Найти в Дзене

"Гордость и предубеждение": Петергоф опять напоминает... и ошибается.

У меня недавно снова была дружески-деловая встреча в Петергофе (ну, пока откладывала публикацию, "недавно" успело превратиться в "давно"... Но всё же дело было этой осенью)). В прошлый раз встреча закончилась исследованием дворца Коттедж в парке Александрия — хотелось мне увидеть английский сельский дом в его частных подробностях. Чтобы ожил быт в книгах Джейн нашей любимой Остин. "Подробности", включая ванну и туалеты, я увидела; но откуда же было ощущение, что я не в английском частном доме, а в настоящей русской усадьбе? Коттедж прямо кричит о себе "Я весь такой английский-английский!", в каждой деталюшечке английский — но нас обмануть не может. Наш он, русский! Ответ на вопрос "в чём же спалился Коттедж?" я таки нашла. Но не сразу, не сразу... А пока что в новой поездке Петергоф уже по-другому напоминал мне о "Гордости и предубеждении". Ионическими колоннами. Я ж писала, что дамы во времена Джейн Остин носили прямые платья, похожие на колонны — и именно на колонны с капителями и

У меня недавно снова была дружески-деловая встреча в Петергофе (ну, пока откладывала публикацию, "недавно" успело превратиться в "давно"... Но всё же дело было этой осенью)). В прошлый раз встреча закончилась исследованием дворца Коттедж в парке Александрия — хотелось мне увидеть английский сельский дом в его частных подробностях. Чтобы ожил быт в книгах Джейн нашей любимой Остин.

"Подробности", включая ванну и туалеты, я увидела; но откуда же было ощущение, что я не в английском частном доме, а в настоящей русской усадьбе? Коттедж прямо кричит о себе "Я весь такой английский-английский!", в каждой деталюшечке английский — но нас обмануть не может. Наш он, русский!

-2

Ответ на вопрос "в чём же спалился Коттедж?" я таки нашла. Но не сразу, не сразу...

А пока что в новой поездке Петергоф уже по-другому напоминал мне о "Гордости и предубеждении". Ионическими колоннами. Я ж писала, что дамы во времена Джейн Остин носили прямые платья, похожие на колонны — и именно на колонны с капителями ионического ордера, с округлыми завитками-волютами. И дамы как могли подчёркивали свои "капители", ибо платья скрывали все другие признаки женственности.

-3

И в нашем любимом сериале "Гордость и предубеждение"-1995 костюмеры гениально поиграли с платьями и корсетами, чтобы впечатление было самым впечатляющим.

Ха, я поняла, почему в "Гордости и предубеждении"-2005 так всё плохо с костюмами: у Киры Найтли нет возможности блистать "капителью", так и другим не дали))

И вот теперь каждая ионическая колонна, которую я встречала, говорила мне: "Ты не дописала все задуманные статьи про «Гордость и предубеждение»; не раскрыла все найденные тобой фишечки из сериала!"

Напоминал мне это и Львиный каскад в Нижнем парке:

И Трельяжные беседки у фонтана "Адам" (у "Евы" — тоже):

-5

И пилястры второго этажа Оранжереи:

-6

И в Колонистском парке Царицын павильон на острове:

Портик, от которого лестница спускается к воде.
Портик, от которого лестница спускается к воде.

И гостиная Царицына павильона, открытая в атриум:

Я замираю от этого вида... Ведь так странно вживую встретить то, что с детства видел только на волшебно-потустронней фотографии царских времён...

Страница из огромной книги, которая посвящена пригородам Ленинграда и их восстановлению. Я в детстве постоянно рассматривала её.
Страница из огромной книги, которая посвящена пригородам Ленинграда и их восстановлению. Я в детстве постоянно рассматривала её.

Меня ещё сбивает с толку сад императрицы Александры Фёдоровны, что рядом с павильоном. Я обычно равнодушна к цветочным садам и садовым цветам (деревья и луговые травы — вот любовь моя), но тут такое разнообразие сортов роз, что... Не в тему, но я не могла не...

Но это меня далеко в сторону унесло, а пока я слушаю экскурсовода на входе в Царицын павильон:

— Здание построено в модном помпейском стиле. В середине двор-атриум с бассейном...

-12

Слушаю и думаю: "У римлян атриум ещё выполнял роль коридора — то есть в него выходили дверные проëмы разных помещений дома... Коридор! Точно, коридор!!! Вот та самая разница между английским и русским домом, на которой спалился Коттедж!!!"

В экранизациях по Джейн Остин двери личных комнат героев выходят в коридор. И в книгах Шарлотты Бронте и Агаты Кристи всегда есть коридоры в домах!

-13

А в русских домах коридоров нет! В комнату можно попасть только из дверей соседних комнат. И не только в дворцах с их торжественными анфиладами. В частных домах тоже!

Нет коридоров в квартире Пушкина, нет коридоров в квартире Блока.

И в Коттедже в Александрии, который был построен как частный дом, нет коридоров. Все комнаты — проходные. И спальни, и ванная комната мальчиков-великих князей...

Так что Коттедж никакой не английский, что бы он ни заявлял о себе!

П. с. В Нижнем парке Петергофа я поймала странное ощущение: я некоторые сооружения видела словно в двух измерениях. Точнее, одновременно в двух размерах — настоящем и примерно на полметра-метр выше. Особенно чётко я так видела Римские фонтаны и Шахматную гору.

Почему так, я, благо, догадалась намного быстрее, чем с Коттеджем. Не за несколько недель, а за несколько минут.

Я же впервые в своей жизни оказалась в Нижнем парке одна. Без весёлой компании друзей; без гостей, которых надо свозить "на фонтаны". И мозг, свободный от взаимодействия с людьми, вычерпал с самого донышка памяти воспоминания этого места. Как я в двухлетнем возрасте потерялась в Петергофе. Шла с родителями, но в конце Монплезирской аллеи проскочила за статуей Антиноя и побежала к "игрушечным" дракончикам Шахматной горы. Когда родители нашли меня, я купалась в бассейне одного из Римских фонтанов. Меня выловили, переодели из мокрого платья в папин пиджак...

Событие это я почти и не помню — в два-то года. Но, как оказалось, мозг, с его обострённым чувством пространства, запомнил место, каким оно тогда было...

Про платья, которые "колонны с капителями"