Найти в Дзене
Martinian

Можно ли путешествовать на электромобиле по России? Проехали через 9 регионов на VW ID.4 Crozz без переходника и эвакуатора

Привет, уважаемая публика! Постоянные читатели уже знают, что в самый разгар летнего туристического сезона, (в конце июля - начале августа 2025 года), мы с супругой ездили в путешествие на электромобиле VW ID.4 Crozz. Отправлялись из Казани и вернулись в Казань. За четырнадцать дней проехали через девять регионов нашей необъятной страны. Татарстан - Чувашия - Нижегородская область - Ивановская область - Ярославская область - Вологодская область - Костромская область - Кировская область - Марий Эл - Татарстан В этой статье расписал о том, сколько денег было потрачено на зарядки: Сегодня подробно расскажу, как мы покатались на эвакуаторе, с какими проблемами столкнулись при зарядках на общественных зарядных станциях за эти две недели, (а мы заряжались исключительно на публичных ЭЗС). ID.4 Crozz 2022 года выпуска из Китая. Задний привод, батарея ёмкостью 85 кВтч (брутто), пробег машины на момент выезда - 72 тыс. км. Отмечу, что наш ID.4 оборудован зарядными разъёмами китайского стандарта
Оглавление

Привет, уважаемая публика!

Постоянные читатели уже знают, что в самый разгар летнего туристического сезона, (в конце июля - начале августа 2025 года), мы с супругой ездили в путешествие на электромобиле VW ID.4 Crozz.

Отправлялись из Казани и вернулись в Казань. За четырнадцать дней проехали через девять регионов нашей необъятной страны.

Наш маршрут - двигались по часовой стрелке
Наш маршрут - двигались по часовой стрелке
Татарстан - Чувашия - Нижегородская область - Ивановская область - Ярославская область - Вологодская область - Костромская область - Кировская область - Марий Эл - Татарстан

В этой статье расписал о том, сколько денег было потрачено на зарядки:

Сегодня подробно расскажу, как мы покатались на эвакуаторе, с какими проблемами столкнулись при зарядках на общественных зарядных станциях за эти две недели, (а мы заряжались исключительно на публичных ЭЗС).

Про машину

ID.4 Crozz 2022 года выпуска из Китая. Задний привод, батарея ёмкостью 85 кВтч (брутто), пробег машины на момент выезда - 72 тыс. км.

Отмечу, что наш ID.4 оборудован зарядными разъёмами китайского стандарта GB/T DC и GB/T AC. В этой поездке у нас не было никаких переходников для быстрой зарядки, но присутствовал переходник "Type2 - GB/T AC" для медленной зарядки, (он совсем дешёвый, и достался мне вместе с машиной от предыдущего владельца).

В комментариях на моём канале часто высказывают опасения о том, что когда ты едешь по межгороду на электромобиле, то обязательно столкнёшься с проблемами:

  • ЭЗС не работает,
  • ЭЗС занята другими электричками,
  • не работает мобильный Интернет - невозможно запустить сессию зарядки,
  • ЭЗС заставлена автомобилями с ДВС так, что к ней не подъехать,
  • ЭЗС выдаёт совсем низкую мощность либо выпадает в ошибку.

Я уже четыре года езжу на электромобилях, в том числе и по междугородним трассам. Не хочу спорить и говорить о том, что вышеперечисленных проблем не бывает. Но сегодня на фактических данных покажу, насколько велика вероятность с ними столкнуться.

Итак, разгар лета 2025 года и наше электропутешествие длиной 2700 км. Каждую зарядку буду оценивать по четырём критериям:

  • доступ к ЭЗС,
  • наличие очереди,
  • доступность мобильного Интернета,
  • работоспособность ЭЗС (с какой попытки пошла зарядка, какая была мощность).

Отдельно буду отмечать время, затраченное на зарядку.

Нулевой день

Как я уже рассказывал, мы выехали на день раньше, чем планировали, потому и называю этот день нулевым, а не первым. От дома стартовали со 100%-ым зарядом батареи.

По дороге из Казани в Чебоксары
По дороге из Казани в Чебоксары

Добрались до Чебоксар и в этот день больше не заряжались.

Первый день

В этот день было много зарядок, (и попыток зарядок), давайте по порядку.

Зарядка №1

Утром перед завтраком поставил машину на зарядку на быструю станцию непосредственно у здания нашего отеля (оператор "Electrifly", разъём GB/T DC):

На зарядке в Чебоксарах
На зарядке в Чебоксарах
  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (вообще никого нет),
  • мобильный Интернет - работал,
  • стартовала только с третьей попытки, и то после перезагрузки станции красной кнопкой,
  • заявленная мощность ЭЗС - 150 кВт, выдавала она в два раза меньше, но на старте уровень заряда батареи был выше 50%, поэтому тут претензий у меня нет.

Время зарядки: 44 минуты. Но подошли к машине минут на десять позже - пока поели, пока собрались и выселились из отеля...

Зарядка №2 (неуспешная)

По пути из Чебоксар в Шую сделали остановку на обед в Кстово. Параллельно хотели зарядиться на станции "Punkt-E" (разъём GB/T DC):

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого нет),
  • мобильный Интернет - здесь беда, ни на одной из четырёх сим-карт приложение оператора у меня не открылось, но заранее мы видели, что станция в сети. Несколько раз запускали зарядку через Wi-Fi в соседнем "Маке",
  • заявленная мощность - 120 кВт, но мы не получили ничего, поскольку сессия стартовала и сразу же останавливалась. Перезагрузка красной кнопкой не помогла, а позвонить оператору мы тогда не догадались. Пообедать нам это не помешало. Запас хода был ещё приличный, поехали дальше.

Зарядка №3 (неуспешная)

И в Кстово, и в Нижнем Новгороде и с мобильным Интернетом, и с геолокацией всё было очень плохо. Ехал через город по старой памяти, решили по пути по маршруту попробовать зарядиться на станции "EWay" (разъём GB/T DC) на парковке одного из торговых центров:

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого нет),
  • мобильный Интернет - не работает, пытался запустить через Wi-Fi в ТЦ,
  • заявленную мощность не вспомню, но и толку от этого нет, станция НЕ ожила. Поехали дальше.

Зарядка №4

Проезжая через Балахну, встали на зарядку на быстрой станции "Punkt-E" (разъём GB/T DC):

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (через коннектор CCS Combo II заряжался другой электромобиль, это нам никак не мешало),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 120 кВт, машина может принять максимум 100 кВт, станция выдавала плюс-минус 75 кВт. Запустилась со второй попытки.
Зарядились до 57%
Зарядились до 57%

Заряжались только 13 минут - этого нам вполне хватило, ну и успели посетить уборную в соседнем кафе.

Зарядка №5

После экскурсии и ужина в Шуе, поставили машину на быструю зарядку "Sitronics" (GB/T DC):

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого нет),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 120 кВт, машина может принять максимум 100 кВт, станция выдавала более 90 кВт - очень хорошо! Запустилась с первой попытки.

Заряжались 21 минуту, в это время погуляли по вечерней Шуе - очень красиво!

Вечерняя Шуя, (Ивановская область)
Вечерняя Шуя, (Ивановская область)

Хорошо, что мы на электромобиле, поскольку экскурсия была в историческом центре, а на выезде из города, (где стоит зарядная станция), как выяснилось, тоже есть чем полюбоваться.

Второй день

Зарядка №6

На Иваново у нас был выделено чуть больше, чем полдня, а на парковке отеля обнаружилась медленная ЭЗС - почему бы не воспользоваться?

На зарядке в Иваново
На зарядке в Иваново

Поставили машину на зарядку на станции "EWay" (разъём Type2):

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого нет),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 22 кВт, машина по переменному току может принять максимум 7,5 кВт в час, столько и получала по факту. Сессия стартовала с первой попытки.

Конечно же, возле станции мы не ждали, а всё это время знакомились с городом.

Как ни странно, но в Иванове нет полноценной пешеходной улицы. Коротенький Аптечный переулок на эту роль не очень-то подходит...
Как ни странно, но в Иванове нет полноценной пешеходной улицы. Коротенький Аптечный переулок на эту роль не очень-то подходит...

Точное время зарядки в приложении "EWay" почему-то не видно, отображается только время начала сессии, (09:56), а выезжали из Иваново в Ярославль мы, кажется, около 17 часов, (когда нагулялись).

Четвёртый день

Зарядка №7

В третий день мы не заряжались, (да и вообще никуда не ездили), а в четвёртый - поставили IDшку на медленную зарядку "IT Charge" в Ярославле (разъём Type2):

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 22 кВт, машина по переменному току может принять максимум 7,5 кВт, столько и получала по факту. Сессия стартовала с первой попытки.

Машина заряжалась 4 часа 22 минуты, а мы в это время наслаждались Ярославлем.

Как же я люблю этот город!
Как же я люблю этот город!

Шестой день

В пятый день мы никуда не ездили, а гуляли пешком по Вологде. А в шестой - скатались на Кубенское озеро и один раз подзарядились.

Идём по Кубенскому озеру
Идём по Кубенскому озеру

Зарядка №8

Встали на быструю станцию "IT Charge" на трассе "Вологда - Кадников", в деревне Фофанцево (разъём GB/T DC):

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 60 кВт, по факту столько же и было. Сессия стартовала с первой попытки.
Зарядка в Фофанцево
Зарядка в Фофанцево

Заряжались 22 минуты, пошли на полдник в кафе "Усадьба", (на парковке которого и расположена ЭЗС) - блины там очень вкусные!

Седьмой день

Это был день длинной поездки из Вологды в Великий Устюг, заряжались трижды.

На зарядке в Вологде
На зарядке в Вологде

Зарядка №9

Быстрая станция "IT Charge" в самом центре Вологды (разъём GB/T DC):

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 150 кВт, машина может принимать 100 кВт, по факту было около 75 кВт. Сессия стартовала с первой попытки.

Время зарядки: 63 минуты (заряжались до 100%). За это это время посетили музей кружева.

В музее кружева в Вологде
В музее кружева в Вологде

Зарядка №10

Станция "IT Charge" на трассе "Вологда - Великий Устюг" (у села Тотьма). У неё есть как быстрые коннекторы (CCS Combo II и Chademo), так и медленный (Type2). Нам подходил только последний, через него и заряжались:

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (как раз завершила зарядку Tesla Model Y второго поколения),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 50 кВт (!), машина может принимать 7,5 кВт, по факту так и было. Сессия стартовала с первой попытки.

Потраченное время, (1 час 15 минут), совместили с обедом.

Очень стильное и уютное кафе оказалось. Ассортимент блюд большой, еда вкусная. Блинчики с вареньем из морошки - мммм!
Очень стильное и уютное кафе оказалось. Ассортимент блюд большой, еда вкусная. Блинчики с вареньем из морошки - мммм!

Зарядка №11

Станция "IT Charge" в Великом Устюге (GB/T DC):

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого нет),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 100 кВт, по факту было 55 кВт. Сессия стартовала с первой попытки.

Потраченное время, (38 минут), совместили с ужином в кафе "Айвазовский", на парковке которого стоит ЭЗС. Кстати, рекомендую: вкусно и недорого.

Девятый день

Восьмой день провели в Великом Устюге и не заряжались, а вот девятый день оказался богат на зарядки.

Зарядка №12

Накануне вечером поставил наш электромобиль на зарядку... Деда Мороза! Это тоже "IT Charge", розетка Type2:

Зарядка Деда Мороза в Великом Устюге
Зарядка Деда Мороза в Великом Устюге
  • доступ к ЭЗС - почти свободный, (стояла "Газель", но можно было подъехать сбоку, что я и сделал),
  • очереди нет (никого),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 22 кВт, машина может принимать 7,5 кВт, по факту так и было. Сессия стартовала с первой попытки.

Вечером, перед сном, поставил, а утром, перед выездом - снял с зарядки, получил 100%.

Зарядка №13

На границе Вологодской и Костромской областей - вокруг полно лесоразработок
На границе Вологодской и Костромской областей - вокруг полно лесоразработок

К сожалению, быстрая зарядка в Кичменгском городке по нашему маршруту не работала. Мы знали об этом заранее, поэтому на неё не заезжали и были вынуждены воспользоваться медленной станцией, расположенной на обходе населённого пункта Шарья в Костромской области, у комплекса "Тихий угол".

Мотель + кафе. Рядом - АЗС
Мотель + кафе. Рядом - АЗС

Эта ЭЗС не управляется никаким приложением, сотрудники мотеля вручную включают "автомат" и фиксируют показания счётчика для расчёта оплаты:

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого нет),
  • мобильный Интернет - работал, но был не нужен,
  • заявленная мощность - 22 кВт, машина может принимать 7,5 кВт, по факту станция почему-то выдавала только 6 кВт в час. Сессия стартовала с первой попытки, (после того, как тётеньки верно включили тот "автомат").

Зарядка здесь - единственный случай за всё путешествие, когда нам пришлось ждать дольше, чем того требовала ситуация. После обеда нам пришлось провести в кафе ещё около полутора часов, иначе был шанс не дотянуть до следующей станции.

Помнится, я даже успел написать пару статей на этот канал - благо, в кафе работал Wi-Fi. Были мысли снять номер в мотеле на несколько часов, чтобы полноценно отдохнуть, но они там сдавались только посуточно. В отзывах на "2Chargers" электроводы умоляют владельцев мотеля поставить станцию постоянного тока, и она там действительно необходима.

Зарядка №14

На трассе "Котельнич - Киров" в районе населённого пункта Ленинская искра, встали на зарядку на быстрой станции "Electrifly" (разъём GB/T DC):

Станция расположена на АЗС "Движение"
Станция расположена на АЗС "Движение"
  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого нет),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 150 кВт, машина может принимать 100 кВт, по факту станция выдавала более 90 кВт! Но запустить её удалось только с третьей попытки, и только после звонка на линию поддержки производителя. Интересно, что звонил я в Казань - станция производства компании "E-Prom".

Заряжались 29 минут, успели выпить чаю.

Двенадцатый день

Десятый и одиннадцатый день посвятили Кирову и никуда не ездили, а на двенадцатый день направились в Йошкар-Олу.

Зарядка №15

Накануне вечером поставил IDшку на зарядку на медленную станцию "IT Charge" через кабель Type2 в пяти минутах пешком от отеля:

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого нет),
  • мобильный Интернет - на момент запуска сессии работал, ночью и утром из-за глушилок перестал, но это не помешало достичь уровня 100%,
  • заявленная мощность - 22 кВт, машина может принимать 7,5 кВт, так и было.

Очень удобно: вечером поставил, утром забрал полностью заряженную машину.

Тринадцатый день

В последний день нашего путешествия зарядились дважды. Это было необязательно, но так оказалось удобнее и выгоднее.

Зарядка №16

Зарядка в Йошкар-Оле
Зарядка в Йошкар-Оле

Сначала, пока пили кофе на набережной, слегка подзалились на быстрой станции "IT Charge" (GB/T DC):

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого нет),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 150 кВт, машина может принимать 100 кВт, по факту столько и брала.

Время зарядки: 16 минут.

Зарядка №17 (последняя)

Затем переехали к Царёвокошайскому Кремлю и встали на медленную станцию "IT Charge" с розеткой Type2 - отсюда и гулять по центру удобнее, и тариф тут существенно ниже, чем на быстрой:

  • доступ к ЭЗС - свободный,
  • очереди нет (никого нет),
  • мобильный Интернет - работал,
  • заявленная мощность - 22 кВт, машина может принимать 7,5 кВт в час, что успешно и делала.

Время зарядки: 2 часа 57 минут. Можно было и меньше, но отключили тогда, когда окончательно нагулялись...

Можно ли путешествовать на электромобиле по России?

Для себя я давно ответил на этот вопрос: да, можно.

-20

Но этот электрокруиз в очередной раз доказал, что действительно можно.

Нет, если ваша цель как можно быстрее добраться из Перми/Тюмени/Казани или любого другого удалённого города в условный Сочи, проводя за рулём по 12-24 часа без перерывов, (а судя по комментариям многие реально так и делают), то, наверное, не стоит ехать на "электричке".

А если вы предпочитаете неспешные путешествия в своё удовольствие, с основательным осмотром достопримечательностей и спокойным отдыхом в отелях, то стоит заранее спланировать маршрут, ориентируясь на карту зарядных станций и отзывы в приложении "2Chargers". Продумать альтернативные варианты для зарядки, на всякий случай. Вооружиться хорошим настроением и не гнать по трассам, сломя голову. И всё получится!

-21

У нас ведь получилось! Никакого быстрого переходника, никаких эвакуаторов, тросов и генераторов. И всего одно длительное ожидание, (1,5 часа), когда нечем было заняться, пока машина заряжается.

-22

Это путешествие запомнится надолго - столько всего интересного мы увидели! И уже задумали следующие - по другим маршрутам и направлениям. Не переключайтесь!

Рассказывайте в комментариях о ваших путешествиях на электромобилях - я читаю все из них.

-------

Подписаться на ТГ-канал автора можно здесь.

-------