Найти в Дзене
Blackwood history

История оружия. Таблетка от смерти.

Производство шлемов в любой из дней Средневековья было делом непростым. Особенно, если мимо твоего окна на боевых конях несся XII век, то самое время королей и рыцарей. В первую очередь, конечно, рыцарей, главным приемом боя которых как-то сам по себе стал лобовой удар по врагу, наносимый с элегантностью кувалды и грацией взбесившегося носорога. И вот эти славные парни, в самом начале классического Средневековья, как никогда остро нуждались в любой дополнительной защите. Вот только с защитой в этот самый момент дела обстояли не то чтобы очень хорошо. Вполне себе паршивая металлургия, доставшаяся классическому Средневековью от "темных веков" в начале XII века, на ниве доспехостроения могла, пожалуй, похвастаться только отличным умением тянуть кольчужную проволоку. Ну и плести из нее немыслимое множество стального кружева на все случаи жизни. Все остальное у нее получалось не в пример хуже. Паршивая болотная или луговая руда, ту, что сегодня принято называть лимонитом, превращалась в кра

Производство шлемов в любой из дней Средневековья было делом непростым. Особенно, если мимо твоего окна на боевых конях несся XII век, то самое время королей и рыцарей. В первую очередь, конечно, рыцарей, главным приемом боя которых как-то сам по себе стал лобовой удар по врагу, наносимый с элегантностью кувалды и грацией взбесившегося носорога. И вот эти славные парни, в самом начале классического Средневековья, как никогда остро нуждались в любой дополнительной защите. Вот только с защитой в этот самый момент дела обстояли не то чтобы очень хорошо.

Вполне себе паршивая металлургия, доставшаяся классическому Средневековью от "темных веков" в начале XII века, на ниве доспехостроения могла, пожалуй, похвастаться только отличным умением тянуть кольчужную проволоку. Ну и плести из нее немыслимое множество стального кружева на все случаи жизни. Все остальное у нее получалось не в пример хуже.

Паршивая болотная или луговая руда, ту, что сегодня принято называть лимонитом, превращалась в крайне невысокого качества крицы. Из которых средневековые кузнецы без сна и отдыха выколачивали множество посторонних вкраплений, превращая их в пригодную для оружейного дела сталь. Хотя избавится из них до конца никогда так и не могли. Именно поэтому, едва ли не до начала позднего Средневековья, стальные пластины, выходившие из-под молота оружейников, были совсем небольшими и не то чтобы очень прочными. А вытянуть из них, например, купол нормального шлема было крайне непросто.

Однако же шлем был нужен. Причем шлем простой и дешёвый, пригодный для вооружения не только рыцарства, но и прочей, понемногу начавшей появляться тяжелой кавалерии, место которой было во второй и третьей линией построений ударной конницы. И вот об одном таком боевом наголовье мы сегодня и поговорим.

Скорее в атаку! Доскачем на месте разберемся.
Скорее в атаку! Доскачем на месте разберемся.

Вообще-то кольчуга, если говорить о временах самого начала классического Средневековья, было сама по себе отличной защитой почти от всего оружия, что твой противник мог продемонстрировать пришедшему на поле боя воину. Вот только был у нее один незначительный, но крайне неприятный момент. Если получить мечом, топором или даже рыцарским мейсом по всем остальным части тела, что были прикрыты кольчугой, надетой на толстую стеганку, было чрезвычайно болезненно, но чаще всего не смертельно. то вот голова.

Нет, чаще всего меч или топор, попав в кольчужный койф, который в это время было модно носить в качестве дешевой замены нормальному шлему, не разрубали его кольчужное полотно. Вот только легче от этого радостного факта никому не было. Даже стеганый подшлемник не особо смягчал силу удара. Для того чтобы защитить одну из немногих частей человеческого тела, без вариантов была необходима твердая конструкция. Настоящий, взаправдашний шлем.

И если титулованное дворянство и некоторая часть рыцарства могли найти для этого деньги в своем военном бюджете, то беднейшая военная элита и подавляющая часть дружинников, которых они приводили с собой, до самой середины XII века и слова то такого не знали. Поэтому зачастую обходились исключительно тем самым кольчужным койфом. И это была такая себе защита, если честно. Для того, чтобы уберечь голову, требовалось что-нибудь более существенное. Но любой шлем, особенно входящие в то время в моду "нормандки" стоили если и меньше, чем крыло от самолета, то ненамного.

Шлема нет? Ну будем ичспользовать то что есть.
Шлема нет? Ну будем ичспользовать то что есть.

Кузнечная сварка, когда дело доходило до соединения двух или четырех довольно больших частей сложной формы, была все еще непростым испытанием для кузнецов того времени. И поэтому, все эти новомодные назальные шлема стоили более чем ощутимого количества денег. Старые же и проверенные каркасники были, конечно, дешевле, но значительно тяжелее. Да и сборку их, в процессе которой нужно было склепать дюжину криволинейных поверхностей при помощи полутора сотен клепок, так же, при всем желании, невозможно было назвать простым и легким процессом. Нужно было что-то простое, дешевое и максимально эффективное. И на свет появился "шлем-таблетка".

На самом деле никто не знает, как его правильно называли в те далекие времена. В средневековых источниках, хронисты говорят о рыцарях, носящих его на голове, что "на них надет шлем" и ничего более. И в этом, наверное, есть какая-то великая мудрость. Потому что наш сегодняшний герой был так прост, если не сказать примитивен, что кроме как "шлем" о нем и сказать то больше нечего.

Фактически, ранние варианты шлема - таблетки, были всего лишь длинной стальной полосой, верхним своим краем приклёпанной к плоской, более или менее круглой пластине диаметром с человеческую голову. Две детали, ну или три, если полосу нужной длины не удавалось отковать в один прием, скреплялись дюжиной клепок, после чего, вся эта конструкция при помощи обычного ремня крепилась поверх кольчужного койфа. И на этом все. Никаких других излишеств больше не предполагалось. Фактически это была обычная шапка, которую в те времена носило большинство мужского населения Европы, только воплощенная в металле.

Проще некуда
Проще некуда

На фоне остальных европейских шлемов того времени, этот, выглядел как минимум необычно. Крайне простой при сборке, максимально дешёвый, ну, понятно, если сравнивать его с остальными доспехами того времени. А главное, несмотря на свой странный внешний вид, он был крайне надежен и чрезвычайно функционален. Разрубить его, например, было фактически невозможно, даже если найти большой топор и взять его в две руки.

Любой удар сверху, приходился в стык двух металлических деталей, бывший одновременно ребром жесткости конструкции. Неизбежно застревая в почти четырех миллиметрах стали. Ну, или рекошетировал, если наносился не очень сильно и не совсем перпендикулярно. Да, конечно, всю собранную инерцию эта конструкция передавала в шейный отдел позвоночника, что было, мягко говоря, не сильно полезно. Но, с другой стороны, на свете есть совсем немного вещей менее полезных для человека, чем рубленая рана черепа. И вот от этой напасти шлем защищал своего владельца очень хорошо.

К тому же кольчужный койф и находящийся под ним мягкий подшлемник, худо-бедно справлялись с задачей амортизации, делая этот примитивный шлем не только прочным и дешевым, но и относительно удобным. Впрочем, главным его достоинством внезапно оказалось совсем не это. Наш сегодняшний герой был прост и технологичен, а это значило, что улучшать его можно было почти бесконечно.

Простота на грани примитивности.
Простота на грани примитивности.

И хотя появился на свет шлем-таблетка как дешёвый заменитель нормального боевого наголовья, уже ко второй половине XII века он превратился в полноценный элемент защиты, которым не брезговало не только рыцарство, но и титулованное дворянство. Почему? Да все дело в том, что к нему легко были применимы любые усовершенствования, которые появлялись на любом другом шлеме той эпохи.

У назального шлема есть отличная "стрелка" наносника, защищающая лицо бойца от рубящего удара? Так нет вообще никаких проблем приклепать такую же. К испанским шлемам начали крепить сначала открытую, а потом и замкнутую полумаску? Ну так тащите ее сюда. На цилиндрическом шлеме установить ее будет еще проще. Сфероконические конструкции лучше рикошетируют? Вообще не вопрос. Давайте сделаем верхнюю крышку шлема не плоской, а выпуклой, а ещё лучше - конической. Все, что угодно. Благо, что задел для модернизации у нашего сегодняшнего героя был просто невероятный.

Но можно сделать очень красиво.
Но можно сделать очень красиво.

К XIII веку изменений в шлем внесли настолько много, что он превратился сначала в две, а потом и в три самостоятельных конструкции, которых роднил только изначальный предок. На юге, простой цилиндрический купол скруглили и превратили в плоское сверху, овальное наголовье. Впрочем, очень скоро оказалось, что такую усовершенствованную конструкцию невозможно собрать при помощи трех клепок и волшебного слова.

Верхнюю деталь, бывшую и раньше несколько выпуклой, стали вытягивать в полноценный купол. Стальная же полоса, бывшая раньше основной деталью, понемногу превратилась в узкий венец, придающий конструкции дополнительную жесткость. Этот шлем, к слову, больше всего удалился от своего предка, превратившись во что-то среднее между "таблеткой" и нормальным сфероконическим шлемом. После чего стал одним из самых распространённых боевых наголовий XIII века на севере Пиренеев и в южных землях Тулузы и Аквитании.

Тоже шлем таблетка. Не сильно похож, правда же?
Тоже шлем таблетка. Не сильно похож, правда же?

В Центральной Европе к нашему сегодняшнему герою немедленно приделали поля, превратив его фактически в еще одну версию "шапели". Вот только при сборке этой конкретной версии, не нужно было заморачиваться над сварным или каркасным куполом, что немедленно увеличило технологичность производства, а значит, и количество шлемов в армиях если не на порядок, то в несколько раз.

Такая примитивная "шапель" к слову, оказалась довольно популярным шлемом и использовалась, хотя и в небольшом количестве, сначала дружинами титулованной аристократии, а к XIV веку, когда уже совершенно устарела, городским и сельским ополчением, появляясь в средневековых манускриптах до самого конца XV века. К позднему Средневековью ее цена, бывшая и в самом начале не фантастически большой, уменьшилась до каких-то совершенно смешных значений, позволяя уберечь голову даже беднейшим бойцам. Впрочем, если говорить о XII - XIII веке, такой шлем был чаше всего показателем того, что человек, что его носит, принадлежит к дворянству или военной элите.

Шапель? Только на первый взгляд.
Шапель? Только на первый взгляд.

Но самым известным потомком шлема - таблетки была, конечно же, не шапель. Получив выпуклую крышку купола, большую, закрывающую лицо рыцаря полумаску и немного позже развитую защиту шеи, наш сегодняшний герой, незаметно для самого себя превратился в "потхельм" или, как его еще называют, "васхельм". Впрочем, оба этих термина, точно так же, как и термин "шлем-таблетка", не имеют никакого отношения к историческим названиям этих боевых наголовий.

"Васхельм" в свою очередь, изменяясь согласно реалиям средневековой войны, к середине XIII века понемногу превратился в топхельм (Topfhelm) самый долгоживущий шлем эпохи рыцарей и Средневековья вообще. Но на этой истории мы подробно останавливаться не будем, потому что о "потхельме" и его великом потомке мы уже говорили на нашем канале.

История, если бы была человеком, имела бы совершенно точно непростой характер и очень специфическое чувство юмора. Ведь если вдуматься, то самый популярный у военной аристократии, да и вообще самый известный шлем из всех существующих, появился не благодаря человеческому гению. Более того, конструкция его не представляла собой ничего особенного. Вот даже не близко. Это был очередной эрзац, появившийся на свет только потому, что ничего нормального с тем уровнем технологий сделать было невозможно. И единственным его достоинством было то, что по простоте своей конструкции он был готов бесконечно изменяться.

Васхельм, он же пот хельм, он же дедушка грейтхельмов.
Васхельм, он же пот хельм, он же дедушка грейтхельмов.

Впрочем, все сложилось, как сложилось. И простой, если не сказать примитивный шлем-таблетка, занял свое место в боевом строю. Верно прослужив своим не очень богатым, но твердо решившим выжить хозяевам без малого век. После чего, трижды изменившись до неузнаваемости, подложил службу до самого конца высокого Средневековья под другими именами. А в виде турнирного топхельма так и вовсе застал времена, когда приличные люди стали одевать доспехи исключительно на турнирном поле. Впечатляющая продолжительность жизни, надо сказать.

А на сегодня все. Мне нечего больше рассказать вам о самом примитивном шлеме высокого Средневековья, ставшим натуральной таблеткой от смерти для множества благородных рыцарей и бесчисленного количества других людей, чья неверная удача приводила их на поля забытых сражений.