Найти в Дзене
Альтернативная история

Что если бы СССР капитулировал в 1941. Сумели ли бы союзники (включая США) победить Третий Рейх

Оглавление

В нашей историографии принято считать, что победа Германии на востоке является автоматической победой во Второй Мировой Войне. Однако так ли это на самом деле разбирается Роберт Хансен на страницах ресурса www.quora.com.

Две войны Германии и пределы трансферабельности

К 1943 году Германия увеличила расходы на сухопутную технику до уровня расходов Кригсмарине, бюджет которого до этого примерно вдвое превышал расходы на программу боеготовности. Однако Германия не могла просто отменить бюджет одной программы, удвоить бюджет другой и развернуть вдвое больше подводных лодок или вдвое больше боевых машин в том же году.

Война Германии на Востоке была прежде всего массовой войной; большая часть ее мощи не отражается в балансах промышленного производства.

Основу немецкой сухопутной боевой мощи составляли не танки и самолёты. Их важнейшим активом в крупных наземных наступательных операциях были люди, особенно опытное ядро ​​младших командиров, в значительной степени уничтоженное в период с июня 1941 года до завершения советского зимнего контрнаступления 1942–1943 годов.

Но даже солдаты Вермахта сами по себе не составляли основу немецкой мощи на суше — её составляли уже имеющиеся у Германии запасы лошадей, грузовиков и поездов, пополненные масштабным разграблением захваченных территорий. Ещё до того, как Германия смогла перебросить войска вглубь Советского Союза, эти ресурсы и проблема расстояния установили жёсткие ограничения на то, где, когда и как она могла действовать.

По сути, удвоение закупок сухопутных вооружений Германией даже близко не приблизится к удвоению мощи немецкой армии на Востоке. Вы удваиваете лишь малую часть немецких боевых средств, и вы обнаружите, что формирование эффективных танковых дивизий требует гораздо больше времени и ресурсов, чем простое обеспечение их танковым составом. Это простая часть; сложная часть — перебросить их из Германии на Восточный фронт.

-2

В 1941 году Германия вторглась в СССР, имея в своем распоряжении чуть более 3 миллионов человек и сотни тысяч солдат второстепенных стран-партнеров — в общей сложности чуть более 3,5 миллионов.

Запомните эту цифру.

Понеся тяжелые потери в ходе операции «Барбаросса», страны Оси имели в своем составе чуть более 3,5 миллионов человек перед наступлением на Москву и чуть более 3,5 миллионов человек перед операцией «Блау» (наступлением на юге 1942 года).

Тяжёлые потери зимы 1942–1943 годов стоили Германии сотен тысяч солдат, и большинство её союзников покинули театр военных действий. В то же время Германия создала сеть ПВО, насчитывавшую миллион операторов зенитных орудий, и наращивала силы в Средиземном море в ожидании высадки союзников.

В разгар всех этих масштабных трат людских ресурсов стран Оси, Вермахт начал Курскую битву летом 1943 года с…

Чуть более 3,5 миллионов солдат.

С учетом вывода большинства союзников Германии это был пик численности немецкой живой силы на Востоке.

Чем объясняется этот невероятный факт? Был ли 1925 год феноменальным годом для рождаемости в Германии? Смогли бы немцы перебросить на Восточный фронт ещё два миллиона солдат, если бы не все их другие обязательства и прошлые потери?

Нет. Дело в том, что само наличие людей мало что значило для военных успехов Германии до исчерпания её резервов в 1944 году, после чего её армия начала окончательно разваливаться. Независимо от имеющихся ресурсов, 3,5 миллиона человек представляли собой лишь приблизительный предел того, что Германия могла поддерживать на Востоке.

Из-за расстояний, ограниченности инфраструктуры, ограниченности производства боеприпасов и других необходимых средств, ресурсы, затрачиваемые на развертывание дополнительных солдат, столкнулись бы с экспоненциально убывающей отдачей. Командир зенитного орудия в Германии был практически бесплатным, а воюющий на Востоке обходился невероятно дорого.

Эта проблема переносимости применима и к войне на Западе.

Грозный немецкий Вермахт не представлял никакой стратегической угрозы для Британии. Он был беспомощен перед лицом могучего Ла-Манша и мало что мог сделать в наступлении в Северной Африке.

За исключением масштабных многолетних инвестиций в инфраструктуру, которые в военное время были практически невозможны, операции стран Оси в Северной Африке ограничивались максимумом в 100 000 тонн поставок в месяц. Даже если бы немецкие войска в Северной Африке получали такое количество ежемесячно, этого было бы недостаточно, чтобы реалистично рассчитывать на победу в Египте.

И победа в Египте не имела бы значения.

Как только Италия вступила в войну, британская торговля уже шла вокруг Африки. Захват Суэцкого канала не изменил бы экономической ситуации, а фантастическое завоевание Ближнего Востока не изменило бы существенно стратегическую обстановку.

Вторжение Германии в Иран и угроза Индии и Кавказу стали бы серьёзной проблемой после распада Советского Союза, который мог произойти в случае капитуляции в 1941 году. Однако в 1942 году немецкая логистическая система испытывала колоссальное напряжение, перебрасывая на Кавказ 170 000 человек.

Иран — огромная и крайне враждебная страна (современным лидерам стоит об этом помнить), и к концу войны Индия отправила на фронт два миллиона солдат, многие из которых даже не воевали.

Всё это означает, что величайший козырь Германии не мог внести существенного вклада в её войну против Запада, кроме как предотвратить вторжение на континент. Только морская и воздушная мощь могли победить Британию и лишить англо-американские военно-воздушные и военно-морские силы возможности атаковать Германию или лишить её возможности использовать море.

Победа над Советским Союзом способствовала бы укреплению этих возможностей еще меньше, чем затишье на Западе способствовало бы победе над Советским Союзом.

Ограничения по перемещению производства

Ранее я заявлял, что удвоение производства за счет удвоения бюджета не приблизило бы нас к удвоению немецкой мощи на суше.

Проблема в том, что удвоение бюджета изначально не приведет к удвоению производства.

В умеренно регулируемой гражданской экономике с относительно свободной международной торговлей денежная стоимость является показателем востребованности товара и иногда используется в качестве более общего показателя стоимости.

Но в принудительной, полуавтаркической военной экономике деньги практически ничего не значат.

Потенциал увеличения или переноса производства необходимо оценивать с точки зрения стратегических ресурсов, удельных производственных мощностей и человеко-часов.

Удельные производственные мощности являются одним из узких мест, с которыми сталкивается Германия при расширении одной из своих войн за счет сокращения другой.

Верфь просто не может строить танки, и точка. Танковый завод не может строить корабли.

Подумайте, насколько дорого и долго длилось простое переоборудование завода для производства танков другого типа, вплоть до того, что чешские заводы выпускали истребители танков на шасси середины 1930-х годов вплоть до конца войны. А теперь представьте, насколько сильно отличаются инструменты и процессы строительства подводной лодки от производства танков.

Существовал некоторый спад производства, когда простое направление большего количества стали и других активов могло заполнить существующие мощности, высвободив другие стратегические ресурсы. Но этот спад не имел большого значения — радикальное увеличение производства требует радикальных капиталовложений в производственные мощности.

Но ещё важнее ограниченность стратегических ресурсов. Чтобы Германия могла отразить воздушную войну союзников или перейти в стратегическое наступление, ей потребуется масштабное перенаправление рабочей силы, стратегических ресурсов и капиталовложений на строительство и поддержание своих авиастроительных мощностей.

Победа над Советским Союзом высвободила бы огромное количество рабочей силы, но оставила бы Германию далеко за пределами союзнического капитала и производственных мощностей и смертельно острой нехваткой стратегических ресурсов.

Европа просто бедна стратегическими ресурсами, необходимыми для создания мощной авиации. Территориальные завоевания Германии никогда не смогли бы обеспечить достаточное увеличение производства алюминия, чтобы конкурировать с США и Великобританией.

Среди крупных держав Германия и Советский Союз имели самый ограниченный доступ к алюминию, главному ограниченному узкому месту в производстве самолётов. Почти половина поставок алюминия в Советский Союз в военное время, особенно высококачественного, производилось по Ленд-лизу.

Переброска самолетов с Востока на Запад и увеличение производства

Поражение Советского Союза на удивление мало повлияет на стратегическую воздушную войну.

На протяжении всей войны Германия понесла большую часть потерь в авиации в боях с западными союзниками.

Это неравенство, по общему признанию, не столь резкое, как это пытаются представить сторонники западной чести, вехрабы или антисоветские писатели — их обманчивые цифры, вроде соотношения 80 к 20, основаны на подсчете только бойцов.

До 1943 года Германия использовала лишь меньшую часть своих двигателей для производства истребителей и ещё меньшую — для производства одномоторных истребителей. Значительная часть полумифического оружейного чуда Шпеера заключалась в резком сокращении производства двухмоторных самолётов ради увеличения выпуска одномоторных.

Если подсчитать все типы самолетов и учесть их размер, то доля немецких самолетов на Востоке никогда не опускалась ниже 35%, а в последние годы войны часто превышала 40%.

Это значительные цифры, но их даже близко недостаточно, чтобы позволить Германии перейти в стратегическое наступление в воздушной войне или предотвратить уничтожение Люфтваффе на истощение. Чудо-оружие, такое как Me-262, также не увеличило боевую мощь Люфтваффе настолько, чтобы коренным образом изменить ход воздушной войны.

Доступность алюминия и огромная промышленная мощь сами по себе обеспечили союзникам победу в небе над Германией. К 1945 году их методы стратегических бомбардировок обычными видами оружия достаточно усовершенствовались, чтобы нанести серьёзный ущерб немецкой промышленности и транспорту, а кавказская нефть стала столь же доступной для атак с воздуха.

И здесь атомная бомба, конечно, становится последним козырем.

Два сценария победы и окончательного поражения Германии

Я приведу два сценария победы Германии на Востоке. Один основан на глупом предположении, что Красная Армия просто не смогла усовершенствоваться и научиться проводить эффективные наступательные операции и совершает даже более вопиющие ошибки, чем это было в истории. Второй же — просто чушь в стиле Микки Мауса, просто чтобы подчеркнуть свою точку зрения.

«Реалистичный» сценарий:

Советские операции в 1941 году оказались даже более проблемными, чем когда-либо прежде; потери возросли, их исторически успешные контрнаступления по какой-то причине просто не сработали, Германия заканчивает год, контролируя Москву и большую часть Украины.

План «Барбаросса» по-прежнему является полным провалом; Красная Армия по-прежнему существует как сплоченная сила, поскольку армия не смогла ее уничтожить из-за глубины советских резервов и крупных, необнаруженных советских контингентов во внутренних районах страны.

Летом 1942 года Германия вторгается на Кавказ и в Египет. Операция «Блау» оказалась гораздо более успешным наступлением, чем это было исторически, поскольку Красная Армия по какой-то причине не отступила на Кавказ и позволила окружить и уничтожить крупные контингенты войск, чего Германия исторически не смогла сделать.

Армия начинает прорываться через горные перевалы Кавказа, преодолевая слабую советскую оборону, а тем временем вторжение Роммеля в Египет терпит неудачу в первой битве при Эль-Аламейне. Советские войска устраивают масштабные диверсии в Майкопе и Грозном, прежде чем немцы захватят эти места; немцы берут Сталинград до прибытия значительных советских подкреплений; всё больше внимания уделяется укреплению немецкого фланга в степи.

Итало-германская танковая армия потерпела полное поражение во втором сражении при Эль-Аламейне и последовавшем преследовании, после чего союзники захватили Северную Африку. Операция «Уран» и более масштабные советские наступления зимой провалились: советская экономика потерпела частичный крах, а Красная Армия сократилась в размерах и механизации.

Войска с Кавказа отступают в Иран, и Сталин принимает помощь британских войск в Иране, чтобы сдержать немцев и попытаться оттеснить их на Кавказ. Германия испытывает трудности с освоением кавказской нефти из-за саботажа, бомбардировок и проблем с логистикой.

В 1944 году высадка в Нормандии не состоялась, но Люфтваффе не получили особого подъёма от частичного развала Советского Союза, а истребительная авиация была уничтожена в боях над Германией. В течение 1945–1946 годов уничтожение немецкой транспортной системы и источников нефти с воздуха привело к военному и экономическому коллапсу.

Война заканчивается так же, как и наша, но с еще пятью миллионами жертв среди гражданского населения Германии и еще 15 миллионами в Восточной Европе.

Сценарий Микки Мауса:

Британские войска не эвакуируются из Дюнкерка вся британская армия на континенте либо уничтожена либо взята в плен. Опасаясь немедленной высадки на острова, британское правительство бежит в Канаду, чтобы продолжить войну из-за границы.

Американская общественность ощущает все большую угрозу со стороны роста нацистской мощи, и популярное мнение — Гитлер чудовище, но мы не хотим, чтобы наши ребята с ним воевали — сменяется более сильной поддержкой политики Рузвельта, что исторически и произошло после падения Франции.

Вопреки современному мифу о преданном нейтралитете Америки, американское общественное мнение было «антигитлеровским и антивоенным». Противостояние Гитлеру было настолько популярным, что Республиканская партия, по сути, украла внешнюю политику Рузвельта для своей программы 1940 года. Оба кандидата в президенты США выступали за оказание любой помощи, кроме войны, врагам Гитлера и Японии; но я отвлёкся.

Рузвельт получает возможность более активно поддерживать Содружество, Китай, а затем Советский Союз, что приводит к усилению боевых действий между Кригсмарине и ВМС США на море, а также к росту общей напряженности, обеспечивая вступление Америки в войну.

СССР по какой-то причине не обладал той глубиной резервов и второго стратегического эшелона, которые исторически сложились, и немцы выигрывают первые сражения гораздо более решительно, чем это было исторически. Советский Союз впадает в хаос и гражданскую войну, Германия за полгода получает линию Архангельск-Астрахань, захватывает нефтяные объекты Кавказа, сопротивление ограничивается партизанской войной и советским «обрубком», действующим с Урала и по ленд-лизовскому маршруту из Владивостока.

На 1943 год Гитлер контролирует огромную территорию и с основными ресурсами у него нет проблем.

Что-то вроде пикирующего бомбардировщика-перехватчика Me262 начинает массово производится в 1943 году.

Всё складывается для нацистов невероятно удачно, и немцы максимально близки к полной победе на континенте. Хотя каждую неделю в глубине степи погибает пара тысяч немецких солдат, на суше Германия не сталкивается с серьёзными угрозами.

Видя такое положение дел, ВВС США отдают приоритет разработке B-36 Peacemaker.

B-36 летит бомбить Германию
B-36 летит бомбить Германию

К 1947 году США располагали крупными трансокеанскими бомбардировочными силами, оснащёнными ядерным оружием. Немецкие самолёты не могли летать достаточно быстро и высоко, чтобы перехватывать их. Альфа-ядерный удар навсегда отбрасывал Германию в прошлое.

Конец

В реальной истории к 1940 году все стратегические проблемы Германии были принципиально неразрешимы — хотя полное поражение Германии не было предрешено, ее политическая и экономическая слабость были слишком глубоки для любого военного решения.

Даже невероятная победа над Францией не решила фундаментальных проблем Германии, а лишь отложила решение проблемы на потом. Более невероятные победы лишь отдалили бы дело ещё дальше но не переломили бы общую ситуацию.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Что, если бы Гитлер НЕ недооценил операцию «Оверлорд»? Германия уделяет больше внимания Западному фронту - Альтернативная История
Удар на Индию. Как Германия могла выиграть Вторую Мировую Войну - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/chto-esli-by-sssr-kapituliroval-v-1941-sumeli-li-by-soyuzniki-vklyuchaya-ssha-pobedit-tretij-rejh/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉