Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (06). «Освободитель» на войне.

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (05). «Моряки» и «вспомогачи»

В-24 на Дальнем Востоке и Тихом океане

-2

Американские В-24 впервые вступили в бой в феврале-начале марта 1942 г. Это были «экспортники» LB-30, реквизированные армией США из английского заказа после нападения японцев на Перл-Харбор, и включенные в 19-ю бомбардировочную группу (BG), действовавшую в восточной части Индийского океана. Они участвовали в обороне Голландской Ост-Индии, наносили удары по захваченным японцами объектам на Целебесе и Суматре, и атаковали вражеские транспорты при высадке японцев на Бали.

В середине 1942 г. в Индию была переброшена 7-я BG, вооруженная LB-30 и В-24. С октября её самолеты наносили удары по японским объектам на территории Китая, в ноябре они расширили свои действия на Таиланд и Бирму. На этом ТВД 7-я группа, вошедшая в состав 10-й Воздушной Армии (AF), действовала до начала мая 1945 г.

-3

Осенью 1942 г. В-24 появились и на Тихоокеанском ТВД. Туда прибыли четыре эскадрильи (BS) 90-й BG, начавшие бомбардировки Рабаула, Лаэ, объектов на Новой Британии и Новой Ирландии. В мае 1943 г. в австралийский Дарвин перебазировалась вооруженная «Либерейторами» 380-я BG. Она приступила к налетам на цели в Голландской Ост-Индии и на Тиморе. В это же время перевооружение на В-24 начала 43-я BG, до этого летавшая на В-17. А в феврале 1944 на «Либерейторы» пересела 22-я BG, сменившая на В-24 свои истрепанные В-25. Все эти группы были включены в состав 5-й AF, и совершали систематические налеты на аэродромы и другие объекты на Соломоновых островах. Осенью 1944 они переключились на атаки целей на Филиппинских островах Лейте и Лусон; с января 1945 г. бомбили аэродромы и порты Формозы, в марте совершали налеты на Кантон. В апреле 1945 г. 22-я и 43-я BG бомбили Гонконг, а с начала августа 1945 г. налетам «Либерейторов» подвергались объекты на острове Кюсю.

-4

Кроме 5-й AF, воевавшей в районе севера Австралии и Филиппин, в центральной и западной частях Тихого океана действовали «Либерейторы» 7-й AF. Здесь В-24 совершали налеты на остров Уэйк; затем «Либерейторы» 11-й, 30-й и 494-й BG, перебазируясь с острова на остров, обеспечивали американские десантные операции на Тараве, Сайпане, и Иводзиме; систематическим налетам подвергали атолл Трук, где находилась крупная японская военно-морская база. С июня 1945 самолеты 11-й BG базировались на Окинаве, откуда наносили удары по объектам на Японских островах.

-5

С середины 1942 г. небольшое количество LB-30 и В-24 имелось в 36-й бомбардировочной эскадрилье, действовавшей в районе Аляски и Алеутских островов. Эти самолеты до августа 1943 г. бомбили занятые японцами острова Атту и Кыска, а с начала 1944 г. совершали беспокоящие налеты на Курильские острова.

В-24 в Северной Африке и Италии

-6

В июне 1942 г. американские «Либерейторы» появились в Северной Африке - в Египет прибыла вооруженная B-24D «группа Галвестона» (1-я временная бомбардировочная группа). В ночь с 11 на 12 июня 13 её самолетов нанесли удар по нефтеперерабатывающим предприятиям Плоешти (Румыния). Впоследствии самолеты «группы Галвестона» действовали против вражеского судоходства, совершали ночные налеты на Бенгази и Тобрук. В ноябре 1942 американские авиачасти, действовавшие в Северной Африке, развернули в 9-ю AF, в её состав включили и переброшенную в Африку 98-ю BG (четыре эскадрильи В-24). 4 декабря 1942 г. её самолеты впервые бомбили цели на территории Италии – атаковали порт в Неаполе. 7 декабря в Африку из Великобритании прибыла вооруженная «Либерейторами» 93-я BG, которая уже 13 декабря нанесла удар по Бизерте. В первые месяцы 1943 г. самолеты 9-й AF попеременно наносили удары по целям в Тунисе и на территории Италии. Затем при подготовке высадки на Сицилии мощным налетам подвергли Неаполь, Мессину, Палермо. Для этого 9-ю AF усилили ещё двумя группами «Либерейторов», переброшенными из Англии.

-7

1 августа 1943 г. стартовавшие с аэродромов в Северной Африке 179 В-24 нанесли мощный удар по Плоешти (этот налет я подробно описал в двух статьях «Операция «Приливная волна»). Потери были крайне тяжелыми - 43 сбитых В-24, ещё 23 подбитые машины совершили вынужденные посадки на территории Турции. Но потери были быстро восполнены, и уже 13 августа 61 «Либерейтор» из Ливии совершил налет на авиазавод в Винер-Нойштадте (Австрия), а три дня спустя 86 В-24 бомбили аэродромы на севере Италии.

Последний боевой вылет из Северной Африки состоялся 22 сентября 1943 г.: налету «Либерейторов» подверглись аэродромы в Греции. Впоследствии действовавшие на Средиземноморском ТВД соединения В-24 вошли в состав 15-й AF. Первыми к новой Воздушной Армии присоединились 98-я и 376-я BG, а к началу следующего года 15-я AF пополнилась ещё 13 группами В-24.

-8

Ее самолеты наносили удары по объектам в Южной Франции, Германии (в частности, принимали участие в операции «Аргумент» в феврале 1944 г.), Северной Италии и на Балканах. Но вплоть до августа 1944 г. приоритетными целями оставались нефтепромыслы и перерабатывающие заводы в районе Плоешти.

Секретная операция «Саквояж»: с августа 1943 г. в небе оккупированной Европы начали действовать авиаподразделения, сформированные по договоренности с Управлением стратегических служб - для выполнения секретных заданий. Среди них этим занималась и 859-я бомбардировочная эскадрилья 15-й AF, оснащенная специально модифицированными B-24D, окрашенными чёрной краской для защиты от прожекторов. Ее экипажи набирались из лётчиков противолодочных бомбардировщиков, имевших опыт навигации и прошедших подготовку по полётам на малой высоте, которые в ночной темноте чрезвычайно опасны, и стоили жизни многим лётчикам.

-9

В рамках секретной операции «Саквояж» черные В-24 из 859-й эскадрильи снабжали оружием и спецсредствами подпольные и партизанские группировки, действовавшие на территории врага, доставляли в немецкий тыл шпионов, эвакуировали сбежавших из плена сбитых летчиков (спасли более 5.000 человек). Накануне «Дня Д» (начало высадки союзников в Европе) и после него сбрасывали в немецких тылах группы коммандос, нарушавших управление и снабжение германских войск. А осенью 1944 В-24 из 859-й эскадрильи были привлечены к доставке топлива в армию генерала Джорджа Паттона, у которой возникли проблемы с горючим. Благодаря своим особым навыкам пилоты спец-эскадрильи за короткий срок обеспечили эту армию 3.114.264 л бензина.

В-24 8-й Воздушной Армии в Англии

-10

В составе 8-й AF, осуществлявшей с баз в Великобритании бомбардировочное наступление на Германию и оккупированные страны, воевало 12 групп, оснащенных В-24. Первый налет «Либерейторы» выполнили 9 октября 1942 г.: совместно с В-17 они бомбили железнодорожное депо и сталелитейный завод в Лилле. В этом налете истребители Люфтваффе сбили 4 В-24, ещё 46 бомбардировщиков получили различные повреждения. Месяц спустя «Либерейторы» совершили налет на базу подлодок в Сен-Назере; а 27 января 1943 г. В-24 впервые бомбили цель на территории Германии – удару подверглась кораблестроительная верфь в Вильгельмсхафене. В дальнейшем В-24 совершали налеты на Бремен, Эмден, французский Брест, заводы в Антверпене и другие объекты. Постоянное усиление 8-й AF позволило в декабре 1943 г. отправлять в один налет до 600 бомбардировщиков.

-11

20-25 февраля 1944 г. в рамках операции «Аргумент» 8-я AF наносила массированные удары по заводам, выпускающим истребители. В первом таком налете наряду с 417 В-17 участвовало 272 «Либерейтора». В этом и последующих налетах американцам пришлось столкнуться с яростным сопротивлением Люфтваффе - так, например, только 24 февраля было сбито 33 В-24 (14% участвовавших в операции).

-12

С 3 марта 1944 г. 8-я AF начала серию налетов на Берлин. В мае главными целями стали аэродромы на территории Франции и стартовые позиции самолетов-снарядов V-1. С первого дня высадки в Нормандии (6 июня 1944 г.) «Либерейторы» выполняли тактические задачи поддержки высадившихся войск; налеты на цели во Франции продолжались до конца июня, после чего 8-я AF вновь перешла к бомбежкам Германии. Утром 6 июля 231 «Либерейтор» бомбил Кёльн, на следующий день 373 В-24 и 756 В-17 нанесли удар по Лейпцигу. 31 июля 447 «Либерейторов» атаковали Людвигсхафен и Мангейм.

-13

Во второй половине сентября В-24 привлекались к снабжению британских десантников, блокированных под Арнемом. Но главными целями для «Либерейторов» осенью 1944 г. стали предприятия топливной промышленности - именно их разрушение считается наиболее существенным вкладом В-24 в победу над Германией. В конце года активизировались налеты на объекты железнодорожной инфраструктуры. В начале 1945 г. ударам подвергались немецкие города, прежде всего, Берлин. 14 февраля несколько сотен В-24 участвовали в налете на Дрезден, вследствие которого город, не имевший стратегического значения, сровняли с землей. В дальнейшем налеты продолжались вплоть до последних дней войны. В общей сложности 2-я бомбардировочная дивизия, объединявшая группы В-24 в составе 8-й AF, осуществила 493 операции, выполнив почти 96 тысяч боевых вылетов и сбросив на цели около 200 тысяч тонн бомб. При этом потери 8-й AF составили 2.112 «Либерейторов».

В-24 в ВМС США

-14

В ВМС США первой эскадрильей, получившей в сентябре 1942 г. самолеты PB4Y-1, стала VB-110, дислоцированная на Гавайях. В дальнейшем такие самолеты - фактически те же «сухопутные» В-24, применялись как на Тихом океане, так и на Атлантике - главным образом, в качестве патрульных и противолодочных (на их счету 13 потопленных субмарин). С января 1945 на Тихом океане к боевым действиям приступили однокилевые PB4Y-2 «Приватир» - адаптированные для выполнения задач именно морской авиации патрульные самолеты, способные выполнять ударные задачи. Они в основном обеспечивали десантные операции заключительного этапа войны: наносили удары по японским береговым РЛС, радиостанциям, транспортам, другим морским и береговым целям.

-15

Послевоенная судьба В-24 ВВС США

После окончания Второй мировой войны «Либерейторы» стали армии не нужны – спрос на боевую технику резко упал, к тому же появились более совершенные бомбардировщики. И уже в 1945-м буквально тысячи В-24 были отправлены на слом; к 1947 г. в ВВС США оставалось лишь немного «Либерейторов», использовавшихся для вспомогательных целей. Последний из них служил в качестве летающей лаборатории до 1953 г. Морские варианты В-24 продержались несколько дольше: PB4Y-1 эксплуатировались до 1950 г., а PB4Y-2 – до 1954 (отдельные экземпляры использовались до 1962 г.).

«Либерейторы» в ВВС Великобритании

-16

В общей сложности Великобритания получила около 2.400 «Либерейторов». В Королевских ВВС «Либерейторы» появились раньше, чем в ВВС США, и хотя поступавшие машины распределялись между Бомбардировочным, Береговым и Транспортным командованиями, применялись они главным образом в Береговом командовании как противолодочные самолеты. С января 1942 г. вооруженные «Либерейторами» Mk.II 159-я и 160-я эскадрильи Бомбардировочного командования первыми приступили к охоте за немецкими подводными лодками. Правда, поначалу более полугода их охота была безрезультатной; но когда англичане на получаемых «Либерейторах» совместили РЛС с поисковым прожектором под крылом, с октября 1942 охота пошла все успешнее. К началу 1943 г. «Либерейторы» потопили 4 U-бота, к лету – 10, а к концу 1943 – еще 21 немецкую подлодку. Сочетание прожектора с радаром на «Либерейторе» оказалось настолько эффективным, что многие экипажи немецких подводных лодок предпочитали всплывать на поверхность днём, чтобы хотя бы увидеть атакующий их самолёт и иметь возможность открыть огонь из зениток для защиты. Появление у британцев достаточного количества противолодочных «Либерейторов» с очень большой дальностью полёта значительно расширило возможности морской обороны Великобритании. Они закрыли ранее недостижимый самолетами промежуток в центральной части Атлантики, в котором немецкие подлодки смело всплывали для зарядки аккумуляторов и дозаправки с «дойных коров» (транспортных подлодок), без риска быть атакованными с воздуха. Британские «Либерейторы» внесли значительный вклад в победу союзников в «Битве за Атлантику», потопив к концу войны 93 немецкие подлодки.

-17

В качестве армейских бомбардировщиков «Либерейторы» эксплуатировались британскими ВВС (RAF) в 13 эскадрильях. Но в Англии для действий на Северо-европейском ТВД использовалась только одна, 223-я эскадрилья; и не для стратегических бомбежек, а для противодействия немецким радарам, создавая им электронные помехи (20 ее «Либерейторов» были оснащены соответствующей радиоаппаратурой). Большинство же армейских эскадрилий «Либерейторов» RAF действовало на Средиземноморском ТВД или в Индии. В частности, пять эскадрилий 231-го Крыла бомбили железнодорожные узлы и другие объекты в Таиланде и Бирме, минировали порты Малайи и выполняли другие задачи. «Средиземноморские» эскадрильи британских «Либерейторов» наносили удары по целям в Ливии, Тунисе, Италии, Греции. Среди них в рядах RAF на «Либерейторах» воевали две южноафриканские эскадрильи (SAAF), потопившие 9 немецких U-ботов. Так же в составе Королевских ВВС экипажи некоторых «Либерейторов» укомплектовывались авиаторами из оккупированных стран: чехов, поляков, голландцев. датчан. Эти экипажи воевали и на Средиземноморье, и на Тихом океане.

-18

В-24 других стран

Довольно большое количество «Либерейторов» (по некоторым данным, до 1.200 единиц) эксплуатировали Королевские канадские ВВС (СAF) - главным образом, в качестве противолодочных самолетов. В общей сложности 287 B-24D, J, L и М получили Королевские австралийские ВВС (RAAF). Эти самолеты поступили на вооружение 7-ми эскадрилий и привлекались к бомбардировкам японских объектов на Борнео, Новой Гвинее, в Голландской Ост-Индии.

-19

В 1944-1945 гг. 48 В-24М были переданы Китаю. Впоследствии они использовались гоминьдановским правительством в гражданской войне. 2 самолета стали трофеями коммунистов и служили в ВВС КНР до 1952 г.

ВВС Индии с 1947 г. получили, по разным данным, от 37 до 42 «Либерейторов», оставленных британцами на территории этой страны. Самолеты, в большинстве своем неисправные, были восстановлены на местных предприятиях и эксплуатировались до 1968 г. - главным образом в качестве морских патрульных.

-20

СССР в 1942 г. получил в рамках ленд-лиза для ознакомления 1 В-24. Кроме того, около 30 «Либерейторов», совершивших вынужденные посадки на контролируемой советскими войсками территории, и были восстановлены; 21 из них эксплуатировался в 203-м полку 45-й ТБАД (но боевых вылетов не совершали). Причем на восстановленных и принятых в строй В-24 в первую очередь сдирали американские опознавательные знаки и…рисунки (особенно длинноногих красоток с задранными юбками) – командование заявило, что негоже советским летчикам летать с такой похабщиной на борту!

Португалии и Турция ввели в состав своих ВВС, соответственно, 6 и 5 «Либерейторов», совершивших вынужденные посадки и интернированных на территории этих стран.

Трофейные В-24 использовались Германией для испытаний и выполнения спецзадач (высадки диверсантов), а также Италией и Румынией (только для испытаний). У немцев спецоперациями занимались 3 В-24, приписанных к KG-200; один из них был сбит немецкими же зенитками. Румыны из обломков трех В-24, оставшихся после налета на Плоешти 1.08.1943 г., восстановили один самолет, и использовали его для тренировок пилотов-истребителей.

-21

Заключение

В-24 был весьма неплохим самолетом - своего «одноклассника» В-17 он превосходил по дальности полета, скорости и бомбовой нагрузке. По мощи оборонительного вооружения обе машины были примерно равноценны. Но при этом «Либерейтор» был труднее в управлении, отличался худшей путевой устойчивостью. Этот недостаток особо остро ощущался в боях над Европой, где основой тактики бомбардировщиков было удержание сомкнутого оборонительного строя. Боевая живучесть В-24 считалась более низкой, чем у В-17 (хотя другие авторы в этом вопросе придерживаются противоположного мнения).

ОКОНЧАНИЕ: Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (07).Герои «Либерейторов»

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.