Найти в Дзене

МТЗ-50 – символ модернизации сельского хозяйства

Всем привет! В 60х гг. Советский Союз стремительно развивался, причем это было заметно не только в городах, но и на селе, благодаря новым сельскохозяйственным машинам, одна из которых – колесный трактор МТЗ-50. О нем-то я сегодня и расскажу. Наш герой появился на тракторном заводе в г. Минск в 1962 г. и внешне мало чем отличался от другого советского трактора – Т-40, о котором можно прочитать здесь. Однако МТЗ оказался крупнее липецкого соратника: он был длиннее «сороковки» на 20 см, а высота его достигла чуть ли не 3 м. Такой машине требовался надежный и мощный агрегат. И вот минские машиностроители установили на трактор дизельный двигатель объемом 4,75 л и мощностью 55 л.с. Он оказался неприхотливым к солярке и перегревался реже, чем агрегат у Т-40. В кабине же все так, как и полагается колесному трактору: необходимый минимум приборов, рычаг 9-ступенчатой коробки передач, гидроусилитель руля и стеклоочиститель. На базе МТЗ-50 параллельно с первоначальной версией стал выпускаться трак

Всем привет!

В 60х гг. Советский Союз стремительно развивался, причем это было заметно не только в городах, но и на селе, благодаря новым сельскохозяйственным машинам, одна из которых – колесный трактор МТЗ-50. О нем-то я сегодня и расскажу.

Источник фото: fermer.ru
Источник фото: fermer.ru

Наш герой появился на тракторном заводе в г. Минск в 1962 г. и внешне мало чем отличался от другого советского трактора – Т-40, о котором можно прочитать здесь. Однако МТЗ оказался крупнее липецкого соратника: он был длиннее «сороковки» на 20 см, а высота его достигла чуть ли не 3 м.

Такой машине требовался надежный и мощный агрегат. И вот минские машиностроители установили на трактор дизельный двигатель объемом 4,75 л и мощностью 55 л.с. Он оказался неприхотливым к солярке и перегревался реже, чем агрегат у Т-40.

В кабине же все так, как и полагается колесному трактору: необходимый минимум приборов, рычаг 9-ступенчатой коробки передач, гидроусилитель руля и стеклоочиститель.

Кабина МТЗ-50. Источник фото: drive2.ru
Кабина МТЗ-50. Источник фото: drive2.ru

На базе МТЗ-50 параллельно с первоначальной версией стал выпускаться трактор МТЗ-52 со всеми ведущими колесами:

МТЗ-52. Источник фото: techstory.ru
МТЗ-52. Источник фото: techstory.ru

Оба этих трактора быстро распространились по огромной территории Советского Союза. Мощность их двигателей была достаточной для того, чтобы использовать трактора для пропашных работ и обработки земли:

-4

Но это далеко не полный список предназначений этих тракторов. Их часто использовали как погрузчики:

Источник фото: karopka.ru
Источник фото: karopka.ru

Иногда на МТЗ-50 устанавливали оборудование для стогометания, хотя с такой относительно нетяжелой работой справлялись и более легкие трактора, вроде Т-16, с которым можно познакомиться здесь.

МТЗ-50 со стогомётом. Источник фото: Pinterest.ru
МТЗ-50 со стогомётом. Источник фото: Pinterest.ru

А вот какая работа точно подходит для МТЗ-50, так это буксировка прицепов, рассчитанных на 4 т груза:

Источник фото: techstory.ru
Источник фото: techstory.ru

Хотя сегодня вдали от крупных городов можно встретить МТЗ и с более легким прицепом:

-8

Еще на базе МТЗ-50 создавались трехколесные трактора, использовавшиеся в хлопководческих хозяйствах:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Как видите, наш герой оказался очень востребованным. Однако есть еще один факт из жизни МТЗ-50, о котором почему-то все забывают. В третьем выпуске мультика «Возвращение блудного попугая» трактор, на котором Кеша добрался до совхоза, и которого он позже утопил в реке, больше всего похож на модель МТЗ-50:

Кадр из м/с «Возвращение блудного попугая», реж. В. Караваев, А. Давыдов, 1984 г.
Кадр из м/с «Возвращение блудного попугая», реж. В. Караваев, А. Давыдов, 1984 г.

МТЗ-50 выпускался до 1985 г. Сегодня появляется все больше новых тракторов, причем не только из стран бывшего СССР, но и с Запада. И даже несмотря на это, трактора МТЗ-50/52, неоднократно приукрасив внешность, продолжают служить сельчанам.

-11

Однако больше повезло нескольким экземплярам, которые отреставрировали до идеального состояния и оставили в музеях. Самый известный такой МТЗ-50 – бело-оранжевый красавец из Музея трактора в Чебоксарах:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

МТЗ-50 – один из самых популярных и многофункциональных советских тракторов, которого возможно встретить даже сегодня, стоит только отъехать на десяток километров от города.

Остались ли такие трактора в ваших селах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!