Очень много сюжетов в АИ произведениях начинаются с положительного ответа на этот вопрос. А действительно, насколько была Германию близка к победе в войне? И не было ли то что она добилась максимальным из того что вообще могло быть? Попробуем разобраться на основе известных данных.
Самое важное, что нужно понимать в ходе операции «Барбаросса», — это то, что практически всё уже шло у Германии, практически идеально. То, что произошло в нашей истории, было похоже на то, как Вермахт бросил два кубика и выпала цифра 11. В разумных пределах дополнительной «удачи» практически не было.
Итак, когда вы спрашиваете, осуществимо ли это:
Вопрос, по сути, сводится к следующему: смог ли Вермахт перебросить через необъятные российские просторы достаточно живой силы и припасов, чтобы сокрушить противостоящие ему советские дивизии? Войну такого масштаба полезно рассматривать как холодную игру цифр, а не как героические деяния отдельных солдат в конкретных битвах.
Уничтожение определенного количества живой силы и техники противника имеет свою «цену» в виде собственных потерь. И, к несчастью для Германии, Вермахт попросту не располагал достаточными ресурсами, чтобы заплатить такую цену. Достаточно взглянуть на первые пять месяцев «Барбароссы» или даже на кампанию во Франции: на каждую единицу потерь вермахт наносил лишь две. Захват 4 миллионов советских солдат в плен за эти два периода стал символом невероятной победы, но даже в тех кампаниях, которые создали миф о блицкриге, немцы щедро поливали землю кровью (и теряли немало техники).
В реальности, даже если бы потери Вермахта были незначительными, не существовало способа к июню 1941 года накопить достаточно топлива и производственных мощностей, чтобы план «Барбаросса» привел к полному уничтожению советских войск как боевой единицы к концу года.
А к летнему наступлению 1942 года (операция «Блау») СССР смогли подготовить и снабдить достаточное количество людей, чтобы Германия никак не могла одержать верх, не говоря уже о накоплении сил для успешного масштабного наступления.
Обратите внимание, что немецкое производство (на диаграмме – танков и самоходных установок, но это справедливо для всех видов продукции) достигает пика лишь в 1944 году. В 1941 году у них было недостаточно производственных мощностей для ведения войны на истощение. Планировщики «Барбароссы» наивно полагали, что у СССР всего 150 дивизий, и уничтожение большинства из них приведет к капитуляции. В действительности же у Советского Союза уже было 300 действующих дивизий, три четверти из которых находились на западе, и в течение года их численность значительно увеличилась.
Возможно, если бы Гитлер перенаправил ресурсы со Средиземноморья – большая часть тяжелых бомбардировщиков Люфтваффе и их драгоценное авиационное топливо были сосредоточены именно там – в направлении Москвы, немцы имели бы больше шансов. Но Москву защищало более миллиона человек. Даже если бы столица не превратилась во второй Сталинград, и немцы сражались бы так же успешно, как на Украине и в Белоруссии, группе армий «Центр» пришлось бы потерять около 600 000 человек, чтобы взять Москву. Но это лишь приведет к взятию Москвы, а линия фронта просто сдвинется дальше на восток. До Урала еще 1600 километров. (Не говоря уже о Ленинграде, Кавказе и остальной части фронта, простирающегося на тысячи километров.) И очевидно, что к середине 1942 года фортуна окончательно отвернулась от Германии.
Чтобы план «Барбаросса» удался в том виде, в каком он был задуман, или, по крайней мере, для успеха войны против СССР в целом, Советский Союз должен был совершить гораздо больше ошибок, чем они сделали на самом деле. Нельзя полагаться на утверждение «наш враг останется глупцом». История показала, что Сталин не собирался ни отступать, ни сдаваться. Корень проблемы в том, что Германия одновременно воевала с большей частью мира, что критически ограничивало ее ресурсную базу. В 1941 году не существовало эффективных способов решить эту проблему; для этого нужно было вернуться на несколько лет назад и радикально изменить ход войны с самого начала.
Автор — John Hanson
PS. Замечание переводчики. Уж не знаю, писал ли я когда-то это на страницах нашего сайта, однако я был всегда в этом уверен. И вероятно именно поэтому Сталин считал самоубийством для Германии нападение её на СССР поэтому он в него и не верил. Он верил, что настолько может быть некомпетентной разведка, да и немецкие генералы то же. Но получилось так как получилось.
PPS. Резюмируя всё вышенаписанное можно сказать, что даже если бы немцам удалось взять Москву, то после этого сражения им воевать было бы попросту не кем. Конечно это утрированно, но ни о каком летнем наступлении 1942 не могло быть и речи. А, следовательно, в дальнейшем Германия сидела бы в глухой обороне и всё рано бы проиграла войну, может на полгода – год позже. Повторился бы Наполеоновский сценарий.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/smog-by-vermaht-uspeshno-zavershit-operacziyu-barbarossa/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉