Найти в Дзене

«Трон» (1982): киберпанк, который плохо состарился

Оглавление

Вселенная «Трон» — это достаточно самобытная и недооцененная история о создателе, технологиях, жадности корпораций и сути человечности. Эта вселенная, созданная в 80-е годы, существует до сих пор, правда, назвать её успешной не получается.

Предлагаю вспомнить первый фильм серии, с которого и началась история кибермира «Трон». Это кино, которое произвело революцию визуальных эффектов, но не понравилось ни большинству зрителей, ни критикам.

В чем новшество фильма? Какие смыслы пытались заложить авторы кино? И почему кино провалилось?

История конфликта

-2

Ядром истории «Трона» является сюжет о Кевине Флинне — талантливом инженере-программисте, который работает над игровым направлением.

Кевин, являясь бунтарем по натуре, сталкивается с противодействием корпорации ENCOM, которая пытается утаивать какие-то секреты от своих же сотрудников.

Начиная своё собственное расследование, Флинн оказывается втянут в разборки, которые ведутся как в реальности в кабинетах корпорации, так и в виртуальном мире, где главная программа оказывается сильным виртуальным интеллектом (ВИ), который методами тирании пытается получить власть как над другими программами, так и пользователями.

-3

Флинн сам того не желая оказывается оцифрованным в этот виртуальный мир, где и вынужден начать борьбу против ВИ. Он быстро находит союзников - программы Рам и Трон, с которыми и объединяется.

Виртуальный мир живет по своим правилам, так как изначально это игровая платформа, то и борьба происходить через игры: бои на дисках в вышибалы или гонки на технике.

Важно, что погибнув в кибер мире, Флинн рискует исчезнуть и в реальности.

Конфликт создателя и творений

-4

Ключевой идеей «Трона» является конфликт между создателем и его творениями. Это проявляется как в противоборстве ВИ против пользователей-людей, так и борьба программ против самого ВИ.

Через эту сюжетную идею происходит анализ нашей действительности: кто есть человек и что его определяет, что есть жизнь, всегда ли творение бунтует против создателя, может ли виртуальный мир сосуществовать с реальным?

-5

Это тема, над которой размышляют все религии и все философы. В поп-культуре за это отвечает киберпанк, чьим ярким представителем и является «Трон».

Важно отметить, что за создание фильма отвечала студия Disney с прицелом на подростковую аудиторию. Из-за этого какой-либо глубины в рассмотрении конфликта ждать не стоит — зрителю даётся упрощённое видение проблемы, где есть добро и зло, а финал ближе к классическому happy end.

И это одна из главных причин, почему «Трон» затерялся среди других представителей киберпанка — уж очень по-детски и мягко он раскрывает затронутое библейское противостояние создателя и творения.

Алчные корпорации

-6

«Трон» является классикой киберпанка еще и потому, что главным антагонистом в реальном мире является корпорация ENCOM, которая ставит прибыль и захват рынка выше, чем создание блага для пользователей.

Этот конфликт также максимально классический. Об этом же рассуждали киберпанковые вселенные, такие как «Робокоп», «Бегущий по лезвию», «Терминатор» и другие.

-7

В этом плане борьба Флинна и его союзников, программистов Алана и Лоры, достаточно типична. Идейные творцы радеют за развитие технологий, которые можно дать пользователю во благо, а корпорация думает только о том, как на этом наживиться.

В финале «хорошие парни» побеждают «плохишей», чем опять выбивают драматургию из серьезного направления, давая простые ответы на сложные вопросы. Никакой серой морали и мотивации со стороны корпорации тут нет — просто руководитель плохой, вот и всё. Довольно плоско.

Революция технологий

-8

Драма и сюжет — не самая сильная сторона «Трона». Этот фильм в момент своего выхода брал другим — революционными технологиями.

Это первый полнометражный фильм, который выполнен с использованием такого количества компьютерных спецэффектов: весь виртуальный мир сделан с их помощью, а это большая часть фильма.

-9

Для визуальных эффектов потребовалось серьезное оборудование. Выборочно спецэффекты использовались в кино и раньше, например, в тех же «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (1977). Но чтобы целые сцены полностью генерировались на компьютере — это новинка «Трона».

Фильм даже «забанили» на премии «Оскар» — дескать, графика это не искусство и нечего подобным подделкам делать тут. Классический «Оскар».

Супертехнологии «Трона» — это как сильнейшая сторона фильма, так и его ахиллесова пята. Это проблема любых первооткрывателей новых технологий, которые после широкого применения начинают очень быстро развиваться.

-10

Да, технологии «Трона» революционны, но они безнадежно проигрывают визуалу тому же «Бегущему по лезвию», который вышел в тот же год. Визуал «Терминатора» или «Звездных войн» куда лучше смотрится, так как большое количество графики там не вытесняет натурные съемки. А ведь был еще и Кубрик, который в 1968 в своей «Космической одиссее» выдал нереальный уровень визуала.

Сейчас смотреть оригинальный «Трон» откровенно тяжело. Да, есть сцены, где виртуальная реальность смотрится эффектно и красиво, но ровно также очень многие сцены выглядят плохо.

-11

Обычный современный зритель не будет смотреть это кино. Только фанаты «Трона» и стилистики киберпанка 80-х найдут в этой угловатой, грубой и топорной графике свой шарм.

И это одна из проблем, почему новые фильмы вселенной также не находят большого отклика — сложно проникнуться историей, если ты не видел начало оригинальной истории.

Заключение

-12

Я люблю оригинальный «Трон», хоть и пришел к нему после сиквела. Эта самобытная история заслуживает большего внимания, но детские болезни оригинала не позволяют фильму получить должное признание.

Disney с его многомиллиардными прибылями мог бы заняться цифровой реставрацией графики в «Троне», но так как серия не супер успешная, то и желания делать это у корпорации нет. А ради нескольких тысяч фанатов это точно никто делать не будет.

Кино 1982 года плохо состарилось: то, что было прорывным в год выхода, сейчас смотрится как привет из каменного века.

-13

Но не только в графике проблема: история, рассказанная для подростков, очень упрощена и стерильна. Конфликт создателя и творений актуален вечно, а проблематика ВИ и ИИ сейчас даже острее, чем в 80-е. Очень жаль, что создатели фильма не смогли достойно развить эти идеи, оставив лишь наброски и простые ответы на сложные вопросы.

Оригинальный «Трон» сложно кому-то советовать для просмотра, но если вы ищете необычное визуальное кино или вам нравится стилистика киберпанка 80-х, это кино заслуживает вашего внимания. Главное — делать скидку на возраст.

-14

Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!

Больше контента о кино в моей группе VK