Найти в Дзене

Как использовать прогулку для сенсорного развития

Оглавление

Сенсорное развитие детей происходит повсюду. Это естественный процесс, который заложен природой, и его сложно избежать. Но в современном мире все больше детей нуждается в дополнительных мероприятиях для развития чувственного восприятия. Рассказываем, как использовать прогулку для сенсорного развития детей раннего возраста.

Что такое сенсорное развитие

Слово «сенсор» происходит от лат. sensus (чувство, ощущение, восприятие). Таким образом развитие сенсорного восприятия подразумевает активизацию и улучшение процесса передачи сигналов мозгу всеми органами чувств. Принято считать, что у нас пять чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Но чувство равновесия также можно отнести к сенсорному восприятию.

Серьезные нарушения сенсорного развития связаны с неврологическими проблемами и нуждаются в коррекции с помощью специалистов: нейропсихологов, неврологов, дефектологов. С каждым днем появляется все больше детей с нарушением обработки сенсорной интеграции. Это может быть обусловлено как биологическими факторами, так и чрезмерной стимуляцией органов чувств у детей раннего возраста.

Нарушения могут выражаться в гиперчувствительности или гипочувствительности к сигналам, поступающим из внешней среды. Так, в случае повышенной чувствительности, ребенок страдает от звуков и прикосновений, крайне избирателен в питании, его раздражают запахи и пугает толпа. А в случае сниженной чувствительности ребенок, напротив, будет стремиться к телесному контакту, усугубленному давлением, нажатием, сжиманием. Гипочувствительные дети имеют сниженный болевой порог и склонность к самоповреждению, плохо владеют своим телом и путаются в определении цветов и форм.

И в том, и в другом случае ситуацию можно кардинально изменить целенаправленными занятиями по сенсорной интеграции.

Как происходит сенсорное развитие детей на прогулке

На улице ребенка окружает множество сигналов, которые воспринимают органы чувств, а обрабатывает их мозг. Именно на прогулке можно найти такое богатое поле возможностей для сенсорного развития, которое невозможно создать в домашних условиях. И все эти возможности естественным образом предлагает нам природа.

Тренировка зрительного восприятия

На прогулке зрение максимально задействовано, так как все вокруг привлекает внимание ребенка. Но при этом глаза не устают, потому что зрительный фокус приходится то на далекие объекты, то на близкие, работает как центральное, так и периферическое зрение. Чтобы усилить эффект, можно использовать игры для тренировки зрительно-моторной координации: играть с мячом, рисовать мелками на асфальте, а на пляже можно бросать камушки или ракушки в воду и наблюдать, как круги расходятся по воде.

Тренировка слухового восприятия

На улице малыш погружается в мир звуков. Это и шум машин, и голоса проходящих людей, и сигналы светофоров. Все эти громкие звуки могут перегружать нервную систему ребенка, поэтому гулять лучше всего в лесопарковой зоне, где можно слушать пение птиц, стрекот кузнечиков, жужжание пчел. В лесу можно не только знакомить малыша с природой, но и изучать звуки птиц и насекомых, тренируя слух, память и сравнительно-аналитические способности.

Тренировка обоняния

Выходя с малышом на прогулку, обращайте его внимание на то, как пахнет воздух осенью, весной, летом и зимой. У каждого времени года свой характерный запах. Если гулять по загазованным улицам, разницу заметить будет сложно, но на окраине города, в парке, у реки — запахи будут сильно отличаться. Летом в городе часто можно услышать запах свежескошенной травы, весной — познакомить малыша с ароматом цветущей сирени или черемухи, осенью — с запахом опавшей листвы и костров, а зимой — с морозным запахом выпавшего снега. Можно поиграть в игру: «Найди похожий листок и понюхай». Игра в сходства и отличия тренирует когнитивные способности малышей, а на прогулке еще и стимулирует зрительное и обонятельное восприятие.

Тренировка осязания

Когда малыш подбирает камушек, он ощущает его шероховатую текстуру, позвольте ему подольше сохранить это ощущение. Когда ребенок еще не разговаривает, мама сама может описать ему камень: большой или маленький, гладкий или шершавый, круглый или продолговатый, назвать его цвет и свойства — тяжелый или легкий, настолько твердый, что его нельзя разбить. Подросшего малыша нужно просить описывать предмет, который он держит в руках. Это не только повышает способность концентрировать внимание, развивает осязательное восприятие, но и улучшает мыслительные способности и речь. Собирать гербарий, опавшие желуди, складывать букет из цветов — все это задействует моторику и стимулирует тактильные ощущения.

Тренировка вкуса

Что касается вкусовых ощущений, на прогулке можно обратить внимание, как изменяется вкус еды на свежем воздухе. Можно взять ребенка на пикник и угостить запеченным картофелем или свежесваренной ухой. А можно поиграть с фруктами: завязать малышу глаза и попросить угадать на вкус предлагаемые ему продукты.

Тренировка вестибулярного аппарата

На прогулке существует множество эффективных способов для развития равновесия:

  • ходьба по неровной поверхности;
  • катание на качелях и карусели;
  • езда на велосипеде, беговеле, самокате;
  • различные аттракционы;
  • катание с горки и т.д.

Для раннего сенсорного развития ребенка есть сотни возможностей в шаговой доступности. Чаще выходите на прогулку и вытаскивайте своих малышей за пределы их колясок. И результаты не заставят себя ждать.