Найти в Дзене

36 лет в школе. Как Юрий Усачев стал учителем начальных классов

Оглавление
   Юрий Усачев исполнил свою мечту - стал учителем.
Юрий Усачев исполнил свою мечту - стал учителем.

Увидеть мужчину в школьном коридоре, тем более педагога, сейчас довольно непривычно. Вдвойне удивительно узнать, что он ведет уроки у малышей — учеников младших классов. Как педагогу сохранить статусность, почему это работа для настоящих мужчин и чего сейчас не умеют первоклашки?

Приходят рассказать о жизни

Юрий Викторович Усачев — педагог с колоссальным опытом. Он уже 36 лет учитель начальных классов. Школа Юрия Викторовича находится в селе Кожевино Петровского района. И сейчас в ней учатся 49 ребят.

«В моем классе шестеро учеников, — рассказывает учитель Усачев. — Это не много и не мало. Потому что, например, первый класс у нас сейчас посещает один ученик, а самым многочисленным на моей памяти был класс из 15 ребят».

Юрий Викторович отмечает, что с каждым годом в школу приходит все меньше детей. А выпускники стараются из села уехать в областной центр или дальше. Конечно, не все, но пока таких большинство.

«Когда они приезжают в гости, всегда заходят навестить родную школу. Со многими мы поддерживаем отношения, ребята стали взрослыми, делятся своими достижениями, своими мыслями о жизни», — говорит Юрий Усачев.

Не хватает молодёжи

Свою профессию педагог выбрал раз и навсегда. В 1984 году решил поступить в Аткарское педагогическое училище, а в 1989 году вернулся в родное село уже молодым учителем.

«Тогда практически все педагоги были молодыми, сейчас в нашей школе всего пара человек. Молодежь идет в профессию очень неохотно, к большому сожалению», — рассказывает учитель.

Мешает финансовый вопрос и невысокий, по мнению Юрия Викторовича, престиж профессии.

«Престиж педагогической деятельности начал снижаться давно, и неизвестно, когда он будет восстановлен, — размышляет Юрий Викторович. — Я еще помню времена, когда последнее слово всегда оставалось за учителем. Сейчас все по-другому. Зачастую педагогику превращают в услугу, а учителей — в обслуживающий персонал, слабозащищенный и очень уязвимый. Если возникает конфликт, например, у педагога, ребенка, родителя, всегда почему-то виноват учитель. Это он не смог найти подход, это он не урегулировал ситуацию. Такова одна из причин, на мой взгляд, почему сейчас мало молодежи среди школьных учителей. Непросто выстроить отношения. Мало молодых педагогов приходит и в нашу школу, да и те, немного поработав, увольняются: кого-то не устраивает нагрузка, кто-то считает, что невозможно полностью отдавать себя профессии».

Ученик один, учителей много

День у педагога расписан по минутам. Утром — уроки, вечером — тетрадки и подготовка к новому дню. Юрий Викторович, кстати, одновременно ведет уроки у двух классов — для этого формируют класс-комплект. Благодаря такому положению дел можно сохранить школу, для этого объединяют детей по возрасту и учебной программе.

В семье Усачевых к нагрузке главы семейства относятся с пониманием. Ведь супруга Юрия Викторовича, по совместительству его коллега, тоже учитель начальных классов.

«Вся наша жизнь проходит в школе — после уроков всегда найдется новое занятие. И это не только тетрадки, это кружки, конкурсы, мероприятия. В общем, круговерть», — рассказывает Юрий Викторович.

Внимание на учителя

Почти четыре десятка лет Юрий Усачев преподает только на первый взгляд несложную науку: учит складывать слоги в слова, выводить палочки и крючочки.

«Сейчас в начальной школе все изменилось, все компьютеризировано, от дневника до доски, — поправляет Юрий Викторович. — Сначала учитель должен все сам освоить, потом детям объяснить. Ребята уже привыкли к цифровым технологиям. Но есть небольшая проблема — у многих очень рассредоточенное внимание. Некоторым ученикам непросто долго концентрироваться на чем-то одном, они быстро утомляются».

Это, пожалуй, единственное, что отличает современных первоклашек от тех, у кого Юрий Викторович вел свой первый урок.

«Дети не меняются в том плане, что они, как и раньше, открытые, чистые, добрые, наивные, старательные, веселые ребята, с которыми хочется работать, растить их, гордиться ими», — признается Юрий Усачев.

Спрашиваю, как он относится к педагогам, которые, желая «быть в тренде», ближе к ученикам, занимаются своим продвижением в соцсетях.

«Учитель, на мой взгляд, должен быть в первую очередь учителем, сохранять статусность, артистичным — тоже, на уроке это помогает. Но он всегда должен сохранять свое лицо, даже, может быть, в чем-то себе отказывая, всегда должен оставаться примером для детей и родителей».

Свой 36-й День учителя Юрий Усачев встретит по сложившейся многолетней традиции — будет отвечать на поздравления своих разновоз­растных учеников. Они хоть и живут в разных городах и даже странах, но своего первого учителя не забывают. И это у них взаимное.