Найти в Дзене

К 70-летию журнала «Юность»

Обложка первого выпуска журнала «Юность». Июнь 1955 г. РГАЛИ. Архивохранилище печатных изданий.
Обложка первого выпуска журнала «Юность». Июнь 1955 г. РГАЛИ. Архивохранилище печатных изданий.

«В этой книжке журнала мы встречаемся с тобой впервые, дорогой читатель.

И, правду сказать, мы немало думали об этой встрече, стараясь угадать, что хотел бы ты найти, раскрывая в первый раз свой новый журнал: интересный роман, который печатался бы с продолжением, обрываясь в самом неожиданном месте? Занимательный рассказ о делах своих ровесников? Весёлые приключения? Фантастическую историю о путешествиях на дальние планеты или в отдаленные прошлые или будущее времена?

Обложка журнала «Юность» к 50-летию образования СССР. Декабрь 1972 г. РГАЛИ. Архивохранилище печатных изданий.
Обложка журнала «Юность» к 50-летию образования СССР. Декабрь 1972 г. РГАЛИ. Архивохранилище печатных изданий.

Да, вероятно, все это понравилось бы тебе, и мы постараемся, чтобы нашли место в твоем журнале и роман с продолжением, и фантастика, и веселые страницы…». С этих строк начиналось первое обращение редакции журнала «Юность» к читателям в июне 1955 года. И оно было совершенно неожиданным, поскольку никогда со страниц издававшегося на государственные средства журнала не говорилось о том, что хотел бы увидеть и узнать сам читатель. Не власть задавала тон и тему, а редакция спрашивала у будущих подписчиков о том, что интересно именно им.

А дальше шли не менее неожиданные слова, посвященные… первой любви! Они были (наверное, не без раздумий) предоставлены редакции 19-летним Борисом Горбатовым, начинающим писателем, который в 1927 году адресовал эти строки своей будущей супруге Александре Ефремовой. Но сколько же в них было стремления к новой, яркой и полной жизни!

Верстка журнала «Юность» с авторской и редакторской правкой. Октябрь 1960 г. РГАЛИ. Ф.2924. Оп.1.
Верстка журнала «Юность» с авторской и редакторской правкой. Октябрь 1960 г. РГАЛИ. Ф.2924. Оп.1.

Такой неожиданный зачин нового журнала, чье рождение совпало с началом другой страницы истории нашей культуры, на долгие годы сформировал для него особое место в среде российской литературы.

Первым главой «Юности» стал Валентин Катаев, а членами редколлегии — молодые «звезды» писательского цеха: Ираклий Андроников, Виталий Горяев, Самуил Маршак, Григорий Медынский, Николай Носов, Мария Прилежаева, Виктор Розов. Уже в первом выпуске, в статье «Письма твоего сверстника» (отрывок из которой приведен выше), задавался лейтмотив поиска новых смыслов, обращение к молодому читателю как к личности, которая находится в поиске своего места в жизни. И этот новаторский подход дал результат: журнал воспитал литературный вкус нескольких поколений молодежи и прославил десятки новых имен.

Стихотворение Ю.П. Мориц «Весна» для журнала «Юность». Август 1960 г. РГАЛИ. Ф.2924. Оп. 1. Машинопись с авторской и редакторской правкой.
Стихотворение Ю.П. Мориц «Весна» для журнала «Юность». Август 1960 г. РГАЛИ. Ф.2924. Оп. 1. Машинопись с авторской и редакторской правкой.

Первый номер вышел тиражом в 100 000 экземпляров. При вполне демократической стоимости номера (4 рубля) он открывал для огромного количества читателей дверь в необъятный литературный мир. Здесь печатались как уже маститые писатели и поэты (Анна Ахматова, почти запрещенный в то время Александр Блок, Корней Чуковский, Виктор Шкловский), так и новички, имена которых для многих звучали впервые (братья Стругацкие, Кир Булычев, Борис Васильев, Анатолий Кузнецов, Григорий Горин, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Юнна Мориц, Анатолий Рыбаков и многие другие). «Катаевские волчата» — так называли этих молодых авторов. В числе прочего, это упоминается в стихотворении Евгения Евтушенко «Валюн», посвященном, конечно же, Валентину Катаеву:

Он всех нас кормил и печатал,
открыв заржавелый засов.
Катаевские волчата,
мы шли против лагерных псов.
Вселяя в Лубянку угрюмость,
пугая Китайский проезд,
журнал под названием «Юность»
стал юностью наших надежд…
За столькое сам виноватый,
стоял он за нас, как валун,
зловатый и угловатый,
и нежный — великий Валюн.

Рубрика «Пылесос» в журнале «Юность». Сентябрь 1966 г. РГАЛИ. Архивохранилище печатных изданий.
Рубрика «Пылесос» в журнале «Юность». Сентябрь 1966 г. РГАЛИ. Архивохранилище печатных изданий.

В четырех номерах подряд, начиная с первого выпуска, печаталось «Путешествие на Кон-Тики» Тура Хейердала в переводе Льва Жданова. Об этом Василий Аксёнов писал: «Эта книга распахнула окно в сверкающий и грохочущий мировой океан, русский перевод этого путевого дневника, сам факт его публикации и таким образом приобщение к мировой сенсации казались нам едва ли не откровением. Журнал заявлял себя сторонником всего самого современного, передового, модного, будь то ныряние с аквалангом, кибернетика, фигурное катание, вентилировал затхлую атмосферу советских будней».

Это действительно так: журнал продолжал печатать громкие сенсации. В 1956 году на страницах «Юности» появилась повесть, которая выбивалась из привычного ряда сочинений, рассказывающих о советской действительности: повесть 20-летнего студента Анатолия Гладилина «Хроника времен Виктора Подгурского», которая имела оглушительный успех и положила начало тому, что позже будет названо «исповедальной прозой». В 1958 году опубликовали тут же ставшего культовым «Незнайку в Солнечном городе» Николая Носова. В 1960-м — роман Валентина Катаева «Зимний ветер», повесть «Приключения Кроша» Анатолия Рыбакова. В 1961-м — «Звездный билет» Василия Аксёнова.

Из справки об организации журнала «Юность». 24 апреля 1954 г. РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 36.
Из справки об организации журнала «Юность». 24 апреля 1954 г. РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 36.

В том же 1961 году литовский художник Стасис Красаускас нарисовал «Девушку с веточкой во рту» — беззаботная и легкая, она стала не только бессменной эмблемой журнала «Юность», но и символом самой юности: эта литография украсила стены многих советских квартир.

Как бы то ни было, «Юность» была не только о литературе. Постоянными стали классические советские репортажи, разделы «Наука и техника», «Спорт», дискуссионная «20-я комната», появившаяся в 1987 году, юмористическая рубрика «Пылесос» (позже — «Зеленый портфель»), которую в разное время вели известные сатирики Григорий Горин, Марк Розовский, Аркадий Арканов, Михаил Задорнов.

Письмо читателей в редакцию журнала «Юность». Октябрь 1956 г. РГАЛИ. Ф. 2924. Оп. 1.
Письмо читателей в редакцию журнала «Юность». Октябрь 1956 г. РГАЛИ. Ф. 2924. Оп. 1.

Обложки журнала всегда были сдержанно-стильными: с «Юностью» охотно сотрудничали известные художники, среди которых были Илья Глазунов, Михаил Шемякин, Алексей Леонов (работы художников всегда публиковались в отдельной вкладке).

«Настоящая история “Юности”, — как писал позже Василий Аксенов, — это, разумеется, история ее первых двенадцати или пятнадцати лет, когда она проходила период становления и перехода из одного кризиса в другой. С завершением кризисной поры она вступила, что называется, в “бальзаковский возраст”, однако, в отличие от героинь неудержимого французского романиста, она не проявила склонности к романтическим приключениям, но лишь засохла у окошечка с пяльцами и с видом на магазин полуфабрикатов».

Фотография участников встречи деятелей искусств с редколлегией и авторами журнала «Юность». 27 октября 1972 г. РГАЛИ. Ф. 2932. Оп. 3
Фотография участников встречи деятелей искусств с редколлегией и авторами журнала «Юность». 27 октября 1972 г. РГАЛИ. Ф. 2932. Оп. 3

Сказано жестко и не во всем справедливо. Ведь и в последующие годы в журнале увидели свет такие замечательные произведения: такие как «Вам и не снилось» Галины Щербаковой, «Сто дней до приказа» Юрия Полякова, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, «У нас была великая эпоха» Эдуарда Лимонова. В 2021 году «Юность» впервые вручила премию имени Валентина Катаева за лучший рассказ: ее первыми лауреатами стали прозаики Павел Селуков, Софья Ремез и Роман Сенчин.

В наши дни должность главного редактора журнала занимает Сергей Шаргунов. Среди авторов журнала — Евгений Водолазкин, Алексей Сальников, Денис Драгунский, Дмитрий Воденников, Роман Сенчин, Василий Авченко, Юз Алешковский, Ася Володина, Дмитрий Захаров, Вера Богданова, Екатерина Манойло. Как и в катаевские времена, наряду с дебютантами в журнале печатаются тексты современных классиков и самых ярких представителей современной литературы.

Стасис Красаускас. «Девушка с веточкой во рту» (эмблема журнала «Юность»). Ноябрь 1968 г. РГАЛИ. Архивохранилище печатных изданий.
Стасис Красаускас. «Девушка с веточкой во рту» (эмблема журнала «Юность»). Ноябрь 1968 г. РГАЛИ. Архивохранилище печатных изданий.

И много лет спустя благодарный читатель, держащий свежий номер журнала в руках, с теплом в голосе говорит: «Это — наша “Юность”».

* * *

Фонд редакции журнала «Юность» хранится в РГАЛИ под № 2924 и охватывает период с 1955 по 1980 год. Материалы редакции за последующие годы находятся в архиве редакции журнала.

А в поступивших документах представлено большое количество как творческих, так и рабочих материалов. Среди последних — приказы по редакции (в том числе приказы о творческих командировках); стенограммы заседаний редколлегии журнала и читательских конференций; переписка с авторами и читателями, а также советскими и зарубежными издательствами; отзывы рецензентов на произведения начинающих писателей; тематические планы номеров журнала.

Но, конечно, важнейший комплекс в составе фонда — это творческие материалы литераторов, рукописи опубликованных в журнале романов, повестей, рассказов, стихотворений, воспоминаний, очерков и статей. В их числе авторизованная машинопись А.Г. Алексина, Л.В. Карелина, В.С. Токаревой, Д.М. Холендро и многих, многих других. В фонде находятся сотни автографов ведущих писателей и поэтов — И.Л. Андроникова, А.Д. Дементьева, К.М. Симонова. Также хранятся здесь и рукописи произведений, подвергшихся значительной содержательной авторской и редакторской правке, что позволяет делать вывод как о «творческой лаборатории» литераторов, так и о времени, в которое они создавали свои произведения. Среди сотен дел фонда представлены верстки номеров журнала, где отражается финальная стадия работы редколлегии над номерами. Все материалы сохранены практически в полном объеме и достаточно подробно характеризуют работу редакции — с их помощью легко проследить весь путь, который прошел журнал со дня основания.

В архивохранилище печатных изданий РГАЛИ хранится также обширная подшивка журнала с самого первого номера по 1994 год.

В.А. Васенкова
главный специалист РГАЛИ

СССР
2461 интересуется