Валентина устало тащила чемодан по лестнице. Лифт, как обычно, не работал, а жила она на пятом этаже. Отпуск в Сочи выдался чудесным — две недели солнца, моря и полного отсутствия проблем. Даже телефон она включала только вечером, чтобы проверить сообщения от мужа. Андрей остался в Москве — у него был важный проект на работе, да и отпуск ему не дали. «Ничего, — думала тогда Валентина, — в следующем году обязательно поедем вместе».
Поднявшись на свой этаж, она с удивлением услышала детский смех из-за двери собственной квартиры. Странно, у них с Андреем детей не было, да и гостей с детьми они не ждали. Может, муж решил устроить сюрприз и пригласил кого-то из родственников?
Валентина вставила ключ в замок, но дверь не поддавалась. Она попробовала еще раз — безуспешно. В замке явно был другой ключ. Постучала. За дверью стихли детские голоса, послышались шаги.
— Кто там? — раздался незнакомый женский голос.
— Я хозяйка квартиры, — растерянно ответила Валентина. — Откройте, пожалуйста.
Дверь приоткрылась на цепочку. В щель выглянула молодая женщина лет тридцати.
— Вы кто? — спросила она с подозрением.
— Я Валентина Сергеевна, владелица этой квартиры. А вы кто и почему находитесь в моем доме?
Женщина нахмурилась, потом неохотно сняла цепочку и открыла дверь. В прихожей Валентина увидела троих детей — двух мальчиков лет десяти и семи и девочку лет пяти. Все трое с любопытством разглядывали незнакомую тётю с чемоданом.
— Проходите, — сказала женщина. — Меня зовут Светлана. И мне кажется, нам есть о чем поговорить.
Валентина в недоумении вошла в свою квартиру. Первое, что бросилось в глаза — чужие вещи. Детские игрушки на полу, незнакомая куртка на вешалке, какие-то коробки в углу. Она прошла в гостиную и ахнула — её любимый диван был застелен ярким покрывалом, на стенах висели детские рисунки, а на журнальном столике стояла чужая фотография в рамке. Валентина подошла ближе и взяла снимок в руки. С фотографии на неё смотрели эта самая Светлана, трое детей и... Андрей, её муж. Они все вместе стояли на фоне какого-то озера и улыбались.
— Что это значит? — Валентина почувствовала, как у неё подкашиваются ноги, и опустилась на диван.
— Я понимаю ваше удивление, — спокойно сказала Светлана. — Но дело в том, что эта квартира уже полгода как принадлежит мне и Андрею. Мы женаты.
— Женаты? — Валентина не могла поверить своим ушам. — Но Андрей женат на мне уже семь лет!
Светлана подошла к буфету, достала какую-то бумагу и протянула Валентине. Это было свидетельство о браке на имя Андрея Петровича Ковалева и Светланы Игоревны Дорониной. Дата регистрации — три месяца назад.
— Это невозможно, — пробормотала Валентина. — У Андрея не может быть двух жен. Он должен был сначала развестись со мной.
— Он сказал, что развелся, — голос Светланы дрогнул. — Мы познакомились год назад. Андрей рассказал, что недавно расстался с женой, живет один. Потом предложил мне и детям переехать к нему. Сказал, что квартира полностью его, никаких проблем не будет.
Валентина почувствовала, как к горлу подступает ком. Семь лет брака, и всё это время она считала мужа честным, порядочным человеком. А он...
— Пришла в свою квартиру после отпуска, а там живет «жена» моего мужа с тремя детьми, — горько усмехнулась она. — Звучит как начало анекдота, только мне совсем не смешно.
— И мне, — тихо ответила Светлана. — Поверьте, я ничего не знала о вас.
В этот момент в комнату зашла маленькая девочка и обняла Светлану за ноги.
— Мама, а кто эта тетя? — спросила она. — Она к нам в гости пришла?
— Нет, солнышко, — ласково ответила Светлана. — Эта тетя... — она замялась, не зная, что сказать.
— Я старая знакомая твоей мамы, — пришла на помощь Валентина. — Зашла поздороваться.
Девочка кивнула и убежала в другую комнату.
— Спасибо, — сказала Светлана. — Дети не должны знать... пока что.
— Где Андрей? — спросила Валентина.
— На работе. Должен вернуться через час.
— Тогда я подожду, — решительно заявила Валентина. — Нам троим нужно серьезно поговорить.
Они сидели на кухне. Валентина рассматривала новую обстановку — цветастые занавески, детские рисунки на холодильнике, незнакомая посуда. Светлана заварила чай.
— У вас красивые дети, — нарушила молчание Валентина. — От первого брака?
— Да, — кивнула Светлана. — Муж ушел, когда Аленке было всего год. С тех пор я одна их растила. Андрей... он был таким внимательным к ним, таким заботливым. Дети его сразу полюбили.
— Когда вы познакомились?
— Год назад. В парке. Миша, старший, играл в футбол и случайно попал мячом в Андрея. Он не рассердился, а наоборот, стал показывать мальчишкам, как правильно бить по мячу. Потом проводил нас до дома, предложил встретиться еще. Так всё и началось.
Валентина слушала и не могла поверить. Получается, уже год её муж вел двойную жизнь. Год она жила в счастливом неведении, думая, что у них все хорошо.
— Он часто задерживался на работе, — продолжила Светлана. — Говорил, что проект сложный, начальство требует. Теперь понимаю, что в эти дни он был с вами.
— А я думала, что он действительно много работает, — горько усмехнулась Валентина. — Даже в отпуск не смог поехать из-за работы. Хотя, теперь ясно, что он просто не мог оставить вас.
В дверь вставили ключ. Обе женщины замерли. В прихожей раздался знакомый голос:
— Света, я дома! Как дети? Уроки сделали?
Светлана бросила быстрый взгляд на Валентину и вышла в прихожую. Валентина слышала их приглушенный разговор, потом шаги, и вот на пороге кухни появился Андрей. Увидев жену, он побледнел.
— Валя? Ты... ты уже вернулась?
— Как видишь, — холодно ответила она. — Приехала и обнаружила в нашей квартире твою новую семью. Интересное совпадение, не правда ли?
— Валя, я могу объяснить...
— Очень на это надеюсь, — перебила она. — Например, объясни, как ты умудрился жениться второй раз, не разведясь со мной? Или как ты продал нашу общую квартиру без моего согласия?
— Я не продавал, — пробормотал Андрей. — Просто сказал Свете, что это моя квартира...
— То есть ты солгал нам обеим, — подытожила Валентина. — Мне — что работаешь допоздна, ей — что развелся и живешь один.
Андрей опустился на стул и обхватил голову руками.
— Я запутался, — прошептал он. — Не знал, как выбраться из всего этого.
Светлана, стоявшая в дверях, тихо спросила:
— Ты любил нас обеих?
— Да, — после паузы ответил Андрей. — Валю я люблю уже много лет. Мы вместе строили планы, мечтали... А потом я встретил тебя, Света. С тремя детьми, одна тянешь всё на себе, но такая сильная, такая светлая. Я влюбился, не мог противиться этому чувству.
— И решил, что можешь иметь нас обеих? — горько спросила Валентина. — Семь лет брака со мной и новую семью с Светой?
— Я хотел честно всё рассказать, — Андрей поднял глаза. — Но боялся потерять вас обеих. Свет, я правда люблю тебя и детей. Валя, и тебя я тоже люблю, мы столько лет вместе...
— Прекрати! — Валентина ударила ладонью по столу. — Ты не можешь любить нас обеих! Любовь — это не только чувства, но и ответственность, честность, верность. А ты предал нас обеих своей ложью.
Светлана подошла ближе, и Валентина заметила, что она плачет.
— Все эти месяцы... все эти обещания, клятвы... Всё было ложью? — тихо спросила она.
— Нет, Света, не всё, — Андрей попытался взять её за руку, но она отстранилась. — Я действительно люблю тебя и детей.
— А как же наш брак? — спросила Валентина. — Он ведь недействителен, Светлана. Андрей не мог жениться на тебе, не разведясь со мной.
Светлана побледнела.
— Значит, я даже не твоя жена? — спросила она Андрея. — Просто любовница, с которой ты поиграл в семью?
— Нет, что ты! Я собирался... собирался всё уладить...
— Как? — воскликнула Валентина. — Как ты собирался уладить ситуацию с двумя женами и одной квартирой?
В этот момент в кухню заглянул старший мальчик.
— Мам, там Алёнка плачет, тебя зовёт, — сказал он и с любопытством посмотрел на взрослых. — Папа, ты чего такой грустный?
— Ничего, сынок, — через силу улыбнулся Андрей. — Иди, мы скоро придём.
Когда мальчик ушёл, Светлана тихо сказала:
— Он называет тебя папой. Все дети любят тебя как родного. А ты...
— Я пойду к Алёнке, — она вытерла слёзы и вышла из кухни.
Андрей и Валентина остались одни.
— Что ты собираешься делать? — спросил Андрей. — Заявишь в полицию? Расскажешь всем о моём обмане?
— Я пока не знаю, — честно ответила Валентина. — Всё случилось так внезапно. Приехать домой и обнаружить, что муж живёт с другой женщиной и тремя детьми — это слишком даже для плохого сериала.
— Прости меня, — Андрей потянулся к её руке, но она отдёрнула её.
— Не трогай меня, — холодно сказала Валентина. — Я больше не верю ни одному твоему слову.
В этот момент вернулась Светлана.
— Алёнка успокоилась, уснула, — сказала она. — Валентина, я понимаю, что вы в шоке, но... что нам теперь делать? Куда мне идти с тремя детьми?
Валентина посмотрела на эту женщину — усталую, испуганную, с покрасневшими от слёз глазами. Она тоже жертва обмана, как и сама Валентина.
— Никуда вам не нужно идти, — неожиданно для самой себя сказала она. — По крайней мере, прямо сейчас. Уже поздно, дети спят. А мы пока должны во всём разобраться.
— Спасибо, — тихо ответила Светлана.
— Мне нужно подумать, — сказала Валентина, вставая. — Я пойду к подруге, она живёт недалеко. А завтра вернусь, и мы решим, что делать дальше.
— Валя, — Андрей тоже поднялся. — Может, останешься? Это же наша квартира...
— Уже не знаю, чья она, — горько ответила Валентина. — Но одно я знаю точно: под одной крышей с тобой я больше не останусь.
Валентина провела бессонную ночь на диване у подруги Наташи. Рассказала ей всё, выплакала горе на её плече, выслушала возмущённые комментарии о мужской подлости. А утром почувствовала странное спокойствие. Словно после шторма наступила тишина — болезненная, но ясная.
Она позвонила на работу, взяла отгул и вернулась в свою квартиру. Дверь открыла Светлана, выглядевшая так, будто тоже не спала всю ночь.
— Проходите, — сказала она. — Дети в школе, Андрей... Андрей ушёл рано утром, сказал, что будет на работе.
— Трус, — хмыкнула Валентина. — Устроил всё это и сбежал от ответственности.
Они сели на кухне, и Валентина достала из сумки папку с документами.
— Вот наше свидетельство о браке, — сказала она, показывая бумагу. — Мы с Андреем женаты уже семь лет. Вот документы на квартиру — она приобретена нами в совместную собственность через год после свадьбы. То есть, Андрей солгал вам — он не мог жениться на вас законно, не разведясь со мной, и не мог продать вам квартиру без моего согласия.
Светлана молча смотрела на документы. Потом достала свои — свидетельство о браке, какие-то договоры.
— Он сказал, что квартира полностью оформлена на него, — тихо проговорила она. — Показывал документы... Видимо, поддельные. А это, — она указала на своё свидетельство о браке, — тоже недействительно?
— Боюсь, что да, — кивнула Валентина. — Вы не виноваты, Светлана. Вас обманули так же, как и меня.
— Что мне теперь делать? — в глазах Светланы стояли слёзы. — У меня трое детей, мы продали нашу старую квартиру, чтобы погасить кредиты. Всё, что у нас есть, — это вещи и немного сбережений.
Валентина задумалась. По закону, она могла бы потребовать, чтобы Светлана с детьми немедленно освободила квартиру. Но что-то удерживало её от такого решения.
— Знаете, Светлана, — медленно начала она. — Я думаю, нам нужно вместе подать заявление в полицию на Андрея. Он совершил преступление — заключил фиктивный брак, обманом лишил вас жилья. Пусть ответит за свои поступки.
— А как же дети? — Светлана покачала головой. — Они любят его. Для них это будет таким ударом.
— Понимаю, — вздохнула Валентина. — Но подумайте и о себе тоже. Вы остались без денег и без законного права на жильё. Андрей должен компенсировать хотя бы материальный ущерб.
В этот момент в дверь позвонили. На пороге стоял Андрей с огромным букетом цветов.
— Девочки, я всё обдумал, — начал он с порога. — У меня есть решение.
— Какое же? — скептически спросила Валентина, скрестив руки на груди.
— Я продам машину и свою долю в бизнесе. Этих денег хватит, чтобы купить Свете с детьми небольшую квартиру. А с тобой, Валя, я официально разведусь и выплачу компенсацию за моральный ущерб. Я всё исправлю, клянусь!
— А как же твой «брак» со Светланой? — спросила Валентина. — Он ведь недействителен.
— Я знаю, — кивнул Андрей. — Мы со Светой просто будем вместе, без штампа в паспорте. Если она, конечно, сможет меня простить.
Светлана молча смотрела на него, и во взгляде её читалась боль.
— Знаешь, Андрей, — наконец произнесла она, — я не уверена, что смогу доверять тебе после всего этого. Ты лгал мне с самого начала. Как я могу быть уверена, что ты не обманешь меня снова?
— И правильно, — поддержала её Валентина. — Мужчина, способный годами вести двойную жизнь и лгать обеим женщинам, вряд ли заслуживает второго шанса.
— Но я действительно люблю вас обеих, — в отчаянии воскликнул Андрей. — Просто по-разному! Валя — ты моя первая любовь, с тобой мы столько пережили. А Света — ты словно глоток свежего воздуха, с тобой я почувствовал себя нужным, важным...
— Хватит, — остановила его Валентина. — Любовь не измеряется красивыми словами. Она проявляется в поступках, в честности, в заботе. А ты предал нас обеих.
— Я согласна с Валентиной, — твердо сказала Светлана. — Ты обманул меня и моих детей. Заставил поверить в сказку, которой не существовало. Я не хочу такого примера для своих сыновей.
Андрей опустил голову.
— Что же вы решили? — тихо спросил он.
— Я подаю на развод, — ответила Валентина. — А Светлана поступит так, как считает нужным.
— Я забираю детей и ухожу, — сказала Светлана. — У меня есть сестра в Подмосковье, поживём пока у неё, пока не решим, что делать дальше.
— А как же квартира? — растерянно спросил Андрей.
— А что квартира? — пожала плечами Валентина. — Она останется нашей совместной собственностью до развода. Потом будем делить через суд. Или, — она посмотрела на Светлану, — ты можешь продать свою долю и отдать деньги Светлане. Это будет справедливо.
— Я так и сделаю, — кивнул Андрей. — Обещаю.
— Твои обещания теперь ничего не стоят, — отрезала Валентина. — Но ради детей Светланы, надеюсь, у тебя хватит совести сдержать хотя бы это.
Вечером Валентина помогала Светлане собирать вещи. Дети притихли, чувствуя напряжение взрослых. Андрей сидел в комнате, не зная, что сказать и как объяснить ситуацию.
— Знаете, Валентина, — тихо сказала Светлана, складывая детскую одежду, — я благодарна вам. Вы могли устроить скандал, выгнать нас немедленно, подать в суд. Но вы повели себя достойно.
— Не за что благодарить, — покачала головой Валентина. — Я просто поступаю так, как считаю правильным. Вы и ваши дети — не виноваты в том, что мой муж оказался лжецом.
— Что вы будете делать дальше? — спросила Светлана.
— Не знаю, — честно ответила Валентина. — Семь лет брака — это не просто так. Нужно время, чтобы осознать произошедшее, отпустить прошлое, начать новую жизнь. А вы?
— Я должна думать о детях, — сказала Светлана. — Они привыкли к Андрею, полюбили его. Для них это будет ударом. Но я не могу быть с человеком, которому не доверяю.
Когда Светлана с детьми уехали, Валентина осталась одна в квартире. Андрей, по её настоянию, отправился к другу — она не могла видеть его рядом с собой.
Валентина подошла к окну. На улице темнело, зажигались огни. Обычный вечер в большом городе. Для кого-то счастливый, для кого-то — грустный. Её жизнь изменилась за один день, перевернулась с ног на голову. Но странным образом она чувствовала не только боль, но и облегчение. Словно наконец сбросила тяжёлый груз, о существовании которого даже не подозревала.
«Что ж, — подумала Валентина, глядя на огни города, — жизнь продолжается. И она будет такой, какой я сама её сделаю».
🔔 Чтобы не пропустить новые рассказы, просто подпишитесь на канал 💖
Самые обсуждаемые рассказы: