Найти в Дзене
PRO Историю

Почему ПРОПАЛ экипаж ДБ-3 над Балтикой: сбит НЕМЦАМИ или УТОНУЛ в холодной воде?

Оглавление

История авиации времён Второй мировой полна не только героизма, но и загадок. Одной из них стала пропажа советского бомбардировщика ДБ-3, который в начале войны отправился на боевое задание над Балтийским морем и не вернулся.

До сих пор остаётся вопрос: был ли самолёт сбит, или его экипаж исчез без следа в холодных волнах Балтики?

Самолёт, опередивший своё время

ДБ-3 (дальний бомбардировщик, третий по счёту в серии конструктора Сергея Ильюшина) появился ещё в конце 1930-х. Он был современным по меркам своего времени: мог нести до полутора тонн бомб и преодолевать расстояния до 3000 километров. Именно на таких машинах советские экипажи наносили удары в августе 1941 года.

-2

Балтика для ДБ-3 была ареной особых сражений: экипажи поднимались с аэродромов в Ленинградской области, атаковали немецкие корабли, порты, позиции в Прибалтике.

Но каждый их вылет был подобен русской рулетке: море и небо над ним были наполнены опасностями.

Боевой вылет и исчезновение

Летом и осенью 1941 года бомбардировщики Балтийского флота несли тяжёлые потери. По архивным данным, один из ДБ-3 вылетел на задание в район побережья, где располагались немецкие войска и морские базы. На борту находился экипаж из нескольких человек, в числе которых были пилот, штурман и несколько стрелков-радистов.

-3

Самолёт ушёл в сторону Балтики и больше не вернулся. На землю в одночасье перестали поступать донесения и радиосигналы. Для штаба это означало лишь одно: борт пропал без вести.

Версия первая: сбит в бою

Самая очевидная версия, остающаяся актуальной и по сей день — бомбардировщик был сбит зенитным огнём или немецким истребителем. Балтика контролировалась Люфтваффе, выжить в такой среде было крайне трудно.

Есть свидетельства, что в тот день немецкие части рапортовали о сбитых советских самолётах. Но вот конкретных доказательств именно этого экипажа в документах не сохранилось.

Версия вторая: авария над морем

-4

Ещё одна версия связана с техническими проблемами. ДБ-3 был надёжен, но в боевых условиях даже мелкая неисправность могла привести к катастрофе. В полётах над морем отказ двигателя, повреждения от зенитного огня или ошибка пилота означали одно: аварийная посадка в ледяной воде.

Только вот спастись в Балтике практически невозможно из-за низких температур. Волны могли убить быстрее, чем могла прийти помощь.

Версия третья: «ушёл в небытие»

В истории войн есть особый тип исчезновений, когда самолёт словно растворяется. Балтийское море хранит сотни не найденных машин. На его дне покоятся минные поля, обломки кораблей, бомбардировщики, истребители. Даже в наши дни поисковые отряды периодически находят на дне останки таких же ДБ-3 и других советских самолётов.

Возможно, этот экипаж тоже лежит там, под толщей воды, вместе со своей машиной. Но пока его не нашли, загадка остаётся.

Что говорят поисковики

-5

С 1990-х годов российские поисковые экспедиции ведут активные работы в этом районе. Они находят фрагменты самолётов на дне Финского залива и Балтики, поднимают останки пилотов для перезахоронения с воинскими почестями. В ряде случаев находили и ДБ-3, погибшие летом 1941-го. Но именно этот экипаж до сих пор значится «пропавшим без вести».

Итог

Исчезновение экипажа ДБ-3 над Балтикой — это не только военная загадка, но и напоминание о том, что война унесла тысячи жизней, не оставив даже могилы. Для одних это был сбитый в бою самолёт, для других — жертва холодного моря.

Правды, возможно, мы уже не узнаем. Но память о тех, кто не вернулся с задания, хранит сама история.

А вы как думаете: судьба экипажа ДБ-3 была решена зенитками врага или холодным морем?

Если вам интересны такие материалы и вы хотите читать больше историй о загадках войны и памяти героев, подписывайтесь на канал «PRO Историю». Как подписаться? Кликните на изображение ниже — и вы окажетесь на главной странице канала, где справа есть кнопка «Подписаться». Один клик — и вы подписчик!