Найти в Дзене
Forbes Sport

Тысячи лобстеров и Хэмилтон: как «Формула-1» увеличила доходы за счет гостеприимства

Оглавление
Фото Paddock Club
Фото Paddock Club

Чемпионат мира по кольцевым автогонкам «Формула-1» близок к тому, чтобы пятый год подряд побить рекорд годовой выручки. Во многом этому помогают увеличение количества Гран-при, рост коммерческих сделок, а также развитие сферы гостеприимства. Особенно руководство серии автогонок гордится Paddock Club — эксклюзивной зоной с премиальными услугами. Forbes Sport рассказывает, как серия автогонок зарабатывает благодаря разнообразным VIP-пакетам с элитными лаунжами, шампанским, деликатесами и услугами фокусников и карикатуристов

«Деревня», которая приносит миллионы

В августе текущего года «Формула-1» отчиталась о блестящих финансовых показателях во втором квартале — доход серии составил $1,226 млрд, что значительно выше аналогичного периода прошлого сезона ($871 млн). Основным источником мощного финансового потока стали медиаправа, спонсорство и реклама на гонках, объем которых вырос с $739 млн (2024 год) до $1,03 млрд. Прочие доходы (лицензирование, гостиничный бизнес, сфера гостеприимства, недвижимость) также показали значительный рост — со $132 млн до $194 млн.

Кроме того, коммерческому росту способствовали уникальные доходы (от $10 до $20 млн), связанные с выходом фильма «Формула-1» производства Apple Original Films с Брэдом Питтом в главной роли. Операционная прибыль серии автогонок до учета амортизации и износа (OIBDA) подскочила более чем вдвое — со $160 до $361 млн.

Значимую роль в укреплении высокого статуса «Формулы-1» и ее коммерческого прогресса играет повышенное внимание организаторов к развитию сферы гостеприимства. Каждый Гран-при собирает тысячи VIP-гостей, готовых платить огромные деньги за высокий уровень комфорта, возможность эксклюзивного доступа к командам, пилотам и неподражаемую энергетику гоночной трассы. Причем, это вовсе не новинка последних лет: о создании специального места и предоставлении услуг высшего качества для состоятельных гостей руководители «Формулы-1» задумались еще в начале 1980-х.

Paddock Club — эксклюзивная зона с премиальными услугами в виде высококлассной кухни, безлимитного бара с элитным алкоголем, уникальным видом на гонку и рядом других преимуществ — появился с подачи бывшего генерального директора серии гонок Берни Экклстоуна. Он поручил создание комплекса бывшему продавцу рекламы на трассах и владельцу швейцарской компании Allsport Management Пэдди Макнелли, который разделил место на три зоны. Каждая из них отличается своим уровнем роскоши.

Фото Paddock Club
Фото Paddock Club

«Деревня» представляет собой группу шатров, окружающих центральный открытый сад с собственной зоной отдыха на патио и фуршетный навес. В отдельных шатрах располагается бар с шампанским, а в саду проводятся различные развлекательные мероприятия. Вторая зона, Pit Building Lounges, – это несколько отдельных лаунжей, обычно расположенных прямо над пит-лейном, с прекрасным видом на финишную прямую. Когда гонщики заезжают на пит-лейн, самые ярые болельщики Paddock Club могут перегнуться через ограждение и поприветствовать их.

Третья зона, «Терраса» здания пит-стопа, представляет собой комплекс апартаментов. Они часто расположены на один этаж выше, чем лаунжи здания пит-стоп, и имеют панорамные виды на трассу. Именно крыша этого сооружения часто оказывается в центре внимания на фотографиях трассы, а также под ней происходит награждение троих лучших гонщиков Гран-при. В настоящее время Paddock Club предлагает шесть пакетов гостеприимства на любой кошелек.

Каждый абонемент Paddock Club включает в себя доступ к банкету с изысканными винами и другим элитным алкоголем, а также услуги массажиста, косметолога, парикмахера, и даже карикатуриста и карточного фокусника. Гости также могут совершить экскурсию по боксам перед Гран-при и получить доступ к паддоку поддержки. В Paddock Club соблюдается дресс-код smart casual – это означает, что не допускаются спортивные костюмы, шорты и сандалии.

Абонемент стоимостью $27 000

Высокий уровень комфорта и эксклюзивность, привлекающие знаменитостей, спортсменов, политиков и влиятельных персон, позволил «Формуле-1» поддерживать рост цен на билеты в Paddock Club даже в периоды мирового экономического спада. Если в 2011 году его посетило 69 000 гостей, а доход составил $78,7 млн (около 5,2% от общего оборота серии автогонок), то по итогам сезона-2024 количество пользователей пакетами гостеприимства увеличилось более чем вдвое и превысило отметку в 150 000 человек. Общая выручка «Формулы-1» в прошлом сезоне составила $3,65 млрд и 19,3% от нее пришлось на Paddock Club и другие услуги гостеприимства.

Показательна также динамика стоимости трехдневных абонементов Paddock Club за последние 10 лет. В 2015-м цена самого дешевого пакета варьировалась от $5 280 до $9 600 в зависимости от Гран-при. В текущем сезоне самый бюджетный пакет обойдется в $6 000 (Азербайджан), тогда как посещение VIP-зоны в Монако стоит $20 000. Также существует опция покупки билета в Paddock Club только на первый день гоночного уик-энда (четверг): в этом году в Лас-Вегасе он стоил $2 663, а в Абу-Даби — $12 600.

В каждой гонке Paddock Club задействует сотни рабочих, включая поваров, кейтеринговый персонал, электриков, охранников, аниматоров, флористов, терапевтов и уборщиков. Безопасность, логистика и строительство, как правило, осуществляются одними и теми же подрядчиками на протяжении всего сезона, а это значит, что команды и спонсоры знают, что их ждет на любой гонке, где бы она ни проводилась. Это нелегкая задача, поскольку для размещения Paddock Club на типичном Гран-при требуется транспортировка по дороге, воздуху или по морю 77 000 столовых приборов, 40 000 бокалов, 30 000 тарелок, 90 000 литров воды, 5 500 бутылок шампанского и 10 000 срезанных цветов.

Значительный скачок доходов «Формулы-1» от Paddock Club произошел после покупки серии автогонок американской компанией Liberty Media в 2017 году. Новые хозяева удивились, что при Экклстоуне у чемпионата не было специализированной коммерческой службы и, что особенно важно, внешних экспертов, необходимых для расширения за пределы существующих границ не только Paddock Club, но и других сфер бизнеса «Формулы-1».

«Дело не в том, что Берни делал что-то неправильно, — считает бывший директор по маркетингу команды Jordan Марк Галлахер. — Он проделал потрясающую работу и продвинулся в ней настолько далеко, насколько это было возможно, но в 2000-х началась стагнация. Бизнес «Формулы-1» был основан на телевизионных правах и гонорарах за проведение гонок, а гостеприимство отошло на второй план. К тому же в футболе, гольфе, регби, теннисе и других видах спорта появились подобные услуги. Гости жаждали новых предложений — сегодня мы видим, как в эру Liberty это получило новый импульс».

Главной трансформацией, произошедшей под наблюдением Liberty, стало то, как «Формула-1» раскрылась в эпоху цифровых медиа и успешно расширила свою аудиторию с помощью таких инициатив, как выпущенный Netflix документальный сериал Formula 1: Drive to Survive и хит летнего проката 2025 года фильм «Формула-1», который собрал за три месяца в прокате более $600 млн.

Благодаря этим фильмам гонки получили дополнительный шарм привлекательности, а гостям был предложен совершенно новый уровень услуг для самых богатых болельщиков. Расширенный премиум-вариант Paddock Club получил название Formula 1 Experiences и теперь стоит $27 000.

Помимо привычных для Paddock Club привилегий, обладатель этого пакета может насладиться изысканной кухней авторства знаменитого шеф-повара Гордона Рэмзи, который переоборудовал паддок в элитный ресторан всего в нескольких метрах от проносящихся мимо болидов. В 2025 году в услугу включена возможность провести время с семикратным чемпионом мира Льюисом Хэмилтоном в специальном лаунже — в нем звезда общается с гостями во время гоночного уик-энда.

Кухни общей площадью в четыре футбольных поля

«Цена пакета высока, но, по правде говоря, это действительно выгодное предложение, – считает Галлахер. — Я посмотрел на пакет и подумал: «Вау!» Ведь раньше, чтобы получить некоторые из этих преимуществ, практически нужно было быть спонсором «Формулы-1». Теперь же это не обязательно».

За гастрономическое направление уже более трех десятилетий отвечает австрийская компания DO & CO, специализирующаяся на организации питания для гурманов во время международных мероприятий. Помимо «Формулы-1», она сотрудничает со спортивными командами, такими как мюнхенская «Бавария», предлагая питание и услуги гостеприимства в более чем 30 местах в 12 странах. В прошлом году DO & CO продлила соглашение с серией автогонок до 2034 года.

Во время каждого Гран-при компания разворачивает гигантские временные кухни размером с четыре футбольных поля, разделенные на зоны с помощью панелей для разных групп продуктов, таких как мясо, рыба или десерты, где и готовятся блюда, описывает The Athletic. Температура поддерживается на уровне 15°C для соблюдения строгих санитарных норм, а все крупногабаритное оборудование находится на колесах, чтобы в случае поломки его можно было быстро снять и заменить. Этот прием владелец DO & CO Аттила Догудан перенял из авиационной отрасли. И, как и в случае с автодомами команд «Формулы-1», весь процесс упаковки происходит с военной точностью.

Догудан подсчитал, что в типичный гоночный уик-энд в Paddock Club съедается более 35 000 порций еды (в том числе, около 3 000 лобстеров), что составляет примерно три-четыре блюда на человека в день. Во время такой гонки, как Лас-Вегас, одной из самых роскошных и гостеприимных в календаре, это число возрастает примерно до 100 000 порций еды из-за увеличения числа посетителей. Неотъемлемой частью впечатлений является приготовление блюд прямо на глазах у гостей.

Меню Paddock Club тщательно продумано, чтобы придать «местный колорит и объединить его с блюдами международной кухни». Базовое меню меняется каждый день гоночного уик-энда и обычно включает шесть-семь различных блюд, которые гости могут попробовать. Однако есть и специальные кулинарные станции, предлагающие фирменные блюда, такие как австрийская выпечка или итальянское джелато, в зависимости от места проведения гонки.

Оставшаяся еда не пропадает. К примеру, после Гран-при Майами ее забирает волонтерская организация Food Rescue US и доставляет местным организациям, таким как приюты для бездомных и пункты раздачи продуктов питания.