Серым утром в самом конце мая, а именно в 1866 году, на набережной китайского города Фучжоу стоял настоящий гул. Шум, треск, крики — атмосфера была накалена до предела! Вдоль реки Минь покачивались на якорях, словно породистые скаковые лошади перед стартом, самые быстрые корабли своего времени. Их трюмы были под завязку набиты сокровищами — первыми в сезоне сборами китайского чая. Но для купцов, суетящихся на берегу, и для тысяч лондонцев на другом конце света, которые готовились следить за их малейшим движением, эти суда были не просто «плавучими складами». О нет! Это были чистокровные рысаки, брошенные в захватывающую, невероятно опасную гонку, где приключение сплеталось с обещанием огромной, просто баснословной прибыли.
========
➡️ Наш Telegram-канал. Подпишись, чтобы не пропустить новые статьи
========
Вот уже почти два десятилетия ежегодное начало китайской чайной торговли запускало самое настоящее, неистовое соревнование между самыми быстроходными парусниками на всей планете. Эти морские красавцы были специально построены ради скорости. Их отточенные корпуса были спроектированы так, чтобы разрезать волны и как можно скорее доставить первую партию свежайшего чая. Ведь быстрая доставка означала не просто возможность запросить более высокие цены, но и приносила колоссальный престиж для владельцев корабля, а также славу для капитана и всей его команды. Ежегодная гонка от чайных портов Китая до доков Лондона превратилась в настоящий, захватывающий дух спектакль, за которым купцы, газеты и обычная публика следили, не отрывая глаз.
Конечно, чайная торговля началась задолго до этого, ещё в середине XVI века, когда португальцы впервые основали свою базу в Макао, что к западу от Гонконга. Однако Китай был слишком далёк, а его императоры, мягко говоря, не слишком-то жаловали западных купцов, жаждущих торговать ещё и шёлками да пряностями. Поэтому напиток оставался практически неизвестным в Британии вплоть до восстановления на престоле Карла II в 1660 году. Следующие сто семьдесят пять лет Ост-Индская компания удерживала фактическую монополию на торговлю чаем, пока в 1833 году не был принят Закон о чартере (также известен как Акт о Святой Елене 1833 года или Акт об управлении Индией 1833 года), который поставил жирную точку на всей коммерческой деятельности Компании в Китае и на Дальнем Востоке.
Эра клиперов
После этого последовала отмена старинных Навигационных актов — тех самых, что раньше запрещали ввозить в Британию товары, не перевозимые на британском судне. Это стало мощнейшим толчком для строительства более быстрых и гораздо более совершенных кораблей, и множество частных купцов бросились использовать открывшуюся перед ними возможность. Чай, который к тому времени уже прочно вошёл в жизнь и стал национальным напитком Британии, требовался всё больше и больше. Скорость имела решающее значение, ведь первый корабль, прибывший в Лондон с чаем нового сезона, мог запросить самую высокую цену.
Так и зародилась та самая, неформальная «Чайная гонка» — состязание высочайшего уровня.
Суда, перевозившие этот невероятно ценный груз, получили прозвище чайные клиперы — это были узкие, с высокими мачтами парусники, созданные, буквально, для одной цели: скорости.
Они впервые появились в 1840-х годах и были доведены до абсолютного совершенства уже в 1850-х. Эти корабли могли взять на борт большой объём груза, но при этом сохраняли невероятную быстроту. Самые знаменитые из них строили в Абердине, Глазго и вдоль Темзы. Их острые носы и высокие такелажи были спроектированы так, чтобы сократить путешествие из Китая не просто на дни, а иногда и на целые недели.
Фавориты на старте
Fiery Cross («Огненный Крест»), построенный на верфи Чаллонера в Ливерпуле в 1860 году, был одним из самых успешных и надёжных судов, участвующих в китайской торговле. Он пришёл первым домой в 1861, 1862, 1863 и 1865 годах, заслуженно заработав желанную чайную премию. По мере того как гонки стали ежегодным, ожидаемым явлением, лондонские газеты начали публиковать подробные отчёты о том, какие корабли загружаются в Фучжоу или Шанхае, какие уже вышли в море, и где их видели в последний раз. В джентльменских клубах и кофейнях тут же возникали оживлённые тотализаторы. К 1860-м годам за этими гонками следили с таким же пылом, как за скачками или крикетом.
В 1866 году состязание обещало стать более напряжённым и драматичным, чем когда-либо раньше. К отплытию готовились пять прославленных клиперов: Taeping («Тайпинг»), Ariel («Ариэль»), Serica («Серика»), Fiery Cross и Taitsing («Тайцзин»). Каждое судно было знаменито по-своему. Ariel был только что спущен на воду, длинный, изящный, его сразу же окрестили самым быстрым судном своего времени. Taeping уже успел отличиться своей стремительностью и надёжностью, однажды совершив переход из Китая в Англию всего за 89 дней. Serica была опытным «морским бойцом», а Fiery Cross часто задавал темп в предыдущие годы. Taitsing, построенный лишь годом ранее, отправлялся в свой первый поход в Китай.
Начало плавания
Гонка началась ранним утром 29 мая, когда Ariel поднял якорь и направился к морю. Однако его буксир оказался слабоват, а водовороты в устье реки были очень сильными, что вынудило Ariel снова бросить якорь. Пока он ждал смены приливов, более лёгкий Fiery Cross, которому помогал более мощный буксир, обошёл его на буксире и, воспользовавшись моментом, ушёл в открытое море. Лишь на следующее утро Ariel смог выйти на простор, при этом Taeping и Serica отставали всего на несколько минут, а Fiery Cross уже опережал их на целых четырнадцать часов.
========
➡️ Наш Telegram-канал. Подпишись, чтобы не пропустить новые статьи
========
Маршрут от китайских чайных портов до Лондона был грандиозным: он простирался через Китайское море и Индийский океан, мимо Маврикия, вокруг южной оконечности Африки и далее в Атлантику. Обычно корабли проходили к западу от Азорских островов, прежде чем взять курс к Ла-Маншу. В Китайском море судам приходилось лавировать между бесчисленными низменными островами, чтобы поймать попутный ветер, но эти воды были коварны из-за скрытых рифов. Выйдя из Фучжоу, все пять кораблей прошли мимо Парасельских островов, вниз по побережью Аннама (нынешний Вьетнам) и на юг к Борнео, направляясь к Анджеру, а затем пересекали Зондский пролив, чтобы наконец выйти в Индийский океан.
Схватка в открытом море
Пересечение Китайского моря зачастую решало, сколько времени займёт весь путь до Лондона. И именно здесь Fiery Cross, несмотря на своё мощное начальное преимущество, начал отставать, позволив Ariel и Taeping вырваться вперёд, причём Ariel захватил лидерство. По мере того как корабли продвигались через Индийский океан и огибали южную оконечность Африки, гонка становилась всё плотнее, а лидерство постоянно переходило между первой тройкой. Serica наверстала значительную часть упущенного времени к моменту прохождения мимо острова Святой Елены.
9 августа, примерно на двенадцати градусах севернее Экватора, Taeping и Fiery Cross заметили друг друга и держались вместе до 27 августа, когда налетел свежий бриз. Он унёс Taeping из виду, в то время как Fiery Cross постигла чудовищная неудача: он угодил в полный штиль на целых 24 часа.
К тому моменту, когда флот достиг Азорских островов, расстояния между пятью судами сократились до минимума. Ariel, Fiery Cross, Taeping и Serica прошли мимо острова Флорес 29 августа, а Taitsing отставал на сорок восемь часов. Следующей, решающей, критической точкой был вход в Ла-Манш.
Финишная прямая и горькая победа
Ariel и Taeping оба достигли Ла-Манша 5 сентября. Два клипера неслись вверх по проливу, напрягая каждый сантиметр своих парусов, гонимые сильным ветром. Ранним утром 6 сентября Ariel достиг Дандженесса, где на борт поднялся лоцман и поздравил Капитана Кея с тем, что он первым из кораблей пришёл из Китая в этом сезоне. Но праздновать было совершенно некогда, ведь Taeping был совсем близко, и гонка ещё не закончилась.
========================
⚡️⚡️⚡️ДАТАКС - Криминальные истории. Наш новый проект для любителей true crime историй
========================
Обоим судам пришлось взять буксиры, чтобы пробираться вверх по Темзе. Состязание теперь свелось к приливам и осадке. В 9:00 вечера Ariel подошёл к воротам дока Ист-Индия, но прилив был слишком низким, чтобы их открыть. Taeping, с меньшей осадкой, рванул к Лондонским докам и проскользнул через их ворота, войдя всего за двадцать восемь минут до того, как Ariel наконец пришвартовался в Ист-Индия в 10:15 вечера.
Пока Ariel и Taeping мчались по английской стороне Канала, Serica неслась вдоль французского побережья. Она прошла через Даунс в полдень и, буквально чудом успев, вошла в док Вест-Индия в 11:30 вечера до того, как ворота шлюза закрылись.
Fiery Cross не сильно отставал от лидирующей тройки. Он достиг Даунс в 10:00 утра 7 сентября, но был вынужден встать на якорь, когда ветер усилился до штормовой силы. В итоге он прибыл в Лондон в 8:00 утра 8 сентября. Taitsing пришёл на следующее утро, войдя в порт 9 сентября.
Конец эпохи
Из-за невероятно плотного финиша Ariel и Taeping были объявлены совместными победителями, и премия за первый груз чая была честно поделена между ними. Однако тут же всплыла одна, но очень серьёзная проблема. Пароход Erl King уже пришвартовался в Лондоне более чем за две недели до этого с первой партией чая. Это означало, что, хотя по предварительной договорённости купцы выплатили премию за грузы Ariel и Taeping, они не смогли продать чай по премиальной цене на рынке, поскольку он уже не был первым, прибывшим в Англию.
Хуже того, поскольку Ariel, Taeping и Serica достигли Лондона с разницей всего в несколько часов, они буквально затопили рынок чаем нового сезона, что, естественно, обрушило цены. Итогом стал существенный финансовый убыток для купцов. В результате давняя, желанная практика выплаты премии первому пришедшему клиперу была отменена.
Гонки продолжались ещё несколько сезонов, но уже, конечно, не с тем же азартом. Пароходы, оснащённые паровыми двигателями, могли совершить тот же путь на целых две недели быстрее самых быстрых клиперов. Пароход Erl King, который обошёл Ariel и Taeping, вышел из Фучжоу на семь дней позже, чем Fiery Cross, но достиг Лондона уже 22 августа — всего через 78 дней плавания. В том же году другой пароход, SS Agamemnon, установил рекорд перехода в обратную сторону, пройдя путь всего за 65 дней. Открытие Суэцкого канала в 1869 году сократило расстояние от Китая до Лондона примерно на 6020 километров, но клиперы не могли использовать новый маршрут, так как условия плавания в северной части Красного моря совершенно не подходили для их конструкции. Это стало последним гвоздём в крышку их гроба.
========
➡️ Наш Telegram-канал. Подпишись, чтобы не пропустить новые статьи
========
Последняя из настоящих чайных гонок состоялась в 1872 году, когда Cutty Sark и Thermopylae — два самых прославленных из когда-либо построенных клиперов — отправились из Шанхая. Победил Thermopylae, достигнув Лондона за 91 день, но этот поединок ознаменовал конец эпохи. К середине 1870-х годов чайные перевозки почти полностью перешла к пароходам. Великолепные клиперы были распроданы, перенаправлены на менее значимые торговые маршруты или просто разобраны. Однако романтика парусного флота не исчезла. Она нашла новое воплощение на другом конце света, в том, что стало известно как зерновые гонки из Австралии.
Эпилог
«Большая чайная гонка 1866 года» принесла небывалую славу пяти клиперам, но последующие годы разбросали их по совершенно разным, часто трагическим судьбам. В 1871 году Taeping потерпел крушение в Китайском море во время перехода в Нью-Йорк. Год спустя, в 1872 году, Ariel исчез во время перехода из Лондона в Австралию. Спасательная шлюпка, найденная на острове Кинг в проливе Басса, скорее всего, свидетельствует о том, что он затонул в Южном океане после огибания Мыса Доброй Надежды. Serica нашла свой конец в 1872 году, возвращаясь из Гонконга в Монтевидео. Она потерпела крушение на Парасельских островах, выжил только один человек. Fiery Cross перевёз свой последний груз чая в чайный сезон 1872/73 годов, а затем продолжил заниматься общими перевозками, пока, по разным данным, не был потерян либо в 1889, либо в 1893 году. Taitsing продолжал заниматься китайской торговлей, доставив свой последний груз чая в 1874/75 годах. Он был потерян на островах Кирибас в 1883 году, по пути из Суонси в Занзибар.