Дети, как известно, что тесто или глина, что замесили - то и получили. Этим пользуются все родители, воспитатели, учителя - но на благо ли детей?
Добрые герои детских книг часто становятся образцами для подражания для маленьких детей.
Эту статью я хочу посвятить В. И. Ленину, книжки о котором нам, детям СССР, читали в детском саду и в школе. Была ли от этого польза, либо это была одна голимая пропаганда, как любят говорить сегодня?
Главная претензия сегодняшних диванных критиков состоит в том, что все книги, которые мы читали о Ленине в детстве - это набор пропагандистских уловок, ради втягивания молодого поколения в ряды будущих строителей коммунизма.
Что можно ответить на это?
Да пусть даже Володя Ульянов совершенно выдуманный герой, но притягательная сила многих героев литературных произведений настолько высока, что способна захватить детские сердца.
Вспомним Тимура с его командой. Герой вымышленный, но привёл к появлению Тимуровского движения.
Какие рассказы о маленьком Ильиче запомнились на всю жизнь?
Читая о маленьком Володе известные строки:
"Когда был Ленин маленький,
С кудрявой головой,
Он тоже бегал в валенках
По горке ледяной.",
каждый советский ребёнок представлял, что, оказывается, Ленин в детстве был таким же ребёнком, как он, а не каким-то Божеством.
И ни о каком религиозном культе даже заикаться не стоит.
Можно ли в атеистической стране говорить о каком-то "религиозном поклонении культу вождя"?
Вот вспоминается рассказ, когда маленький Володя в гостях у тёти, во время активной игры с детьми, разбил вазу. Как он два месяца переживал, что сказал тогда: ""Не я!". И как заставил маму написать тётке письмо, что виноват во всём - он.
Следом возникает в памяти рассказ, как Мария Александровна посадила провинившегося Володю в большое кресло в отцовском кабинете, чтобы он осознал глубину своего проступка.
Стих С. В. Михалкова вспоминается сам собой:
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.
Меня же всегда задевали успехи В. Ульянова - гимназиста, который, по воспоминанию его сестры Анны Ильиничны :
"Каждый учебный год Владимир Ульянов заканчивал с похвальным листом, по всем предметам у гимназиста Владимира Ульянова неизменно была оценка «отлично».
Я удивлялась, что Володя Ульянов мог так легко и беспроблемно учиться в гимназии, не то, что мы - современные школьники.
Воспитание - это пропаганда лучших человеческих качеств.
Так стоит ли нам возмущаться несколько идеализированным образом Ильича, если на его примере мы учились ХОРОШИМ поступкам?
Но я вновь слышу: "Ложь!", "Пропаганда!". Это всегда плохо!
Но тогда, для успокоения некоторых, можно сказать, что само ВОСПИТАНИЕ - это и есть ПРОПАГАНДА хорошего поведения, ПРОПАГАНДА общечеловеческих ценностей.
А что же в этом плохого?
А вот когда мы перестали пропагандировать хорошее, его место заняла пропаганда дурного поведения, вредных привычек: пьянства, курения, наркомании и так далее.
Кому от этого теперь легче?
Странно, что некоторые "безграмотные" люди, как будто делая какое-то великое открытие, начинают относить детские книги к средству социализации (а это так и есть без излишнего умничанья), к средству формирования мировоззрения и поведения (что также верно, если не подавать в отрицательном контексте). Но саму социализацию они представляют каким-то насилием над ребёнком.
Однако, именно так и формируется личность ребёнка: в чём-то берёт пример с родителей или учителей, а в чём-то - с литературных героев.
И что плохого, что мы брали пример с идеализированного образа Ильича? Это же было в начальной школе, в детском саду...
С развитием критического мышления подрастающий человек пересматривает некоторые свои взгляды - и это нормально.
Какие рассказы о Ленине читали дети постарше?
Вспоминается, как во время ссылки в Шушенское, Владимир Ильич обманул жандармов, проверявших его домашнюю библиотеку на предмет наличия запрещенной литературы.
Ильич тогда заботливо поставил табуреточку проверяющему. И тот успел изрядно устать, перетряхивая книги на верхних полках. Запрещенная же литература хранилась на нижней полке.
Ещё был интересный рассказ про съедобную "чернильницу" и секретное письмо. Ленин лепил из чёрного хлеба небольшую ёмкость, наливал в неё молоко и писал молоком на кромках книг.
Комар носа не подточит, ничего не видно: белое молоко на белой бумаге. Если входили жандармы - Ильич чернильницу съедал. Зато получатели этой книги прогревали потом страницу над свечой, и буквы проявлялись.
В рассказе "Валенки" Ленин проявил смекалку, пересылая секретные письма соратникам внутри двойной подошвы валенок.
Много рассказов о В. И. Ленине пришлось прочитать, но считать его новой иконой - такого представления у меня не возникало никогда.
«Самый человечный человек» - вот это самое точное определение. И религию вообще не нужно впутывать.
До того, как в Космос полетел Юрий Гагарин, большинство детей в нашей стране (даже - девочки) хотели походить на В. И. Ленина. Без всякого принуждения. Об этом говорили опросы, проводимые в те годы.
Я перечисляла некоторые литературные произведения, которые помню с детства, но не называла авторов.
Всё потому, что первыми авторами книг о В.И. Ленине были его две сестры - Анна Ильинична и Мария Ильинична, также брат - Дмитрий Ильич и жена Н. К. Крупская.
Также рассказы об Ильиче писал его друг-революционер В.Д. Бонч-Бруевич.
Позже к написанию произведений о Ленине подключился весь цвет советской литературы: М. Зощенко, В. Маяковский, А. Кононов, М. Прилежаева, З. Воскресенская, С. Михалков, А. Твардовский.
___________
А Вы, уважаемый читатель, помните какие-нибудь книги о В. И. Ленине? Считали ли Вы их средством воспитания?
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
♥ Если Вы согласны, что "КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ не достижимо без ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ" – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
►►► Эти статьи могут заинтересовать вас: