Найти в Дзене
Телеканал «СПАС»

8 октября Церковь вспоминает преставление одного из самых почитаемых русских святых — преподобного Сергия Радонежского

Город Ростов Великий. Здесь в 1314 году в семье знатного боярина Кирилла Иванчина родился второй сын. Его назвали Варфоломеем в честь одного из 12 апостолов Христа. Сергием он станет намного позже, когда будет пострижен в монахи с этим именем. Семья жила в собственном имении в Варницах недалеко от Ростова. Самое первое житие Сергия Радонежского, составленное его учеником Епифанием, сообщает, что будущий инок начал поститься еще в младенчестве. По средам и пятницам отказывался от материнского молока.

Самым, пожалуй, для историков важным является упрек, который был высказан матерью. И там подчеркивается, что это было в возрасте 12 лет, что Сергий слишком усердно стал молиться Богу. В общем, увидел себя, свою перспективу именно в таком духовном пути.

Варфоломей рос в очень неспокойное время: монголо-татарские набеги, княжеские междоусобицы и частые глады хлебные. Некогда зажиточные бояре Кирилл и Мария, родители Варфоломея, на склоне лет обеднели и были вынуждены переселиться из Ростова в соседнее княжество Московское. Семья поселилась в Радонеже, в небольшом селе на высоком берегу реки Вожи, через который проходила дорога из Москвы в Переславль Залесский.

Подвижнический путь преподобного Сергия с самого детства и до последних дней подробно описан в житиях и изучен историками. Совсем короткий его дайджест есть в Сергиево-Посадском музее. Любой посетитель может проследить его в интерактивном формате, а потом и сам собрать базу удивительной судьбы Сергия. В каждый эпизод жития здесь новое клинмо старинной иконы преподобного.

Подросшему Варфоломею родители отдали обучаться грамоте. Но, несмотря на все старания ребенка, книжные учения ему не давались. Однажды на живописных холмах, которые и сегодня окружают село Радонеж, Варфоломея ждала чудесная встреча. Она станет канонической не только в житиях святого, но и в истории живописи, благодаря картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

-2

Варфоломею явился старец, который сказал, что ты выучишься грамоте и тебе дано большое будущее. Варфоломей закончил школу и, собственно, по летописным известиям мы знаем, что Варфоломей закончил полный курс. Родители будущего подвижника Кирилл и Мария после женитьбы двух сыновей, старшего Стефана и младшего Петра, остались на попечении у среднего сына, Варфоломея, потому-то они не давали ему благословения на монашеский путь. На просьбы Сергия о том, чтобы его отпустили в монашескую жизнь, сказали ему, что вот ты нас похоронишь, и тогда уже можешь решать этот вопрос сам по себе. Но по обычаям того времени, незадолго до кончины, Кирилл и Мария сами приняли постриг в ближайшем к Радонежу монастыре Хотьковском.

Похоронив родителей и отрекшись от наследства, Варфоломей, наконец, смог удалиться от мира. Причем он сразу избрал самый тернистый путь к спасению. Ведь он побывал в разных монастырях, он посмотрел и понял, что вот здесь трудно найти ту самую истину, именно в силу того, что монастырь выполняет совершенно иную функцию. Они в большей степени выполняли такую социальную функцию, нежели духовную. И вот он начал искать истину и начал с древнейшего метода, с древнейшего способа поиска истины со скитского бытия. И все же, перед тем, как оборвать все связи с миром, Варфоломей зашел Хотьковский монастырь. Здесь уже монашествовал его старший брат Стефан, которого он и уговорил, что называется, уйти в никуда.

Преподобный Сергий вместе с братом Стефаном основал маленькую лесную обитель на горе Маковец, в отдалении от людных мест. Там жилось трудно. Ни человеческого лица увидеть, ни побеседовать с кем-либо. Вдвоем они срубили себе бревенчатую келью и деревянную церковь, что потребовало немалого труда. Чем могли питаться братья? Тем, что сами же и добудут в лесу. Голод мучил их постоянно. Стефан не выдержал такой жизни. Житие преподобного Сергия говорит: «Стефан, построив и освятив церковь, еще некоторое время прожил в пустыне с братом и увидел, что пустынная жизнь трудна, прискорбна, сурова: во всем нужда, во всем лишения, неоткуда взять ни еды, ни питья, ни чего-либо другого нужного для жизни. К тому месту не было ни дорог, ни привоза ниоткуда, вокруг этой пустыни поблизости не было ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; не вела туда никакая тропа людская, и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг со всех сторон стоял лес — безлюдная чаща и глушь. Глядя на нее и тяготясь своей жизнью, Стефан оставил пустыню и родного брата, преподобного пустыннолюбца и пустынножителя, и ушел оттуда в Москву». А Сергий прожил там всю жизнь и закончил дни свои. Притом довольно долго в его обиталище был только один насельник — он сам… В ту пору монастырь еще не знал ни обширных палат, ни каменных храмов, ни материального достатка. Сергиева эпоха в судьбе обители парадоксальна: игумен и его духовные чада уже прославились по всей Руси, но продолжают жить в скудости.

Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. Так, известны его «миро­творческие походы», когда преподобный Сергий отправлялся в дальние места, чтобы смирить гордыню сварящих меж собой князей и склонить их к миролюбию. Самый известный из них был совершен пешком из Троице-Сергиева монастыря в Нижний Новгород.

В 1374 году Сергий крестил Юрия, сына великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это произошло в Переславле-Залесском, во время большого съезда русских князей, договорившихся о военно-политической коалиции под эгидой Москвы, т. е. сделавших очень большой шаг в сторону объединения Руси. Преподобный своим участием в съезде освятил это великое дело.

Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами...

После многовекового почитания преподобного Сергия в XX столетии в России наступило время безбожной власти. Храмы и монастыри закрывались, иконы сжигались, святыни отдавались на поругание. Мощи преподобного Сергия были вскрыты публично, в присутствии кинокамер. Хроника навсегда сохранила эти моменты.

Тогда, весной 1919 года, искусствовед Юрий Олсуфьев и священник Павел Флоренский и осуществили свою спецоперацию по тайному спасению главы преподобного Сергия Радонежского.

Нужно было проникнуть к мощам преподобного Сергия, отделить главу. Ими была совершена такая операция — подмена главы на главу князя Троицкого. Его останки хранятся в подклейке Троицкого собора.

С трепетом Олсуфьев взял главу святого Сергия, поместил ее в дубовый ящик и спрятал у себя в квартире. И с тех пор на много лет его дом в Сергиевом посаде на Валовой, 8 стал ковчегом.

-3

Сначала она хранилась в доме князя Олсуфьева, и впоследствии, когда начались обыски, глава находилась также в опасности, поэтому ее транспортировали в село Виноградово, в село Московской области, и там она находилась до 1946 года.

После войны, на волне временной реабилитации религии, троицы Сергиеву Лавру открыли и мощи преподобного Сергия вернули в монастырю. Никто из лаврских монахов и никто из иерархов церкви тогда не знал, что на самом деле лежало в раке. Участники заговора по спасению мощей унесли эту тайну в могилу. Все, кроме главного хранителя святыни, того самого графа Олсуфьева. Его дочь Екатерина в 1946 году передала главу преподобного Сергия патриарху Алексею I и рассказала историю ее тайного сохранения.

И только тогда, спустя 26 лет, мощи Сергия Радонежского были воссоединены. И теперь, как и в прежние века, к ним каждый день тянется вереница верующих. Ведь троицкий игумен Сергий Радонежский, как никто из русских святых, имел показать воплощённый идеал христианской жизни.

Смотрите документальный фильм о святом из цикла передач «День Ангела».