Найти в Дзене
PRO Историю

Мобильный АД на рельсах: что творили БРОНЕПОЕЗДА СССР на передовой

Оглавление

Знаете, чем бронепоезда отличались от обычных танков, пушек или самолётов? Они ехали по рельсам — как обычные поезда, только вместо пассажиров в вагонах сидели бойцы, зенитчики, артиллеристы. А сами вагоны были обшиты сталью, вооружены до зубов и готовы были в любой момент встать на дыбы и выдать залп по врагу.

Во время Великой Отечественной эти чудовища стали настоящим мобильным адом на рельсах. И враги их боялись. Не только потому, что один такой состав мог сровнять с землёй целую вражескую колонну, но и потому, что появлялись они внезапно, били точно, а потом исчезали.

Кто придумал бронепоезда и зачем они вообще нужны

Идея-то не новая. Бронепоезда появились ещё в 19 веке, но именно в Советском Союзе её довели до абсолюта. К началу войны в Красной армии было больше полусотни боевых поездов. Все они были разными — как по броне, так и по начинке.

В составе был обязательно бронированный паровоз, платформы с пушками (обычно 76-мм), пулемёты, иногда зенитки. А ещё вагон для ремонтников, штабной и хозяйственный. По сути, целая передвижная крепость.

-2

Но были у этих крепостей и минусы:

  • если взорвут рельсы — всё, бронепоезд встал;
  • внутри было душно и тесно, как в танке, только длиннее;
  • и, конечно, с воздуха такой состав был прекрасной мишенью.

Тем не менее, в начале войны именно бронепоезда часто первыми шли в бой.

Как они воевали

gudok.ru
gudok.ru

Например, бронепоезд №44 дрался летом 41-го под Молодечно и Лидой, потом ушёл на ремонт, но через пару недель снова был в бою.

А легендарный «Балтиец» стал символом Ленинграда. С ним связаны десятки эпизодов, когда артиллерия на рельсах помогала сдерживать фашистов в самые тяжёлые дни блокады.

Или «Железняков» — построенный на Севморзаводе в Севастополе буквально на коленке. Его вагоны бронировали из подручных материалов, пушки ставили морские. Но сколько он уничтожил врагов!

Почему они были такими грозными

Бронепоезд мог за считаные минуты изменить расклад боя. Например:

  • прорвались немцы к станции — и тут из-за поворота вылетает поезд с зенитками и пушками;
  • надо прикрыть эвакуацию или снабжение — бронепоезд выступает в роли щита;
  • подошли свои — поезд уходит, чтобы уже через сутки появиться на новом участке фронта.
-4

Это была не просто техника, а настоящая психологическая поддержка.

Конец эпохи

К концу войны бронепоезда начали сдавать позиции. Танки стали мобильнее, авиация — мощнее, а рельсы уже не спасали. После 45-го их постепенно списывали, а к 60-м — почти полностью убрали с вооружения.

Но память осталась. И если вам когда-нибудь доведётся увидеть в музее вагон с толстенной сталью, бойницей и красной звездой — знайте, это он. Тот самый мобильный ад на рельсах.

А вы слышали раньше про бронепоезда? Может, кто-то из ваших родственников служил на таком? Расскажите в комментариях!

Подписывайтесь на канал — впереди ещё больше сильных, забытых, но очень важных историй.

PRO Историю | Дзен

Также приглашаем вас прочитать наши предыдущие статьи, если вам интересны подобные темы: