Найти в Дзене
Тот самый Вобар

Ictíneo II: первая в мире подводная лодка с химическим двигателем

До изобретения паровых машин подводные лодки передвигались исключительно за счёт человеческой силы. Самой первой работоспособной субмариной считается аппарат, построенный в 1620 году голландским мастером Корнелиусом Дреббелем — под водой его двигали гребцы, работавшие вёслами. Спустя век русский мастер-самоучка Ефим Никонов создал первую военную субмарину — и она тоже шла на веслах. Во времена Американской революции инженер Дэвид Бушнелл разработал подлодку под названием «Черепаха» — одноместный аппарат, который также приходилось двигать силами тех. кто находится внутри. Немецкий конструктор Вильгельм Бауэр в середине XIX века спустил на воду свою «Брандтауэр», которая до сих пор считается самой древней из сохранившихся подводных лодок. Там привод осуществлялся с помощью вращающегося колеса, которое крутилось ногами, будто в велосипеде. А ещё была легендарная «Ханли» — та самая подлодка, которая первой в истории потопила вражеский корабль. Переход от силы мускулов к настоящей механике
Оглавление

До изобретения паровых машин подводные лодки передвигались исключительно за счёт человеческой силы. Самой первой работоспособной субмариной считается аппарат, построенный в 1620 году голландским мастером Корнелиусом Дреббелем — под водой его двигали гребцы, работавшие вёслами. Спустя век русский мастер-самоучка Ефим Никонов создал первую военную субмарину — и она тоже шла на веслах. Во времена Американской революции инженер Дэвид Бушнелл разработал подлодку под названием «Черепаха» — одноместный аппарат, который также приходилось двигать силами тех. кто находится внутри. Немецкий конструктор Вильгельм Бауэр в середине XIX века спустил на воду свою «Брандтауэр», которая до сих пор считается самой древней из сохранившихся подводных лодок. Там привод осуществлялся с помощью вращающегося колеса, которое крутилось ногами, будто в велосипеде. А ещё была легендарная «Ханли» — та самая подлодка, которая первой в истории потопила вражеский корабль.

Переход от силы мускулов к настоящей механике оказался не таким простым, как можно подумать. Двигатели внутреннего сгорания требовали топлива, а ещё — кислорода. А с ним, как можно догадаться, под водой было туго. И вот именно здесь произошёл настоящий прорыв — благодаря испанскому изобретателю Нарсису Монтуриолю. Он предложил использовать химический двигатель, который не только производил энергию, но ещё и выделял кислород. Так появилась первая в мире действительно автономная подводная лодка.

========================
⚡️⚡️⚡️
Наш канал в Telegram
========================

Монтуриоль родился в городе Фигерас, что в Каталонии. Формально он был юристом, но его по-настоящему увлекали техника, наука и идеи утопического социализма. Он вдохновлялся мыслями таких философов, как Этьен Кабе, и верил, что изменить мир можно только через науку, просвещение и мирные реформы. Свои взгляды он не скрывал — публиковал брошюры, газеты, выступал за права трудящихся, женщин, за отказ от насилия. Испанские власти его энтузиазма не разделяли, и Монтуриолю приходилось скитаться по стране, постоянно меняя место жительства.

Нарсис Монтуриоль
Нарсис Монтуриоль

На время он осел в Кадакесе — тихом рыбацком городке на берегу моря, недалеко от его родного Фигераса. Именно здесь с ним случилось то, что определило его судьбу: он стал свидетелем гибели ныряльщика, который собирал кораллы. Эта трагедия потрясла его до глубины души. И именно тогда у него появилась идея — создать безопасный подводный аппарат, способный спасти жизни тем, кто работает на морском дне.

В 1857 году он вернулся в Барселону и учредил там первое в Испании коммерческое общество, занимающееся подводным судоходством. Начальный капитал предприятия составил 10 000 песет. Уже на следующий год, в 1858-м, он представил миру своё детище — подводную лодку, которую назвал Ictíneo. Это слово пришло из древнегреческого языка и означало «рыбокорабль».

Ictíneo I

Первую подлодку Нарсиса Монтуриоля, получившую имя Ictíneo I, он построил, опираясь не только на инженерный расчёт, но и на личную боль. Основной материал — оливковое дерево, укреплённое дубовыми вставками, а сверху — медная обшивка. Форма — вытянутое яйцо: около 7 метров в длину и чуть больше 2,5 метров в ширину. Такая обтекаемость позволяла аппарату легче двигаться в водной среде.

========================
⚡️⚡️⚡️ДАТАКС - Криминальные истории. Наш новый проект для любителей true crime историй
========================

Но дело было не только в форме. Самое важное — идея двойного корпуса. Внутренняя капсула обеспечивала герметичность и защищала экипаж от давления воды. Наружная часть — балластная. Наполняя или освобождая пространство между этими слоями водой, можно было точно регулировать плавучесть. За движение всё ещё отвечала мускульная сила: внутри стоял ручной привод, который вращал винт. Скорость — примерно 2 узла, то есть около 3,7 километра в час.

Копия Ictíneo I перед Морским музеем в Барселоне
Копия Ictíneo I перед Морским музеем в Барселоне

Однако главным достижением Ictíneo I стала вовсе не скорость. Эта подлодка была оснащена для своего времени поразительной системой жизнеобеспечения. Внутри находились химические фильтры, очищающие воздух от углекислого газа, и баллоны со сжатым кислородом. Благодаря этому экипаж мог находиться под водой гораздо дольше, чем команды любых других подлодок того времени. Большинство подводных аппаратов тех лет были просто герметичными «банками», в которых человек выживал буквально на остатках воздуха. Ictíneo была другой.

Испытания проходили в гавани Барселоны. Аппарат совершил свыше 50 погружений, некоторые из них длились до двух часов. Подлодка уверенно держалась на глубине до 20 метров и доказала: решения Монтуриоля работают не на бумаге, а в реальности.

К сожалению, в 1862 году произошёл несчастный случай. Когда Ictíneo I стояла у причала, в неё врезалось грузовое судно. Удар оказался фатальным — подлодка была полностью уничтожена. Монтуриоль воспринял это как личную утрату, но сдаваться не собирался. Напротив, он решил сделать всё, чтобы построить аппарат ещё более совершенный.

Ictíneo II

Два года спустя, в 1864 году, мир увидел Ictíneo II. Это уже был не просто улучшенный вариант, а настоящий технологический прорыв. Впервые в истории субмарина могла не только самостоятельно двигаться, но и сама вырабатывать кислород. Всё благодаря уникальному химическому двигателю.

Новая подлодка заметно превосходила предшественницу в размерах: длина — около 14 метров, ширина — около 2 метров. Конструкция осталась деревянной, с металлическими элементами и медной обшивкой. Двойной корпус сохранился: внешний — балластный, внутренний — герметичный, для защиты экипажа.

Копия Ictíneo II в Барселоне
Копия Ictíneo II в Барселоне

Но главный фокус был в двигателе. Под водой он работал на химической реакции: в нём сжигалась смесь цинка, диоксида марганца и хлората калия. В результате выделялось тепло, необходимое для создания пара, и одновременно — кислород. То есть подводный аппарат мог и двигаться, и обеспечивать команду кислородом. На поверхности Ictíneo II использовала стандартный паровой двигатель, работавший на угле.

Таким образом, это была первая в мире субмарина с по-настоящему автономной силовой установкой.

========================
⚡️⚡️⚡️ДАТАКС - Криминальные истории. Наш новый проект для любителей true crime историй
========================

22 октября 1867 года состоялось первое испытание: Ictíneo II прошла по поверхности, используя паровой двигатель. Средняя скорость составила 3,5 узла — это примерно 6,5 км/ч. Максимальная достигла 4,5 узла, то есть около 8,3 км/ч. А уже 14 декабря того же года Монтуриоль провёл первое подводное испытание с включённым химическим двигателем. В погружённом состоянии подлодка развила скорость 2,5 узла, то есть почти 4,6 км/ч.

Ictíneo II в разрезе
Ictíneo II в разрезе

Всего провели около 20 демонстрационных погружений — и все прошли без происшествий. Под водой аппарат мог находиться до 7,5 часов и опускаться почти на 30 метров.

Однако, несмотря на этот триумф, поддержки со стороны государства не последовало. Финансирование остановилось, компания Монтуриоля обанкротилась, а саму подлодку в 1868 году разобрали на части.

========================
⚡️⚡️⚡️
Наш канал в Telegram
========================

В этом же 1868 году Монтуриоль ушел в политику. Он стал депутатом Учредительного собрания Первой испанской республики (1873), представляя Федералистскую партию. Позже его назначили директором Национальной фабрики марок в Мадриде — именно там он внедрил новую технологию по ускоренному производству клеящей бумаги.

Кроме подводных лодок, у Монтуриоля было множество других изобретений: система копирования писем, скоростная пушка, модернизированный парогенератор, камнерезная машина, способ консервации мяса и даже устройство для изготовления сигарет.

Он умер в 1885 году в Барселоне. В его честь выпустили почтовую марку, а память о нём увековечена памятниками — в Барселоне и на родине, в Фигерасе.

Это может быть интересно: