В 2010-е киномир вступил в эпоху сиквелов. Продолжения стали выпускаться на любые хоть сколько-то удачные фильмы прошлого. Не стал исключением и «Трон» (1982). Спустя почти 30 лет вышло продолжение истории виртуальной реальности.
«Трон: Наследие» очень противоречивое кино, которое имеет преданных фанатов и остальных зрителей, для которых это проходное кино. Почему так? Давайте разбираться.
Верный сын своего отца
«Трон: Наследие» продолжает историю мира, рассказанного в оригинальной картине 1982 года. Подробнее я разбирал её тут.
Мы узнаем, что главный герой первой части Флинн пропал, оставив свою компанию на единственного сына Сэма и друга Алана.
Сэм почти полная копия отца: у него бунтарский дух, и он не принимает корпоративную этику, построенную на идеях обогащения.
Внезапно история с исчезновением его отца начинает обретать неожиданный оборот: оказывается, отец отправился в цифровой мир «Трона», где и потерялся. Сэм отправляется на его поиски.
Случайно оцифровавшись и оказавшись в виртуальном мире, Сэм начинает путь, который проделывал его отец в оригинале 1982 года: ему предстоит пройти путь борьбы с новым тираном, который снова нацелился на полный контроль над программами и пользователями.
В оригинальной истории роль антагониста выполнял программа ВИ, которая взбунтовалась против создателей. В «Наследии» главным плохишом выступает цифровая копия молодого отца.
Витиеватым путем Сэм находит своего отца, который и рассказывает историю этого цифрового мира.
Борьба творения против создателя 2.0
У «Трона: Наследие» главная идея не изменилась — это сюжет о бунте творений против своего создателя. КЛУ (киберкопия Флинна) планирует поработить мир пользователей, вырвавшись из виртуальной реальности наружу. Вместе с ним на свободу выйдет его армия, которая и поможет захватить человечество.
Мотивация у КЛУ максимально простая — он программа, созданная для создания совершенного виртуального мира. Но во время работы над этой задачей он понял, что главным источником хаоса являются пользователи, то есть человеки.
Собственно, и попадание Сэма в мир «Трона» — это его план, чтобы спровоцировать отца Флинна, чтобы захватить его диск пользователя, с помощью которого можно открыть портал в реальность.
Сюжет звучит интересно, но реализован до наивности просто. В этом «Трон: Наследие» унаследовало подходы студии Disney к созданию оригинала 1982 года. Целевая аудитория обоих фильмов — подростки, а значит, каких-либо жёстких или глубоких сюжетных поворотов тут не будет.
Мир «Трона» 2010-го такой же полярный, как и в 1982-м: есть хорошие главные герои и есть плохиши, которые злые из-за того, что их таковыми создали. Никакой вам серой морали или попыток проработать мотивацию КЛУ.
Из-за такого подхода страдает восприятие фильма как серьезного киберпанк-высказывания. Плоские диалоги и мотивация существуют как функция, которая двигает сюжет и даёт возможность показать красивые сцены.
Новая раса изоморфов
Казалось бы, раз у авторов не стояла цель менять вектор сюжета, то и отсебятину в него вносить не нужно. Но у сценаристов руки явно чесались, и они придумали целый сюжетный твист с новой расой.
Оригинальная история — это борьба между пользователем и программой. И в рамках фантастичного виртуального мира это работает. Но создатели «Наследия» придумали изоморфов. Это новая форма жизни: наполовину синтетическая, наполовину биологическая, так как имеет своё ДНК, корневой код и наследственность, как у людей.
Этот странный твист не поняли ни старые фанаты «Трона», ни новые зрители. Кино из плоскости киберпанка очень сильно ушло в эзотерику. Введя «божественное» сотворение изоморфов, авторы свернули не в ту сторону.
Более того, по сюжету нас наталкивают на мысль, что мы должны сочувствовать «геноциду» новой расы со стороны КЛУ. На этом строится большая часть драматургии фильма. И это не работает.
Фантастика переходящая в сказочность
Переход сюжета оригинального «Трона» из киберпанковой фантастики в сказку плохо сказался на качестве. Да, в фильме 1982 года было много условностей, которые было сложно объяснить логикой, но в 2010 году зритель получил одну большую двухчасовую сценарную дыру.
Начиная с самого спорного момента с возможностью программам каким-то образом выйти в реальность, материализовавшись с целым войском. Заканчивая финальным твистом с персонажем Оливии Уайлд.
Наивность происходящего, которая была в 1982 году, в 2010 стала выглядеть нелепо. Для зрителя из 80-х компьютерный мир — это фантастика, которая только начинала реализовываться. На момент выхода фильма даже понятие «Интернет» еще не использовалось.
Зрителю «Наследия» сценаристы выдали не актуализированную версию «Трона» с учетом веяний реальности, а пустую визуальную игрушку с налетом библейских сюжетов. Но надо признать, что игрушка эта выглядит великолепно.
Симметрия, неон и Duft Punk
Режиссер Джозеф Косински снимает фильмы с упором на визуал, а не сценарий. Эта черта заметна во всех его работах: как в недавних «F1» (2025) и «Топ Ган: Мэверик» (2022), так и в «Обливион» (2013) и «Троне».
Стиль «Трона: Наследия» не спутать ни с чем: кино выделяется как среди киберпанковых работ, так и фантастики. А качество эффектов сделано на высоком уровне, что позволяет получать удовольствие от фильма даже сейчас, в отличие от оригинала 1982 года.
Кино построено по четким геометрическим правилам: каждый кадр выстраивается через симметрии и фракталы (повторяемость одной и той же фигуры).
Смотря на такую картинку, наш мозг чувствует себя не очень уютно, так как идеальная зеркальность слева и справа в природе встречается редко. Мы привыкли к хаосу, а нравятся нам композиции, построенные по правилам «золотого сечения» и баланса.
Но для синтетического мира машин, где властвует логика архитектуры кода, это идеальное решение.
Каждую экшен-сцену режиссер и композитор синхронизируют с музыкой, создавая понятную динамику и ритм. Звук тут не просто заглушка от тишины — это часть мира. Более того, оно имеет конкретное имя — Duft Punk.
Daft Punk - это синоним электронной музыки. Их синтетическое звучание идеально вписывается в мир программ и машин. И сами они туда вписались более чем, засветившись в одной из сцен.
Вы можете взять альбом группы, написанный для фильма, отдельно — и он будет звучать прекрасно. Но если вы видели хоть одну сцену с этим саундтреком — ваш мозг сразу начнет восстанавливать в памяти сцены с пролетами электрокораблей, кибермотоциклов и игровые поля «Трона».
Под стать звуку в фильме и свет.
Вся картина выполнена в черном цвете с акцентными оранжевым, голубым и белым. Такое решение позволяет добиться сразу двух целей: показать синтетичность и бедность виртуального мира по сравнению с реальностью и направить все силы художников на прорисовку качественных элементов, не распыляя их на задники или визуальный шум.
Именно геометрия, четкая цветовая палитра и саундтрек создают единую композицию, которая сразу выделяет его на фоне других фильмов. Даже костюмы персонажей работают по такому же принципу, встраивая живых актеров в их синтетические роли.
Вам может не понравиться стиль «Трона: Наследие», но отрицать огромную работу над качественной аудиовизуальной составляющей фильма трудно. Да и зачем?
Наследник по всём
«Наследие» во многом повторило судьбу оригинального «Трона». Кино не провалилось, но и успехом его прокат назвать трудно. Аудиовизуальный ряд картины 2010 года также выделяет его на фоне других. И, к сожалению, сюжет всё также хромал.
«Трон: Наследие» — это пиршество для глаз и ушей. Кино важно смотреть в хорошем качестве, иначе вы рискуете пропустить его главный козырь — визуал. Начиная смотреть это кино, важно войти в состояние потока — тогда вас пронесет по волне синтетического мира. И вы рискуете стать фанатом фильма. Но если начинать задумывать о происходящем на экране — магия сразу рушится. И это печально.
Мир «Трона» снова впал в спячку на годы, пробудившись только в 2025 году с новой частью «Арес». Но стоило ли оно того, или Disney окончательно похоронил серию? Посмотрим.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!
Больше контента о кино в моей группе VK