Найти в Дзене

МТЗ-80 – минский трактор-долгожитель

Всем привет! Одним из главных производителей колесных тракторов в СССР был Минский завод, выпускавший в основном технику традиционной конструкции. Он не отошел от этой концепции и в 70х гг., когда стали набирать популярность трактора, у которых колеса одинакового размера, а посередине поворотный шарнир. Традиционная техника еще оставалась востребованной, и тогда была выпущена модель МТЗ-80. История нашего героя началась в 1966 г. В то время в самом разгаре был выпуск трактора МТЗ-50, который наряду с липецким Т-40 стал олицетворением модернизации сельского хозяйства в СССР. Уже тогда было понятно, что колесные трактора важны так же, как и гусеничные, и спектр их применения намного выше, чем у последних. Тогда наверху было постановлено – модернизировать классический МТЗ-50, и уже в 1970 г. появились первые прототипы. Но конечно, после испытаний понадобились доработки, и лишь в 1974 г. удалось начать серийное производство новых машин. Конструктивно МТЗ-80 остался традиционным – те же кол

Всем привет!

Одним из главных производителей колесных тракторов в СССР был Минский завод, выпускавший в основном технику традиционной конструкции. Он не отошел от этой концепции и в 70х гг., когда стали набирать популярность трактора, у которых колеса одинакового размера, а посередине поворотный шарнир. Традиционная техника еще оставалась востребованной, и тогда была выпущена модель МТЗ-80.

История нашего героя началась в 1966 г. В то время в самом разгаре был выпуск трактора МТЗ-50, который наряду с липецким Т-40 стал олицетворением модернизации сельского хозяйства в СССР. Уже тогда было понятно, что колесные трактора важны так же, как и гусеничные, и спектр их применения намного выше, чем у последних. Тогда наверху было постановлено – модернизировать классический МТЗ-50, и уже в 1970 г. появились первые прототипы. Но конечно, после испытаний понадобились доработки, и лишь в 1974 г. удалось начать серийное производство новых машин.

Конструктивно МТЗ-80 остался традиционным – те же колеса, причем задние в 3 раза больше передних, тот же капот спереди и кабина сзади. Но именно в кабине было главное внешнее отличие машины – сама она стала угловатой, дверь в нее была расширенной, а окно за дверью было сильно сужено. Внутри же был модернизирован мотор – его мощность повысилась до 80 л. с., отсюда и численный индекс модели. Состыкованная же с ним КПП стала 18-ступенчатой. Была доработана и кабина тракториста, хотя обустройство ее оставалось простой – сидячее место всего одно, а в распоряжении механизатора полноценный набор приборов, руль с гидроусилителем и несколько рычагов. Звукоизоляции по-прежнему не было, зато печка позволяла работать даже в морозную погоду.

Кабина МТЗ-80. Источник фото: drive2.ru
Кабина МТЗ-80. Источник фото: drive2.ru

Параллельно с МТЗ-80 началось производство полноприводного трактора МТЗ-82. Обе машины стали быстро реализовываться во многих регионах СССР. Их тяги было достаточно для того, чтобы использовать машины для пропашных работ и обработки земли, хотя в советское время это была работа для гусеничной техники. Колесные же трактора чаще использовались для перевозки грузов, причем техника могла буксировать 4-тонный прицеп:

-3

Для погрузочно-разгрузочных работ, причем ковш или вилы выдерживали 800 кг:

-4

А иногда и на строительстве для буксировки отдельных механизмов:

-5

Изредка их использовали на заготовке сена или при покосе, хотя с такой работой могут справиться и более легкие трактора.

Сам же трактор многократно модернизировался. В 1980 г. появилась новая кабина, более просторная и с большей площадью остекления, которая с той поры стала устанавливаться на отдельные модификации модели. А еще через 8 лет такая кабина стала обычным делом и для базового трактора, правда, с некоторыми доработками. Мощность же двигателя постепенно повысилась до 100 л. с.

-6

В таком виде техника продолжала выпускаться и после развала СССР, а ее двигатель даже послужил основой для российских дизелей, устанавливаемых в 90х и 2000х на грузовики и автобусы. Получается, что при производстве сельскохозяйственной техники были заложены некоторые основы, используемые в дальнейшем во время выпуска машин совсем другого назначения.

Сегодня глубоко модернизированный МТЗ-82 «Беларус» продолжает выпускаться до сих пор и эксплуатируется и в Беларуси, и в России. Его можно встретить и на селе, и на строительстве, и на коммунальной службе:

-7

Классический же МТЗ-80 оседает в сельской местности и нередко еще встречается на ходу – на нем и пашут землю, и перевозят грузы. Многие из них немного «приукрашены», но суть остается прежней – универсальный и неприхотливый трактор, без которого до сих пор невозможно представить жизнь села.

-8

МТЗ-80 – модернизированный минский трактор, не сумевший полностью вытеснить классику, но ставший достойным ее продолжением. А то что модернизированная версия продолжает выпускаться, многое говорит о сделанных усилиях советских инженеров – их труд окупается до сих пор.

Остались ли такие трактора в ваших поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!

Тракторы
3958 интересуются