Найти в Дзене
"МАРКУШКА"

Как чувствительность превращается в талант. Тревожный мальчик Никола Тесла

Иногда родители замечают, что их ребенок будто живет в другом измерении, где все ощущается сильнее. Он может задержаться взглядом на узоре света на стене, долго прокручивать в голове услышанную мелодию или обиду.

Эти дети чувствуют не только внешний мир, но и внутренний — ярко и до мельчайших оттенков. Им трудно «отпустить» эмоции, переключиться, они могут уставать от сильных впечатлений, но при этом обладают мощным воображением, развитой эмпатией и огромным потенциалом для творчества.

-2

История Николы Теслы — один из самых вдохновляющих примеров. Великий изобретатель, изменивший представление о свете и электричестве, в детстве был вовсе не «вундеркиндом», а тревожным, впечатлительным мальчиком, которого пугали собственные ощущения.

Справка.Никола Тесла (1856-1943) — человек, который «изобрел 20-й век». Его 700 изобретений и патентов являются важнейшими вехами современного электричества. Считают, что Тесла придумал радио раньше Маркони и Попова, и работал с рентгеновскими лучами еще до их официального открытия Вильгельмом Рентгеном.

Никола рос в маленькой деревне Смилян, на территории современной Хорватии. Детство его было наполнено не только звуками природы и светом лампад в доме, но и внутренними бурями. Он рано проявил признаки повышенной сенсорной чувствительности — особого состояния, при котором мозг воспринимает любой стимул гораздо острее, чем у других людей.

Любой громкий звук, вспышка света или сильное чувство вызывали в нем настоящую бурю ощущений: образы мелькали перед глазами, звуки казались слишком громкими, краски — слишком яркими. Иногда это пугало родителей. Тогда еще не знали, что такие дети не «слабые», а просто обладают более активной нервной системой, которая глубже и точнее улавливает детали мира.

Сначала Тесла страдал от этих впечатлений: он не мог избавиться от навязчивых картинок, боялся собственных воображаемых образов. Но со временем научился управлять ими. Он стал «переключать» внимание, представляя вместо пугающих видений то, что хотел видеть. Так постепенно выработалась его удивительная способность создавать в уме сложные механизмы — он буквально видел свои изобретения как живые модели, вращающиеся перед глазами.

Позже Тесла писал: «Я не строю чертежей — я вижу устройство целиком и слышу, как оно работает». Эта внутренняя зрительная память и воображение стали его главным инструментом.

-3

Что такое сенсорная чувствительность у детей

Сенсорная чувствительность — это особенность работы нервной системы, когда восприятие звуков, света, прикосновений и запахов происходит с повышенной интенсивностью. Это не диагноз и не отклонение, а скорее тип нервной организации.

-4

Такие дети чаще тревожны, быстро утомляются от внешней стимуляции, тяжело переносят шумные компании или даже яркий свет в классе. Зато именно они чаще проявляют высокую креативность, эмпатию и нестандартное мышление — как Тесла. Их мозг тонко улавливает связи и закономерности, которые другие просто не замечают.

Некоторые ситуации и что с ними делать

Главное правило — не пытаться «закалить» ребенка или приучить его «не обращать внимания». Его нервная система не слабая — она просто устроена иначе.

  • Если ребенок закрывает уши при громких звуках — не заставляйте его «терпеть». Дайте наушники или предложите тихий уголок.
  • Если он быстро устает на праздниках — разрешите уйти пораньше или сделать паузу. Ему действительно нужен отдых от потока стимулов.
  • Если он слишком переживает неудачи — помогите назвать чувства словами: «Ты расстроился, потому что хотел, чтобы получилось». Это снижает внутреннее напряжение.
  • Если ему трудно заснуть после активного дня — помогут мягкие тактильные ощущения и уют комнаты: теплый плед, массаж ладоней, поглаживания по лбу и спине, спокойная музыка (или колыбельная) и приглушенный свет. Все это поможет успокоить вегетативную нервную систему и вернуть телу баланс.
-5

За детской тревожностью или «странным» поведением может скрываться особый тип мышления. Повышенная чувствительность — не помеха, а способ воспринимать мир глубже. Главное, чтобы рядом с ребенком были взрослые, которые не спешат подавлять, а учат бережно обращаться с этой особенностью.

На наших каналах:

Айсэк вовсе не идиот

Вспомнить Уинстона

Маленький дирижёр Вилли Ферреро

Уроки Маргарет Тэтчер