Чемпионат мира по кольцевым автогонкам «Формула-1» близок к тому, чтобы пятый год подряд побить рекорд годовой выручки. Во многом этому помогают увеличение количества Гран-при, рост коммерческих сделок, а также развитие сферы гостеприимства. Особенно руководство серии автогонок гордится Paddock Club — эксклюзивной зоной с премиальными услугами. Forbes Sport рассказывает, как серия автогонок зарабатывает благодаря разнообразным VIP-пакетам с элитными лаунжами, шампанским, деликатесами и услугами фокусников и карикатуристов
«Деревня», которая приносит миллионы
В августе текущего года «Формула-1» отчиталась о блестящих финансовых показателях во втором квартале — доход серии составил $1,226 млрд, что значительно выше аналогичного периода прошлого сезона ($871 млн). Основным источником мощного финансового потока стали медиаправа, спонсорство и реклама на гонках, объем которых вырос с $739 млн (2024 год) до $1,03 млрд. Прочие доходы (лицензирование, гостиничный бизнес, сфера гостеприимства, недвижимость) также показали значительный рост — со $132 млн до $194 млн.
Кроме того, коммерческому росту способствовали уникальные доходы (от $10 до $20 млн), связанные с выходом фильма «Формула-1» производства Apple Original Films с Брэдом Питтом в главной роли. Операционная прибыль серии автогонок до учета амортизации и износа (OIBDA) подскочила более чем вдвое — со $160 до $361 млн.
Значимую роль в укреплении высокого статуса «Формулы-1» и ее коммерческого прогресса играет повышенное внимание организаторов к развитию сферы гостеприимства. Каждый Гран-при собирает тысячи VIP-гостей, готовых платить огромные деньги за высокий уровень комфорта, возможность эксклюзивного доступа к командам, пилотам и неподражаемую энергетику гоночной трассы. Причем, это вовсе не новинка последних лет: о создании специального места и предоставлении услуг высшего качества для состоятельных гостей руководители «Формулы-1» задумались еще в начале 1980-х.
Paddock Club — эксклюзивная зона с премиальными услугами в виде высококлассной кухни, безлимитного бара с элитным алкоголем, уникальным видом на гонку и рядом других преимуществ — появился с подачи бывшего генерального директора серии гонок Берни Экклстоуна. Он поручил создание комплекса бывшему продавцу рекламы на трассах и владельцу швейцарской компании Allsport Management Пэдди Макнелли, который разделил место на три зоны. Каждая из них отличается своим уровнем роскоши.
«Деревня» представляет собой группу шатров, окружающих центральный открытый сад с собственной зоной отдыха на патио и фуршетный навес. В отдельных шатрах располагается бар с шампанским, а в саду проводятся различные развлекательные мероприятия. Вторая зона, Pit Building Lounges, – это несколько отдельных лаунжей, обычно расположенных прямо над пит-лейном, с прекрасным видом на финишную прямую. Когда гонщики заезжают на пит-лейн, самые ярые болельщики Paddock Club могут перегнуться через ограждение и поприветствовать их.
Третья зона, «Терраса» здания пит-стопа, представляет собой комплекс апартаментов. Они часто расположены на один этаж выше, чем лаунжи здания пит-стоп, и имеют панорамные виды на трассу. Именно крыша этого сооружения часто оказывается в центре внимания на фотографиях трассы, а также под ней происходит награждение троих лучших гонщиков Гран-при. В настоящее время Paddock Club предлагает шесть пакетов гостеприимства на любой кошелек.
Каждый абонемент Paddock Club включает в себя доступ к банкету с изысканными винами и другим элитным алкоголем, а также услуги массажиста, косметолога, парикмахера, и даже карикатуриста и карточного фокусника. Гости также могут совершить экскурсию по боксам перед Гран-при и получить доступ к паддоку поддержки. В Paddock Club соблюдается дресс-код smart casual – это означает, что не допускаются спортивные костюмы, шорты и сандалии.
Абонемент стоимостью $27 000
Высокий уровень комфорта и эксклюзивность, привлекающие знаменитостей, спортсменов, политиков и влиятельных персон, позволил «Формуле-1» поддерживать рост цен на билеты в Paddock Club даже в периоды мирового экономического спада. Если в 2011 году его посетило 69 000 гостей, а доход составил $78,7 млн (около 5,2% от общего оборота серии автогонок), то по итогам сезона-2024 количество пользователей пакетами гостеприимства увеличилось более чем вдвое и превысило отметку в 150 000 человек. Общая выручка «Формулы-1» в прошлом сезоне составила $3,65 млрд и 19,3% от нее пришлось на Paddock Club и другие услуги гостеприимства.
Показательна также динамика стоимости трехдневных абонементов Paddock Club за последние 10 лет. В 2015-м цена самого дешевого пакета варьировалась от $5 280 до $9 600 в зависимости от Гран-при. В текущем сезоне самый бюджетный пакет обойдется в $6 000 (Азербайджан), тогда как посещение VIP-зоны в Монако стоит $20 000. Также существует опция покупки билета в Paddock Club только на первый день гоночного уик-энда (четверг): в этом году в Лас-Вегасе он стоил $2 663, а в Абу-Даби — $12 600.
В каждой гонке Paddock Club задействует сотни рабочих, включая поваров, кейтеринговый персонал, электриков, охранников, аниматоров, флористов, терапевтов и уборщиков. Безопасность, логистика и строительство, как правило, осуществляются одними и теми же подрядчиками на протяжении всего сезона, а это значит, что команды и спонсоры знают, что их ждет на любой гонке, где бы она ни проводилась. Это нелегкая задача, поскольку для размещения Paddock Club на типичном Гран-при требуется транспортировка по дороге, воздуху или по морю 77 000 столовых приборов, 40 000 бокалов, 30 000 тарелок, 90 000 литров воды, 5 500 бутылок шампанского и 10 000 срезанных цветов.
Значительный скачок доходов «Формулы-1» от Paddock Club произошел после покупки серии автогонок американской компанией Liberty Media в 2017 году. Новые хозяева удивились, что при Экклстоуне у чемпионата не было специализированной коммерческой службы и, что особенно важно, внешних экспертов, необходимых для расширения за пределы существующих границ не только Paddock Club, но и других сфер бизнеса «Формулы-1».
«Дело не в том, что Берни делал что-то неправильно, — считает бывший директор по маркетингу команды Jordan Марк Галлахер. — Он проделал потрясающую работу и продвинулся в ней настолько далеко, насколько это было возможно, но в 2000-х началась стагнация. Бизнес «Формулы-1» был основан на телевизионных правах и гонорарах за проведение гонок, а гостеприимство отошло на второй план. К тому же в футболе, гольфе, регби, теннисе и других видах спорта появились подобные услуги. Гости жаждали новых предложений — сегодня мы видим, как в эру Liberty это получило новый импульс».
Главной трансформацией, произошедшей под наблюдением Liberty, стало то, как «Формула-1» раскрылась в эпоху цифровых медиа и успешно расширила свою аудиторию с помощью таких инициатив, как выпущенный Netflix документальный сериал Formula 1: Drive to Survive и хит летнего проката 2025 года фильм «Формула-1», который собрал за три месяца в прокате более $600 млн.
Благодаря этим фильмам гонки получили дополнительный шарм привлекательности, а гостям был предложен совершенно новый уровень услуг для самых богатых болельщиков. Расширенный премиум-вариант Paddock Club получил название Formula 1 Experiences и теперь стоит $27 000.
Помимо привычных для Paddock Club привилегий, обладатель этого пакета может насладиться изысканной кухней авторства знаменитого шеф-повара Гордона Рэмзи, который переоборудовал паддок в элитный ресторан всего в нескольких метрах от проносящихся мимо болидов. В 2025 году в услугу включена возможность провести время с семикратным чемпионом мира Льюисом Хэмилтоном в специальном лаунже — в нем звезда общается с гостями во время гоночного уик-энда.
Кухни общей площадью в четыре футбольных поля
«Цена пакета высока, но, по правде говоря, это действительно выгодное предложение, – считает Галлахер. — Я посмотрел на пакет и подумал: «Вау!» Ведь раньше, чтобы получить некоторые из этих преимуществ, практически нужно было быть спонсором «Формулы-1». Теперь же это не обязательно».
За гастрономическое направление уже более трех десятилетий отвечает австрийская компания DO & CO, специализирующаяся на организации питания для гурманов во время международных мероприятий. Помимо «Формулы-1», она сотрудничает со спортивными командами, такими как мюнхенская «Бавария», предлагая питание и услуги гостеприимства в более чем 30 местах в 12 странах. В прошлом году DO & CO продлила соглашение с серией автогонок до 2034 года.
Во время каждого Гран-при компания разворачивает гигантские временные кухни размером с четыре футбольных поля, разделенные на зоны с помощью панелей для разных групп продуктов, таких как мясо, рыба или десерты, где и готовятся блюда, описывает The Athletic. Температура поддерживается на уровне 15°C для соблюдения строгих санитарных норм, а все крупногабаритное оборудование находится на колесах, чтобы в случае поломки его можно было быстро снять и заменить. Этот прием владелец DO & CO Аттила Догудан перенял из авиационной отрасли. И, как и в случае с автодомами команд «Формулы-1», весь процесс упаковки происходит с военной точностью.
Догудан подсчитал, что в типичный гоночный уик-энд в Paddock Club съедается более 35 000 порций еды (в том числе, около 3 000 лобстеров), что составляет примерно три-четыре блюда на человека в день. Во время такой гонки, как Лас-Вегас, одной из самых роскошных и гостеприимных в календаре, это число возрастает примерно до 100 000 порций еды из-за увеличения числа посетителей. Неотъемлемой частью впечатлений является приготовление блюд прямо на глазах у гостей.
Меню Paddock Club тщательно продумано, чтобы придать «местный колорит и объединить его с блюдами международной кухни». Базовое меню меняется каждый день гоночного уик-энда и обычно включает шесть-семь различных блюд, которые гости могут попробовать. Однако есть и специальные кулинарные станции, предлагающие фирменные блюда, такие как австрийская выпечка или итальянское джелато, в зависимости от места проведения гонки.
Оставшаяся еда не пропадает. К примеру, после Гран-при Майами ее забирает волонтерская организация Food Rescue US и доставляет местным организациям, таким как приюты для бездомных и пункты раздачи продуктов питания.