Найти в Дзене

Когда я прочитала "Балладу о детстве" В.Высоцкого, то была очень удивлена. После этого взглянула на поэта по-новому

Оглавление

Собралась я написать статью о дворовом воспитании, которое имело большой вес в советском воспитании, и решила обратиться к ранним стихам и песням В.Высоцкого, который воспевал дворы того времени.

В.Высоцкий в детстве
В.Высоцкий в детстве

Прочитав "Балладу о детстве" (1975 г.), я получила много новой и неожиданной для себя информации о поэте-барде, кумире молодёжи 60-х - 70-х годов прошлого века.

Вспоминаю, что когда мы, в подростковом детстве, в начале (или конце?) 70-х, впервые услышали из магнитофонов хриплый голос В.Высоцкого, "воспевавшего уголовную романтику", то считали эти песни "блатными", а самого поэта каким-то матёрым рецидивистом.)))

Взрослые уверенно говорили, что певец не раз "мотал срок". А сами отсидевшие считали его за своего.

Случилось так, что я поступила в институт как раз в 1980 году, когда умер В.Высоцкий. Вуз наш находился недалеко от "Таганки", и, рассказывают, что когда похоронная процессия проходила как раз под окнами нашего института, машины просто буксовали в цветах, брошенных на дорогу (не знаю, преувеличены эти слухи или нет?).

Вот что значит - народная любовь!

"Баллада о детстве" - рассказ о детстве послевоенного поколения.

"Баллада о детстве" является автобиографичным произведением В.Высоцкого, однако в ней отражена не только жизнь самого поэта, но и всего послевоенного поколения.

В балладе имеются некоторые фактические несоответствия реальным событиям того времени (на то и баллада!), однако вымышленных героев в ней нет.

В произведении нет случайностей. Каждая фраза наполнена глубоким смыслом.

О своём зачатии и рождении.

Час зачатья я помню неточно —
Значит память моя однобока,
Но зачат я был ночью, порочно,
И явился на свет не до срока.

В.Высоцкий противопоставил своё "порочное зачатие" "непорочному зачатию Иисуса Христа"(!), то есть - проводит сравнение не с кем-нибудь, а с Богом...

Один из черновиков "Баллады о детстве" В.Высоцкого
Один из черновиков "Баллады о детстве" В.Высоцкого
Я рождался не в муках, не в злобе:
Девять месяцев — это не лет!
Первый срок отбывал я в утробе —
Ничего там хорошего нет.

Время пребывания в утробе своей беременной матери поэт назвал словом из уголовной лексики - "срок". Поскольку он также использовал словосочетание "первый срок", у читателей и слушателей сразу появлялись догадки, что у Высоцкого были и "второй", и "третий" сроки...

Откуда у Высоцкого такое знание уголовного мира?

Спасибо вам, святители,
Что плюнули да дунули,
Что вдруг мои родители
Зачать меня задумали

В те времена укромные,
Теперь — почти былинные,
Когда срока огромные
Брели в этапы длинные.

Их брали в ночь зачатия,
А многих — даже ранее,
А вот живёт же братия,
Моя честна компания!

"Срока", "этапы", "брали" - вновь лексика людей определённого общественного слоя. Но, в то же время, она красноречиво описывает события конца тридцатых годов.

Однако, сами слова "репрессии, 1937 год" Высоцкий сказать не мог, для него это было бы чревато.

Ходу, думушки резвые, ходу!
Слова, строченьки милые, слова!..
Первый раз получил я свободу
По указу от тридцать восьмого.
Знать бы мне, кто так долго мурыжил, —
Отыгрался бы на подлеце!
Но родился, и жил я, и выжил:
Дом на Первой Мещанской — в конце.

"Первый раз поэт получил свободу" в момент собственного рождения в 1938 году.

Описание быта в доме, где родился поэт

Там за стеной, за стеночкою,
За перегородочкой
Соседушка с соседочкою
Баловались водочкой.
Все жили вровень, скромно так —
Система коридорная:
На тридцать восемь комнаток —
Всего одна уборная.
Здесь на зуб зуб не попадал,
Не грела телогреечка,
Здесь я доподлинно узнал,
Почём она — копеечка.…

Тяготы войны, выпавшие на долю жильцов

Не боялась сирены соседка,
И привыкла к ней мать понемногу,
И плевал я, здоровый трёхлетка,
На воздушную эту тревогу!
Володе 3 года на начало войны
Володе 3 года на начало войны
Да не всё то, что сверху, — от Бога,
И народ «зажигалки» тушил;
И как малая фронту подмога —
Мой песок и дырявый кувшин.
И било солнце в три луча,
На чердаке рассеяно,
На Евдоким Кириллыча
И Гисю Моисеевну.
Она ему: «Как сыновья?» —
«Да без вести пропавшие!
Эх, Гиська, мы одна семья —
Вы тоже пострадавшие!

Русский (Евдоким Кириллыч) и еврейка (Гися Моисеевна) вместе тушат зажигалки на чердаке - "мы одна семья".

Вы тоже — пострадавшие,
А значит — обрусевшие:
Мои — без вести павшие,
Твои — безвинно севшие».

Детство поэта и окончание войны

…Я ушёл от пелёнок и сосок,
Поживал — не забыт, не заброшен,
Но дразнили меня «недоносок»,
Хоть и был я нормально доношен.

Дразнили его явно не "недоноском", а по-другому, поскольку Высоцкий был евреем. Но писать он об этом не мог. Хотя, не мог (!) и не написать, что его дразнили.

Маскировку пытался срывать я:
Пленных гонят — чего ж мы дрожим?!
Возвращались отцы наши, братья
По домам — по своим да чужим…

Сказав "по чужим домам..." В.Высоцкий имел ввиду своего отца, который развёлся с женой, и уже не вернулся после войны в свой дом.

В.Высоцкий с отцом и мачехой, которую звал "мама Женя"
В.Высоцкий с отцом и мачехой, которую звал "мама Женя"
У тёти Зины кофточка
С драконами да змеями —
То у Попова Вовчика
Отец пришёл с трофеями.
Трофейная Япония,
Трофейная Германия…
Пришла страна Лимония,
Сплошная Чемодания!

По-видимому с трофеев, привезённых некоторыми офицерами с войны, началось более-менее безбедное существование некоторых семей, в отличие от других. "Страна Лимония" - от слова "лимон" - миллион рублей.

Взял у отца на станции
Погоны, словно цацки, я,
А из эвакуации
Толпой валили штатские.

Неуважительно поэт отозвался о штатских - "валили". Потому что уважали тогда только тех, кто был на фронте, а не отсиживался в тылу.

Местоимение "я" употребляется здесь поэтом в последний раз. Дальше Высоцкий будет говорить о судьбе поколения, употребляя только "мы".

Осмотрелись они, оклемались,
Похмелились — потом протрезвели.
И отплакали те, кто дождались,
Недождавшиеся — отревели.

Послевоенная жизнь послевоенного поколения. Проблема "отцов и детей".

Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,
Мы спросили: «Зачем?» — он в ответ:
Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет!

Поставлена проблема "отцов и детей", когда отцы предпочитают жить справедливо и покорно, зарабатывая деньги честным трудом, чтобы избежать "стенки" - расстрела. А сыновья - не видят смысла ни в труде, ни в справедливости.

Пророчество папашино
Не слушал Витька с корешем —
Из коридора нашего
В тюремный коридор ушёл.
Ну, он всегда был спорщиком,
Припрут к стене — откажется…
Прошёл он коридорчиком —
И кончил «стенкой», кажется.

Сын (Витька) не слушал отца, поэтому так и закончил жизнь "стенкой".

Но у отцов — свои умы,
А что до нас касательно —
На жизнь засматривались мы
Уже самостоятельно.

Дети не видели полной правды жизни за словами отцов. Поэтому старались сами познать жизнь.

Подростковая дерзость не находила выхода в мирной жизни

Все — от нас до почти годовалых —
«Толковищу» вели до кровянки,
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки.
Не досталось им даже по пуле,
В «ремеслухе» — живи да тужи:
Ни дерзнуть, ни рискнуть… Но рискнули
Из напильников делать ножи.
Они воткнутся в лёгкие
От никотина чёрные
По рукоятки — лёгкие
Трёхцветные наборные…

Вновь встречаются слова из тюремного лексикона: "толковища" - собрание в зоне, кровянка, наборные рукоятки ножей.

Дерзость и склонность к риску не находят у подростков выхода. Они не имеют возможности проверить себя в жестоких условиях войны ("хотелось под танки", "не досталось по пуле"), поэтому выбирают жизнь в бандитском мире.

Вели дела обменные
Сопливые острожники —
На стройке немцы пленные
На хлеб меняли ножики.
Сперва играли в «фантики»,
В «пристенок» с крохоборами,
И вот ушли романтики
Из подворотен ворами.…

Подростки выменивали у пленных немцев (врагов!, пусть и поверженных) ножички на хлеб, тайно взятый дома. Так романтики становились ворами.

История спекулянтки Пересветовой

Спекулянтка была номер перший —
Ни соседей, ни бога не труся,
Жизнь закончила миллионершей
Пересветова тётя Маруся.
У Маруси за стенкой говели,
И она там втихую пила…
А упала она возле двери —
Некрасиво так, зло умерла.
И было всё обыденно:
Заглянет кто — расстроится.
Особенно обидело
Богатство метростроевца —
Он дом сломал, а нам сказал:
«У вас носы не вытерты,
А я — за что я воевал?!» —
И разные эпитеты.
Нажива — как наркотика.
Не выдержала этого
Богатенькая тётенька
Маруся Пересветова.…

Эпизод про Марусю Пересветову - продолжение истории про страну Лимонию.

Образ жизни "миллионерши" Пересветовой шел вразрез с образом трудяги метростроевца, который воевал за честный труд, за жизнь, в которой не было места "наживе",

Страна идёт "куда надо", а её дети - чаще идут "вниз".

Было время — и были подвалы,
Было надо — и цены снижали,
И текли куда надо каналы,
И в конце куда надо впадали.
Дети бывших старшин да майоров
До ледовых широт поднялись,
Потому что из тех коридоров
Вниз сподручней им было, чем ввысь.

В.Высоцкий несколькими фразами описал политическую ситуацию в Советском Союзе послевоенного времени. Даже то, что при Сталине снижали цены. И каналы строились руками заключенных. И всё, вроде бы, шло "как надо".

Но почему же, именно В. Высоцкий в другой своей песне с горечью восклицает:

Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята…

У поэтов всегда более чуткое и ранимое сердце. Они душой чувствуют социальную несправедливость и двуличие, царящее в обществе.

Почему Владимир Высоцкий писал "блатные" песни?

Почему Высоцкий начал с песен полууголовного содержания, есть несколько объяснений.

Он сам говорит, что написал свою первую песню "Татуировка", увидев запоминающуюся татуировку с надписью (обращенной к женщине), на груди случайно встреченного человека.

Друг же Высоцкого говорит, что однажды поэт нашел во время прогулки тетрадь с "блатными" песнями. Он написал шутливые переложения, пародии некоторых из этих песен, которые пел затем в узком кругу, на вечеринках. Песни имели большой успех.

Однако, изучающие творчество специалисты говорят, что песни с уголовной и лагерной тематикой поэт писал только в начале 60-х годов, пока искал свой путь, а после 1965 года ни одной подобной песни он уже не написал. Все "блатные" песни составляют не более 10 % от общего количества написанных поэтом-бардом песен.

Интересно, что именно в это время Высоцкий получал первую известность. Его хриплый голос также не соответствовал духу официальных задорно-комсомольских песен.

Лексика песен была полна "блатных" слов. Поэтому то уголовники и принимали его за своего, да и другие люди считали, что он прошел лагеря и тюрьмы не по разу.

Но самому Высоцкому совсем не была близка описанная в песнях им же самим жизнь людей, находящихся не в ладах с законом.

Если же познакомиться с биографией поэта, то открываются интересные факты.

Володя всегда хорошо, на 4 и 5, учился в школе. К тому же, с отцом и мачехой он прожил 3 года в Германии, где выучился игре на фортепиано.

Когда вернулся в Москву, одетый в иностранную одежду, мальчик был прозван "американцем".

В школе он был активистом, комсомольцем, членом комсомольского бюро, участником драмкружка.

Володя Высоцкий в пионерском лагере
Володя Высоцкий в пионерском лагере

Школу будущий поэт окончил на четвёрки и пятёрки, поступил в институт. Но технический вуз был Высоцкому не интересен, его тянуло в артисты. Поступив в школу-студию МХАТ, Высоцкий успешно её окончил.

Дальше его карьера продолжалась в театре (до самой смерти). Также мы знаем его как успешного киноактёра.

Но главную известность он приобрёл, конечно же, как поэт, автор-исполнитель своих песен.

Он умел чувствовать жизнь, чувствовать людей, поэтому многие, не только отсидевшие, принимали его за своего.

Он был своим у ветеранов Великой Отечественной войны и альпинистов, у лётчиков и моряков, шофёров и шахтёров, спортсменов и врачей. И каждый считал, что Высоцкий поработал (послужил) где-то рядом, был "коллегой по цеху".

Откуда же поэт мог знать все тонкости жизни и быта тех о которых пел? Секрет гениальности...

А статью о дворовом советском воспитании я всё же напишу.

А как вы относитесь к творчеству Владимира Высоцкого?

P.S. Дорогие друзья!

Совершенно неожиданно, в общении с одним комментатором возникла тема о крылатых, ушедших в народ словах и выражениях Владимира Высоцкого, таких как:

"Если друг оказался вдруг и не друг и не враг - а так..." или
"Где деньги, Зин?"

Продолжим?!

"Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют."

"Настоящих буйных мало — Вот и нету вожаков!"

"Пророков нет в отечестве своём,- Но и в других отечествах - не густо"

"Но ясновидцев — впрочем, как и очевидцев — Во все века сжигали люди на кострах"

"Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин."

Добавляйте в комментариях!

Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!

►►► Эти статьи могут заинтересовать вас:

Как история России отражается в именах детей? Необычные имена

"Справа кудри токаря, слева - кузнеца». Почему автор слов "Уральской рябинушки" так и не разрешил подобный вопрос в своей жизни

Наблюдения дворянки за жизнью и бытом крестьян. Рождение, взросление, женитьба. Многое ли изменилось с тех пор?

«Роддом – Детдом – Школа-интернат – Производство» - таким должен был быть жизненный путь советского человека по мысли Н. Хрущева

Как пьянство и алкоголизм влияли на судьбы знаменитых людей.