С началом Великой Отечественной войны Советский Союз стал участником программы ленд-лиза, что спровоцировало приток помощи в страну. Кратчайшим путем для доставки грузов в СССР был северный морской путь, пролегавший через арктические воды к портам Мурманска и Архангельска. Однако этот маршрут оказался и наиболее опасным из-за вражеского сопротивления и суровых погодных условий.
Сопровождение конвоев в высоких широтах Арктики являлось сложным комплексом мероприятий, требовавших четкой координации между различными родами войск. Еще большую проблему представляла подобная операция, когда требовалось обеспечить взаимодействие флота, авиации и разведки не одной страны, а двух, чьи традиции и методы ведения морской войны существенно отличались, а боевой опыт был далеко не одинаковым. Фактически, проводка конвоев превращалась в полноценное боевое столкновение, сопоставимое со многими наземными сражениями Второй мировой войны.
Великобритания, сохранявшая статус "владычицы морей", и ее Королевский военно-морской флот обладали наибольшим опытом в проводке конвоев. Именно на них, уже два года активно участвовавших в боевых действиях по всему миру, легла основная ответственность за доставку грузов в советские северные порты. К началу Великой Отечественной войны Флот Метрополии (основа Королевского военно-морского флота Великобритании, обеспечивавшая господство на море в прибрежной зоне), непосредственно задействованный в конвойных операциях, насчитывал два линкора, два авианосца, четыре крейсера и около двадцати эсминцев. Этот состав не был стабильным, поскольку корабли постоянно привлекались к участию в боевых операциях на других театрах военных действий.
Советский Северный флот отличался малочисленностью. Официально получивший статус флота только в 1937 году, он состоял из восьми эсминцев, пятнадцати подводных лодок и других, более мелких, боевых единиц. В его состав также входила Беломорская военная флотилия, созданная 2 августа 1941 года для защиты морских коммуникаций Белого, юго-восточной части Баренцева и Карского морей, а также Новой Земли. Необходимость в этом формировании была вызвана и тем, что штаб Северного флота располагался в Полярном, на значительном удалении от восточной части Белого моря и Архангельска, что затрудняло оперативное реагирование и управление. Флотилия почти полностью состояла из переоборудованных гражданских судов, что, конечно, сказывалось на ее боеспособности, но не помешало ей выполнять поставленные задачи.
Британское Адмиралтейство, следуя обещаниям премьер-министра Уинстона Черчилля о всесторонней поддержке СССР, решило отправить своего представителя на Русский Север, на главную военно-морскую базу Северного флота в Полярном. Им стал контр-адмирал Филипп Вайан, получивший известность в боях на Средиземном море. Его задачей было ознакомление с ситуацией и условиями, необходимыми для базирования кораблей Королевского флота на советских военно-морских базах, поскольку собственных баз в этом регионе у Великобритании не было.
Эти вопросы он обсуждал с командующим Северным флотом, вице-адмиралом А. Г. Головко, на переговорах в середине июля 1941 года. На этой встрече было решено разделить маршрут конвоев на две оперативные зоны ответственности и обсудить бытовые и организационные вопросы предстоящего сотрудничества.
Планы взаимодействия
Согласно договоренностям, основная ответственность за проведение конвойных операций возлагалась на Британское Адмиралтейство. Оно занималось формированием конвоев и разработкой маршрутов. Корабли британского флота должны были сопровождать транспортные суда на всем протяжении 2000-мильного маршрута из Англии и Исландии до Мурманска и Архангельска.
При достижении 20-го градуса восточной долготы (остров Медвежий) в дело вступал Северный флот, который, по мере своих возможностей, обеспечивал встречу конвоя, усиливал корабельный эскорт, обеспечивал прикрытие с воздуха и сопровождал суда в порты. Зона ответственности Северного флота приходилась на самый опасный участок маршрута, расположенный ближе всего к побережью Норвегии и немецким аэродромам. Чем ближе к границе льдов двигался конвой, тем дальше он находился от аэродромов люфтваффе в Норвегии и Финляндии.
Часть британских кораблей, ближний эскорт, оставалась с конвоем во время следования и нахождения в советских портах. Этот эскорт состоял из эсминцев, тральщиков и других малых кораблей, обеспечивавших противовоздушную и противолодочную оборону. Ближний эскорт буквально "конвоировал" транспортные суда, защищая их от немецких подводных лодок и поддерживая порядок в строю. Суда шли несколькими параллельными колоннами, окруженными ближним эскортом, защищавшим их от атак с воздуха и из-под воды. Такая организация была разработана британцами в первые два года войны при проводке конвоев через Атлантику и Средиземное море.
Помимо эсминцев и тральщиков, суда конвоя охраняла крейсерская группа, шедшая параллельным курсом на расстоянии нескольких десятков миль от транспортов, между ними и норвежским побережьем. Была и еще одна группа – корабли дальней завесы (200–400 миль), состоявшие из линкоров, крейсеров и авианосцев (начиная с конвоя PQ-18), прикрывавшие конвой от атак крупных надводных кораблей противника. На меридиане Кольского залива конвой обычно делился на две группы: "Мурманская группа" в сопровождении английских кораблей следовала в Мурманск, "Беломорская" в сопровождении кораблей Северного флота направлялась в Архангельск. После разгрузки корабли отправлялись в Мурманск, где формировались обратные конвои в Англию.
Начиная с конвоя PQ-13, с марта 1942 года, изменения в этой схеме заключались в том, что Северный флот стал проводить операции с участием почти всех сил флота, активно взаимодействуя с британским эскортом и кораблями, постоянно находившимися на Русском Севере.
Принципиальная схема встречи конвоя выглядела следующим образом. Получив сигнал о выходе конвоя из фьордов Исландии, британская военно-морская миссия передавала информацию в штаб Северного флота: количество кораблей в конвое, примерный маршрут и состав эскорта. Также запрашивалось уточнение места встречи, организация воздушной поддержки и траление фарватера за 24 часа до прихода конвоя. Еще одной просьбой было информировать британскую сторону о названиях и опознавательных знаках встречающих советских кораблей.
Военно-воздушные силы усиливали воздушную разведку для поиска немецких подводных лодок и надводных кораблей. Помимо разведданных, авиация собирала метеорологическую информацию о состоянии погоды и границах льдов на трассе. Затем эта информация передавалась через британскую военную миссию в Адмиралтейство, которое определяло окончательный маршрут движения конвоя. ВВС проводили бомбардировки аэродромов люфтваффе (Хебуктен, Лоустари и Хаммерфест). Разведка по пути следования конвоя осуществлялась примерно два раза в сутки, вплоть до острова Медвежий.
Непосредственное прикрытие конвоя в радиусе 200 морских миль (370 км) осуществлялось тяжелыми двухмоторными истребителями Пе-3 95-го истребительного авиационного полка СФ, а в радиусе 100 миль (185 км) к ним присоединялись одномоторные истребители. На аэродромах в полной боевой готовности находились бомбардировщики и торпедоносцы, готовые атаковать корабли противника. Поначалу прикрытие транспортов осуществлялось только при появлении немецкой авиации в воздухе, к тому же прикрытие осуществляли устаревшие истребители-бипланы И-153 "Чайка", но стоит отметить, что и у немцев уничтожение союзных транспортов не было первоочередной задачей.
Помимо авиации, за 2-3 суток до подхода конвоя в операционной зоне Северного флота разворачивались подводные лодки. Действия английских и советских лодок координировались: советские подводники располагались ближе к побережью, британские - на удалении от берегов Норвегии. Эти меры применялись с февраля 1942 года.
В районе острова Кильдин в Баренцевом море разворачивались катера типа "морской охотник" и сторожевой корабль "Смерч" для поиска подводных лодок.
Также два эсминца, например «Гремящий» и «Сокрушительный», в составе океанского эскорта встречали конвой в намеченной точке у острова Медвежий. Ещё один эсминец находился в боевой готовности № 2 в Полярном с задачей поддержки эскорта. Для оказания возможной помощи приводился в боеготовность один буксир в районе Кильдина. Проводилось усиленное траление фарватеров. Помимо этого, усиливалась противовоздушная оборона портов и баз и приводились в боеготовность батареи береговой обороны.
Северный флот обеспечивал не только прибытие конвоев в советские базы, но и их выход в обратном направлении. Это включало в себя практически тот же комплекс мер, за исключением бомбардировки аэродромов противника, так как противник пришёл бы к закономерному выводу о том, что в море вышел очередной обратный конвой.
Такая организация обеспечения конвойных операций действовала на протяжении всей войны в силу стабильности маршрута и эффективности данной схемы взаимодействия.
Военно-морские миссии
Следующим этапом налаживания сотрудничества стали британские военно-морские миссии, чьё развёртывание началось в СССР после заключения 12 июля 1941 года соглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против фашистской Германии. Первой стала миссия в Москве, которая прибыла в столицу СССР уже 25 июня 1941 года в составе шести офицеров под командованием контр-адмирала Джеффри Майлса.
Затем миссии стали основываться в северных портах СССР. 20 июля англичане (15 офицеров и 13 матросов) под командованием кэптена Вайберда прибыли в Архангельск. 29 июля 1941 года основная британская военно-морская миссия была расквартирована в Полярном, главной базе Северного флота, под руководством тогда ещё кэптена, а впоследствии контр-адмирала сэра Ричарда Бевана. Он получил должность Старшего Британского Морского Офицера на Севере России (SBNO – Senior British Naval Officer). В ноябре 1941 года, в связи с наступлением холодов и ледостава на Северной Двине и последующей переориентацией конвоев на единственный незамерзающий порт в СССР Мурманск, туда прибыла ещё одна британская военно-морская миссия в количестве 5 офицеров и 6 матросов. Все эти миссии подчинялись находящемуся в Москве контр-адмиралу Майлсу.
Целью миссий была организация эффективного взаимодействия между вооружёнными силами СССР и Великобритании по обеспечению проводки конвоев, поддержание связи между союзниками и непосредственное командование силами британского военно-морского флота на Севере. Помимо боевых задач, перед британскими офицерами в миссиях стояли задачи урегулирования любых вопросов, возникавших при доставке грузов. Также в круг обязанностей входила задача не допустить в случае поражения СССР в войне с Германией захвата советского флота противником. Неясным остаётся механизм выполнения этой задачи, но данный факт лишь подчёркивает неуверенность Великобритании в стойкости своего союзника, которая была вполне оправданной в первые месяцы войны и улетучилась лишь после битвы за Москву.
С советской стороны вопросами взаимодействия с англичанами занимался сначала оперативный отдел Штаба флота, а затем, с 1942 года, Отделение Офицеров Связи Штаба Северного флота.
Начало боевого сотрудничества
Непосредственно военное присутствие англичан в СССР началось с конца июля – начала августа 1941 года, когда 31 июля в Архангельск под прикрытием советского эсминца «Сокрушительный» прибыл английский минный заградитель «Эдвенчур» (HMS Adventure) с грузом глубинных бомб и магнитных мин, а в Полярный 31 июля и 5 августа соответственно прибыли две подводные лодки, однотипные «Тайгрис» (HMS Tigris) и «Трайдент» (HMS Trident). Это была лишь первая группа британских субмарин, в дальнейшем к ним добавились ещё две пары лодок. Основная их задача заключалась в установке минных заграждений и нарушении коммуникаций противника. Английские подводники действовали на Севере, используя Полярный как основную базу, лишь до начала 1942 года, после этого они появлялись там лишь для дозаправки.
Спустя некоторое время группировка усилилась за счёт нескольких английских тральщиков, предназначенных для траления фарватеров от новых немецких магнитных мин, которые вызвали трудности у советских минёров. Впоследствии они в количестве 5–6 кораблей составили 6-ю британскую флотилию тральщиков.
Спустя некоторое время на аэродроме Ваенга-1 появились британские истребители «Харрикейн», специально сформированные в июле 1941 года для действий в СССР 151-го крыла Королевских военно-воздушных сил. Крыло состояло их двух эскадрилий под общим командованием подполковника Генри Невилла Ишервуда.
В СССР они были доставлены с первым конвоем PQ-0 или «Дервиш», суда которого пришвартовались в Архангельске 31 августа 1941 года. Часть истребителей (15 единиц) доставили в разобранном виде с конвоем, а затем переправили из Архангельска в Ваенгу; другие 24 «Харрикейна» были переброшены на палубе авианосца «Аргус», с которого они 6 сентября перелетели на советский аэродром.
Основными задачами британских лётчиков были защита Мурманской морской базы и взаимодействие с советской авиацией в Мурманском районе. Англичане находились в оперативном подчинении командующего военно-воздушными силами Северного флота генерал-майора авиации Александра Алексеевича Кузнецова.
Можно сказать, что базирование сил Королевского военно-морского флота на Русском Севере определялось сомнениями Великобритании в стойкости СССР и имело своей действительной целью, на время пока советские силы смогут «встать на ноги», удерживать ключевые для британцев позиции на севере России. От того, выдержит ли СССР натиск вермахта, зависело и будущее Великобритании, поэтому она всячески стремилась удержать морской «коридор» в страну Советов. Когда эта необходимость отпала, постоянное базирование в СССР было прекращено.
Ещё одной задачей являлось обучение советских лётчиков управлению английскими истребителями, которые предполагалось передать советским ВВС. Обучение и передача завершились в ноябре 1941 года, и 16 числа последние английские лётчики-истребители покинули Ваенгу.
Вновь британские лётчики появились на северных аэродромах лишь после разгрома конвоя PQ-17 летом 1942 года, когда британское командование решило усилить авиационное прикрытие следующего конвоя, не надеясь на советские ВВС, не оказавшие поддержки судам конвоя. Британские лётчики использовали советские аэродромы как постоянные пункты базирования, а не только как места дозаправки и запасные взлётно-посадочные полосы.
Специально для усиления прикрытия конвоев с воздуха были выделены две эскадрильи торпедоносцев «Хэмпден», звено разведывательных «Спитфайров» и несколько летающих лодок американского производства «Каталина». Они прибыли 22–23 августа 1942 года в Ваенгу под командованием полковника Хога. Так же, как и с истребительной авиацией в начале войны, эти самолёты в скором времени (в октябре 1942 года) были переданы СССР. Правда, при передаче возникли проблемы, связанные с тем, что английская сторона хотела передать «Спитфайры» без фотоаппаратуры, а «Хэмпдены» без торпедного вооружения, вероятно, рассчитывая, что Северный флот сам установит своё оборудование, с которым им удобнее будет работать. Однако адмирал Головко выразил желание получить самолёты в полной комплектности и дополнительно оставить по 3–4 человека в качестве инструкторов. Самолёты передали советской стороне, но всё же, вероятно, из-за соображений секретности, без данной аппаратуры.
20 сентября 1941 года заместителем начальника Главного Морского Штаба ВМФ СССР контр-адмиралом В. А. Алафузовым и главой Британской военно-морской миссии в Москве контр-адмиралом Майлсом были согласованы основные принципы взаимодействия советских и британских военно-морских сил. Они заключались в следующем: «Британские военно-морские силы на весь период взаимодействия с советскими ВМС в районе Белого моря поступают под оперативный контроль Советского Командующего в Архангельске, и все его приказы соответствующим кораблям будут даваться через Британского Старшего Морского Офицера». В административном отношении англичане теперь находились в непосредственном подчинении Старшего Британского Морского Офицера, то есть главы миссии в Полярном.
Одновременная проводка первого конвоя, переброска истребителей, а также обеспечение эвакуации советских горняков с семьями со Шпицбергена на английском лайнере «Empress of Canada» в сопровождении крейсера «Нигерия» и трёх эсминцев доказали, что успешное взаимодействие между двумя флотами может иметь место. Также были намечены основные шаги, которые в последующем предпринимались при встрече и отправке союзных конвоев.
В 1941 году проводка конвоев прошла без каких-либо трудностей, что позволило приобрести необходимый опыт по взаимодействию в относительно спокойных условиях. В конце года советские войска отстояли Москву и перешли в наступление, что доказало беспочвенность опасений союзников о скором поражении СССР. Противник обратил внимание на другие театры военных действий, одним из которых была Норвегия. Союзников ждали тяжёлые испытания.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉