взять. 

-3

Вернемся к Саше. Честно, я долго не видела проблему. Мне казалось что это просто возрастное и со временем пройдет, переживать не стоит. Моя позиция была такая: ведь в большинстве своем все взрослые разговаривают нормально, а в нашем детстве не водили всех поголовно к логопедам, значит постепенно у всех речь приходит в норму.

Но потом в наш детский сад пришла логопед, посмотрела детей, сказала что Саше надо было "еще вчера" начинать занятия с логопедом что б успеть к школе поставить речь. Вот это и есть самое важное – чтоб ребенок пошел в школу с хорошим и красивым произношением, без "каши" во рту. Иначе ему просто будет тяжело учиться.

Кстати, в классе у Саши есть мальчик, который плохо говорит. Саша говорит что он разговаривает как маленький, его сложно понять, сам мальчик стесняется своей речи и ему сложнее усваивать материал. Уж не знаю в чем там проблема и почему родители не занимаются его речью. 

Мне захотелось более глубоко разобраться в этой теме и понять для себя – а в какой момент вообще нужно начинать бить тревогу? Как и когда понять, что ребенку точно пора к логопеду и само уже не "рассосется"?

На эти вопросы я нашла ответ у логопеда-дефектолога. Мельникова Елена Мамуровна – автор коррекционно-развивающей программы, сооснователь сети логопедических центров «Разноцветные цыплята». 

Итак, что говорит по этому поводу логопед-дефектолог:

– молчание или использование ребенком жестов вместо речи после 2х лет – это уже звоночек. Это повод показать малыша к специалисту. Конечно, все дети развиваются по-разному, но логопед-дефектолог как и определит – это просто особенность развития или проблема, которую нужно корректировать.

– отсутствие фраз к 3м годам должно насторожить родителей. Это может быть как задержка речевого развития, так и проблемы со слухом. Грамотный специалист найдет причину и поможет ее скорректировать. 

– еще одна причина пройти консультацию логопеда-дефектолога – когда речь ребенка понятна только родителям, но окружающим совсем не понятно что хочет сказать ребенок. 

– к 4 годам нет свистящих и шипящих звуков, а к 5-6 годам ребенок не выговаривает "р" и "л". Это как раз наша ситуация. Только Саше было уже почти 5, когда мы начали занятия с логопедом. 

– сильные искажения звуков, которые не исчезают со временем. Это тот случай, когда у ребенка "каша" во рту и сложно понять что он говорит. 

– трудности с общением со сверстниками, ребенок избегает общения с ними, не может объяснить свои желания. 

– так же с речевым развитием связаны и такие сопутствующие сигналы, как: отсутствие зрительного контакта, ходьба на носочках, плохая  моторика.

При отсутствии зрительного контакта часто родителей сразу беспокоит вопрос – "а вдруг это аутизм?".

Но на самом деле это не всегда тревожный сигнал, а такое поведение может возникать из-за:

  • темперамента ребенка - некоторые дети стеснительны и замкнуты и им нужно время чтоб установить эмоциональный контакт;
  • возрастных особенностей – например, младенцы еще слишком малы чтоб уметь фокусировать взгляд;
  • состояние здоровья – проблемы со зрением или слухом, а так же некоторые перенесенные вирусные заболевания.

Если в 1,5 года ребенок не фокусирует взгляд при вашем обращении, это тревожный сигнал, указывающий на возможные проблемы в развитии. Если вы обнаруживаете такое нарушение зрительного внимания в 3 года, необходимо незамедлительно обращаться к специалисту. Упущенное в этом возрасте время может привести к серьезным, а порой и необратимым последствиям для речевого, коммуникативного и социального развития ребенка.

Хождение на цыпочках, особенно если оно круглосуточное, должно стать серьезным сигналом для родителя – что-то здесь не так. Это явный признак неврологии, а значит проявятся и логопедические нарушения. Такая походка говорит о том, что есть нарушения в головном и спинном мозге и могут быть нарушения в мышцах. 

Хорошее владение телом, умение уверенно держать голову, сидеть, ходить – все это свидетельствует о зрелости двигательных центров мозга. Эти же области отвечают и за контроль артикуляционного аппарата: языка, губ, челюстей. Поэтому если у ребенка наблюдаются проблемы с крупной моторикой, велика вероятность, что у него возникнут трудности и с речевым развитием.

Такие вот рекомендации логопеда-дефектолога Елены Мельниковой.

Ну а Саша занимался с логопедом в детском саду. Если честно, по-началу, я не очень надеялась на эти занятия потому что они проходили не индивидуально, а в небольших группах. Хотя были платные и изначально преподносились как индивидуальные. Но в течении года мы заметили как его речь становится все чище и чище. И к 7 годам полностью очистилась от несовершенств. 

Я очень рада, что мы вовремя получили консультацию логопеда в детском саду, не отмахнулись и начали заниматься Сашиной речью. Сейчас я понимаю, что это не просто "перестраховка", а возможность избежать серьезных проблем в будущем. Грамотный специалист никогда не станет "высасывать из пальца" проблемы там, где их нет, но всегда подсветит то, на что нужно обратить внимание. 

Теперь я знаю, что очень важно научить ребенка правильно и чисто говорить к школе, иначе у него будут проблемы с усвоением материала, чтением, письмом. Могут не складываться отношения с одноклассниками из-за невнятной речи. 

Такой наш опыт. Возможно, не самый сложный и показательный, но не менее ценный. Часто родители (как и я) не замечают каких-то отклонений и думают что все само пройдет. Лучше не тянуть, а один раз проконсультироваться у специалиста.

Спасибо, что дочитали. Надеюсь, вам было интересно и полезно. Мой канал @leraberesh о доме, творчестве, ремонтах своими руками и вдохновении. Подписывайтесь, тут тепло и душевно.