А всё благодаря повторному исследованию ранее собранного материала новыми методами.
Благодаря новейшему исследованию археологов каменный век в буквальном смысле заиграл новыми красками. Международная команда исследователей при содействии университета Орхуса выявила самое раннее свидетельство использования синего красителя людьми верхнего палеолита. Выяснилось, что уже по меньшей мере 14 тысяч лет назад наши предки в центральной Европе добывали, измельчали и обрабатывали азурит. Частицы этого минерала на основе меди были обнаружены внутри чашевидной каменной ступки, найденной на берегу реки в Мюльгейме близ Франкфурта.
Что интересно, этот кусок песчаника с естественным углублением, был найден немецкими археологами ещё в конце 1970-х годов, и уровень развития науки в те времена просто не позволял получить от него новую информацию. Но в 2023-2024 годах артефакт изучили заново при помощи продвинутых методов археометрии, включая рентгеновское излучение, инфракрасную спектрометрию и многополосное изображение. В итоге выяснилось, что голубые микрочастицы появились не в результате позднейшего загрязнения, а были настоящими остатками доисторического пигмента из азурита.
Анализ изотопов свинца также показал, что минерал скорее всего происходит из местных залежей в долине реки Майн. Это означает, что местные жители, представители поздней мадленской археологической культуры намеренно собирали азурит из его близлежащих выходов на поверхность. Раскопки 70-х годов также выявили рядом со ступкой каменные орудия, наконечники стрел и остатки круглого временного жилища. Возможно, здесь была небольшая стоянка, возможно, семейной группы на берегу реки.
До недавнего времени изобразительное искусство европейского палеолита было поразительным образом ограничено использованием лишь красных, жёлтых, черных и белых пигментов. Синий же пигмент ко всеобщему удивлению отсутствовал, несмотря на то, что в природе он встречается. Учёных приводило в замешательство, что практически все известные произведения наскальной живописи созданы с использованием только красных, жёлтых, черных и белых красителей. Поэтому новое открытие настолько важно для изучения жизни наших далёких предков.
В чём же причина редкости синего цвета в искусстве палеолита? Вероятно главная причина в том, что охра и уголь, необходимые для создания красного и чёрного красителей, встречаются заметно чаще. В то время как азурит и реже, и сложнее в обработке. Таким образом, синий краситель элементарно реже и ценнее прочих основных цветов. Такой дефицит в свою очередь мог привести к тому, что синий цвет наделялся символическими и даже защитными свойствами. Подтверждения этому можно найти во многих культурах, где синий цвет традиционно ассоциируется с божественными силами и выступает в качестве оберега. Также специалисты предполагают, что ввиду своей ценности синий пигмент мог сберегаться древними людьми для украшения неких культовых предметов или даже своих тел в религиозных целях, а такое использование элементарно оставляет меньше следов в археологической летописи.
Представьте только, сколько же ещё новой информации скрывают артефакты, давным-давно положенные на полку?
Подписаться на Пикабу Познавательный. и Пикабу: Истории из жизни.