Найти в Дзене
Extreme Sound

The Jeff Beck Group: Святой Грааль рока, упущенные возможности и история двух гениальных составов

В 1967 году бывший гитарист The Yardbirds Джефф Бек собрал The Jeff Beck Group и записал один из величайших дебютных альбомов в истории рока — «Truth». Это история о том, как рождался шедевр, который мог бы сделать их больше, чем Led Zeppelin, и о том, как внутренние демоны разрушили две потенциально величайшие группы в истории. The Jeff Beck Group — это не просто группа, а настоящий миф, трагическая легенда в истории рока. За свое короткое, но невероятно яркое существование она успела дважды полностью смениться, но именно ее первый, классический состав оставил неизгладимый след, создав инновационный, тяжелый звук, который стал фундаментом для хард-рока и хэви-метала. Это была группа гениев, чей безграничный потенциал так и не был полностью реализован из-за внутренних конфликтов, взрывных характеров и постоянного творческого беспокойства ее лидера. Сбор состава и поиски «своего» звука В начале 1967 года, покинув The Yardbirds, где он сменил Эрика Клэптона и играл бок о бок с Джимми Пе
Оглавление

В 1967 году бывший гитарист The Yardbirds Джефф Бек собрал The Jeff Beck Group и записал один из величайших дебютных альбомов в истории рока — «Truth». Это история о том, как рождался шедевр, который мог бы сделать их больше, чем Led Zeppelin, и о том, как внутренние демоны разрушили две потенциально величайшие группы в истории.

The Jeff Beck Group — это не просто группа, а настоящий миф, трагическая легенда в истории рока. За свое короткое, но невероятно яркое существование она успела дважды полностью смениться, но именно ее первый, классический состав оставил неизгладимый след, создав инновационный, тяжелый звук, который стал фундаментом для хард-рока и хэви-метала. Это была группа гениев, чей безграничный потенциал так и не был полностью реализован из-за внутренних конфликтов, взрывных характеров и постоянного творческого беспокойства ее лидера.

Первая группа: Рождение легенды из хаоса (1967–1969)

Сбор состава и поиски «своего» звука

В начале 1967 года, покинув The Yardbirds, где он сменил Эрика Клэптона и играл бок о бок с Джимми Пейджем, гитарный виртуоз Джефф Бек решил основать собственную группу. Он уже был признанным мастером, но хотел двигаться в сторону более тяжелого и блюзового звучания, свободного от коммерческих ограничений. «Я всегда следил за другими музыкантами, — вспоминал Бек. — В Лондоне все группы ходили смотреть друг на друга. Это была здоровая, горячая конкуренция, которая заставляла двигаться вперед».

-2

Первым, кого он нашел, был тогда еще безработный, но уже обладавший уникальным хриплым голосом вокалист Род Стюарт. «Я всегда любил Рода, с его взбитыми волосами и всем остальным, — говорил Бек. — Я спросил его, не хочет ли он работу, и он согласился, хотя и не поверил мне сначала, думая, что я пьян». Следующим стал гитарист, а в итоге басист, Ронни Вуд, который уже был другом Бека.

-3

Найти подходящего барабанщика оказалось настоящим кошмаром. Бек перепробовал нескольких кандидатов, включая будущую звезду Эйнсли Данбара. Данбар, уже тогда виртуоз, продержался четыре месяца, но ушел, жалуясь на оглушительную громкость Бека и его диктаторские замашки. «Это никогда не было похоже на группу, — говорил Данбар. — Это всегда был Джефф Бек и его аккомпаниаторы. Он был таким громким, что я не слышал собственных барабанов». В итоге место за установкой занял Мики Уоллер, бывший коллега Стюарта, который стал самым «долгоиграющим» барабанщиком первого состава.

Завоевание Америки одной ночью и рождение альбома «Truth»

Поначалу группой занимался продюсер Микки Мост, который видел в Беке поп-звезду и заставлял его записывать легковесные хиты вроде «Hi Ho Silver Lining». Но Бек жаждал другого. Спасение пришло в лице дорожного менеджера Питера Гранта, человека с чутьем хищника, который позже приведет к мировой славе Led Zeppelin. Грант понял, что тяжелый блюз-рок группы идеально подходит для нового американского рынка FM-радио. Несмотря на то, что у группы не было денег даже на смену одежды, Грант организовал им тур по США в июне 1968 года.

-4

Этот тур стал триумфом. Выступая на разогреве у Grateful Dead в легендарном зале Fillmore East в Нью-Йорке, The Jeff Beck Group буквально «украли шоу». Газета The New York Times вышла с восторженным заголовком: «Jeff Beck Group сорвали овации на своем дебюте». Одна ночь превратила их из неизвестной британской группы в настоящую сенсацию. Питер Грант немедленно выслал рецензию в Epic Records, и группа получила контракт на альбом.

-5

Вдохновленные успехом, они вернулись в Англию и за две недели записали свой дебютный альбом «Truth» (1968). Это была яростная, необузданная и прекрасная пластинка, ставшая библией для гитаристов и Святым Граалем для хард-рок групп. Альбом был смесью электрического блюза, R&B, психоделии и даже классики. На нем были записаны песни, которые позже появятся на дебютном альбоме Led Zeppelin, например, «You Shook Me». Это породило бесконечные споры о плагиате, но Джимми Пейдж объяснял это тем, что у них с Беком были «одни и те же корни».

Еще одним знаковым треком стал инструментал «Beck's Bolero», записанный еще в 1966 году звездным составом: Бек, Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс, Кит Мун и Ники Хопкинс. По сути, это была первая, так и не состоявшаяся репетиция Led Zeppelin.

Распад на пороге Вудстока: Упущенный шанс

Группа вернулась в США, теперь уже в статусе звезд. К ним на постоянной основе присоединился виртуозный пианист Ники Хопкинс. В 1969 году они записали второй альбом, «Beck-Ola», такой же мощный, как и дебют. Однако внутри коллектива назревал серьезный конфликт.

-6

Постоянные ссоры, растущие эго и усталость разрушали группу. Накануне фестиваля Вудсток, где они должны были стать одними из хедлайнеров, Джефф Бек, перфекционист и человек настроения, распустил группу. Он считал, что они «музыкально не готовы» к такому событию и не хотел, чтобы их несовершенное выступление было увековечено на пленке.

Род Стюарт и Ронни Вуд, уставшие от тирании Бека, почти сразу же ушли, чтобы основать The Faces. Величайшая группа, которая могла бы быть, прекратила свое существование, так и не достигнув пика.

Вторая группа: Эра фанк-рока и джазовых импровизаций (1970–1972)

В 1970 году, после короткого перерыва, Бек собрал совершенно новый состав The Jeff Beck Group. Он хотел двигаться в сторону более сложной, ритмичной музыки, смешивая рок с соулом, фанком и джазом. В новый состав вошли вокалист Алекс Лигертвуд, клавишник Макс Миддлтон, будущая барабанная легенда Кози Пауэлл и басист Клайв Чаман. Уже перед самой записью альбома Бек нашел нового вокалиста, Бобби Тенча, чей соул-голос идеально вписался в новое звучание.

-8

Этот состав записал два высоко оцененных критиками, но менее коммерчески успешных альбома: «Rough and Ready» (1971) и «Jeff Beck Group» (1972), спродюсированный легендой Stax Records Стивом Кроппером. Музыка стала менее агрессивной, более грувовой и сложной, с длинными инструментальными пассажами.

-9

Однако и этот состав просуществовал недолго. 24 июля 1972 года группа была официально распущена. Менеджмент заявил, что «слияние музыкальных стилей... не привело к созданию нового музыкального направления с той силой, к которой они изначально стремились». Вскоре после этого Джефф Бек объединился с мощной ритм-секцией группы Vanilla Fudge, басистом Тимом Богертом и барабанщиком Кармайном Эпписом, создав пауэр-трио Beck, Bogert & Appice.

Beck, Bogert & Appice
Beck, Bogert & Appice

Наследие двух групп

Несмотря на короткую и хаотичную историю, обе инкарнации The Jeff Beck Group оставили огромное наследие.

  • Первый состав (1967-1969) с Родом Стюартом и Ронни Вудом, по мнению многих, мог бы достичь высот Led Zeppelin, если бы не внутренние конфликты. Их альбом «Truth» опередил свое время и стал одним из краеугольных камней хард-рока и хэви-метала, вдохновив бесчисленное количество музыкантов.
  • Второй состав (1970-1972) продемонстрировал невероятную музыкальную гибкость Бека и его уход от прямолинейного рока в сторону сложного и техничного джаз-фьюжна, предвосхитив его сольную карьеру 70-х.

The Jeff Beck Group — это яркий и трагический пример того, как гениальность, собранная в одном месте, может породить как бессмертную, революционную музыку, так и саморазрушительный хаос, оставив после себя лишь вопрос: «А что, если бы?..»