Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Главный средний самоход Красной Армии в годы Великой Отечественной войны

История серийных самоходных артиллерийских установок СУ-85

То, что история любит двигаться по спирали, давно не новость. В полной мере это касалось и истории советской средней самоходной артиллерии. Изначально предполагалось, что Красная Армия получит истребитель танков на базе Т-34 с круговым сектором обстрела. Дальше база несколько раз база менялась, а затем изменилась и концепция. Вместо истребителя танков получилась штурмовая САУ, финальная ее конфигурация известна как СУ-122. Но уже весной 1943 ситуация изменилась. Выяснилось, что Красной Армии больше нужна не штурмовая САУ, а скорее истребитель танков.

Одна из первых серийных СУ-85.
Одна из первых серийных СУ-85.

Поскольку задание было срочным, а главное новая САУ не должна была сильно отличаться от предшественницы, пространства для маневра оказалось мало. Результатом стало то, что общая компоновка боевого отделения была схожа с СУ-122. По большому счету, главным выбором стало орудие, которое ставилось в рубку СУ-85. По итогам 8 августа 1943 года на вооружение Красной Армии приняли СУ-85-II с орудием Д-5С-85 разработки КБ завода №9. Индекс сократился до просто СУ-85, данная боевая машина стала самой массовой советской средней самоходной артиллерийской установкой в годы Великой Отечественной войны.

В серию они пошли "с колес", то есть сразу после СУ-122.
В серию они пошли "с колес", то есть сразу после СУ-122.

Принятие СУ-85-II на вооружение совсем не означало, что и сама САУ, и ее орудие полностью устраивают. Касалось это и боевого отделения, на тесноту которого жаловались со времен СУ-122. Больше того, в особом мнении комиссии по испытаниям Л.И. Горлицкий предлагал дать УЗТМ задание к 1 сентября 1943 года разработать чертежи на СУ-85 с расширенным боевым отделением. Это предложение приняли и в конце сентября возглавляемое Горлицким начало проектную работу (ей посвящен отдельный материал). Но дальше проектов дело не продвинулось, ибо стало не до того, к тому же увеличение габаритов рубки означало и рост боевой массы.

Серийную машину, по сравнению с СУ-85-II, несколько доработали.
Серийную машину, по сравнению с СУ-85-II, несколько доработали.

Хватало работ и для завода №9, поскольку Д--С-85 стала, можно сказать, лучшей из худших. Орудие испытаний не выдержало, но разработки ЦАКБ получились еще хуже. При этом текст постановления ГКО №3892сс "Об организации производства 85 мм самоходных артустановок на базе танка Т-34 на Уралмашзаводе" диктовал жесткие сроки. Для обеспечения производства СУ-85 завод №9 обязали подать в августе 1943 года 110 систем Д-5-С-85, причем первые орудия должны были поступить уже 23 числа. В сентябре количество поступивших систем данного типа увеличивалось до 170 штук.

Касалось это и колпака командира.
Касалось это и колпака командира.

И это еще полдела. УЗТМ предстояло существенно увеличивать объемы выпуска САУ, а до того в Свердловске никогда не выпускали больше 100 СУ-122 в месяц. Тормозящим фактором был Т-34, производившийся параллельно. Согласно постановлению ГКО №3892сс, 25 августа 1943 года начинался выпуск СУ-85, при этом до конца месяца завод должен был сдать 100 машин данного типа, а в сентябре производственный план увеличивался до 150 штук. Впрочем, первый шаг к нормализации ситуации сделали. Август 1943 года стал последним месяцем, когда УЗТМ выпускал Т-34. Далее в Свердловске производили только САУ. Ценник у СУ-85, к слову, остался тот же, что и у СУ-122, составив 166500 рублей.

На него ставили приварки для усиления брони.
На него ставили приварки для усиления брони.

Надо сказать, что на УЗТМ четко придерживались спущенного сверху плана. Уже 26 августа 1943 года первые две СУ-85 вышли на заводские испытания. Машины 1-й серии (так именовалась установочная партия) не сильно отличались от СУ-85-II. Была топливная система и электрооборудование, люк панорамы расширили на 100 мм вправо и на 150 мм назад, ввели экранировку колпака на месте командира, а панораму на ней сместили на 30 мм вперед и на 100 мм вправо. Амбразуру под орудие в лобовом листе доработали по типу СУ-122М, сместили пистолетный порт в правом борту рубки. Экипаж серийной СУ-85 составлял 4 человека, ибо замковой стал ненужен. Наконец, по непонятным причинам отказались от вытяжных вентиляторов.

Ранняя орудийная установка.
Ранняя орудийная установка.

Главной задачей заводских испытаний стала проверка надежности серийных орудий, поэтому вместо положенных 200 выстрелов сделали больше. Из орудия №105 произвели 251 выстрел, а из орудия №11 – 300 выстрелов. В целом испытания стрельбой орудия выдержали, но имелись претензии к подвижной бронировке. Она цеплялась за «пояс», прикрывающий карман неподвижной бронировки. Это, в свою очередь, увеличило усилие на маховиках механизмов наведения. Испытания орудия выдержали, но комиссия составила список переделок, которые требовались в орудиях сентябрьского выпуска. Что же ходовых испытаний, то их выдержала одна машина, прошедшая 300 километров. Вторая сломалась на 235-м километре – вышла из строя водяная помпа. Плюс вполне рядовые для СУ-122 и Т-34 проблемы с резиновыми бандажами опорных катков.

К ней набралось немало претензий.
К ней набралось немало претензий.

С планом на август 1943 года завод успешно справился, а сентябрь сдали 152 СУ-85, то есть на 2 больше заданной программы. В октябре вместо 160 САУ сдали 162 машины. Вместе с тем, имелась некоторая неритмичность сдачи, виновником стал завод №9, подававший орудия нерегулярно. В ноябре подача орудий шла уже без рывков, вместо 165 машин в Свердловске сдали 166 СУ-85. Перевыполнен оказался и декабрьский план – 176 СУ-85 при заданных 175. При этом завод потянулся еще и с точки зрения качества продукции. Например, в ходе гарантийных испытаний СУ-85 сентябрьского выпуска машина успешно прошла 1000 км пробега. Лишь опорные катки, ставшие проблемой для всех машин на базе Т-34, отличались не самой высокой надежностью.

Новый спусковой механизм.
Новый спусковой механизм.

Вместе с тем, имелись и проблемы, которые отмечались в ходе производства САУ. Одним из наиболее существенных конструктивных дефектов стала подвижная бронировка, точнее, ее крепление. Крепилась она всего на четырех болтах, проблема провисания бронировки после интенсивной стрельбы являлась системной. На заводе дефект частично устранили путем замены одного из амортизаторов двумя металлическими прокладками. Тем не менее, стало очевидно – деталь требует замены. Чертеж новой бронировки (деталь 83-31-03), которая крепилась на 6 болтах, утвердили 16 сентября 1943 года, а в серию ввели с 95-й машины октябрьского выпуска. Еще раньше, в сентябре 1943 года, изменили спусковой механизм, к которому также имелись нарекания.

Также оперативно ввели и новую орудийную установку.
Также оперативно ввели и новую орудийную установку.

Более заметным внешним изменением конструкции СУ-85 выпуска сентября 1943 года стал переделанный колпак командира. 28 августа 1943 года утвердили улучшенную версию, с утолщенными до 45 мм стенками, это позволило избавиться от экранировки. Новый колпак ввели с 20 сентября 1943 года. С 1сентбяря 1943 года сместили ящики ЗИП, также в сентябре переделывали боеукладку с левой стороны. С 1 октября рядом колпаком командира добавили ручку. С 8 октября ввели улучшенную конструкцию торсионов компенсатора люка механика-водителя. Он, кстати, с самого начала отличался от люка Т-34: с внешней стороны на нем имелась буква "С", чтобы не путать с танковым люком.

В ноябре 1943 года появились запасные траки на лобовом листе.
В ноябре 1943 года появились запасные траки на лобовом листе.

В ноябре 1943 года также были введены изменения, которые повлияли на внешний вид СУ-85. Одни из них стало введение крепления запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса. Ввели их 20 ноября 1943 года, одновременно на люке для панорамного прицела появились торсионы, что упростило его открывание, а также улучшили его уплотнители. Также в ноябре переделке подверглась система воздушного пуска двигателя, а в кармане неподвижной бронировки ввели отверстие для слива скопившейся воды. Менялась СУ-85 и в декабре 1943 года. Поручни на бортах и корме рубки, а также на надмоторной плите упростили. Также упростили пистолетные порты, убрав козырьки.

Нанесение зимнего камуфляжа в цеху.
Нанесение зимнего камуфляжа в цеху.

Дальнейшие изменения конструкции САУ оказались связаны с орудием. Дело в том, что в 20-х числах декабря 1943 года задание на выпуск Д-5С-85 получил завод №8, который, после разделения на завод №8 и завод №9, занимался производством буксируемых орудий. В том числе и выпуском зенитных орудия 52-К, имевших ту же баллистику, что и самоходная система, но существенно отличавшихся по конструкции трубы. К 1 февралю завод №8собрал 36 орудий, из них окончательно приняли 12 штук. Посильную помощь в организации производства оказывал завод №9. Вместе с тем, на заводе №8 приняли решение разработать собственную версию орудия, получившую обозначение Д-5С85А. А Д-5С-85 стала именоваться Д-5С85.

Подключение нового завода привело к появлению новой пушки.
Подключение нового завода привело к появлению новой пушки.

Первое такое орудие завод №8 построил в конце января 1944 года. Данная система, с точки зрения ствола и затвора, оказалась унифицирована с 52-К, но не совместима с Д-5С85. То же самое касалось и ограждения орудия. Инженер-подполковник Г.З. Зухер, старший военпред на УЗТМ, был против появления сразу двух орудий, поскольку возникали проблемы с ЗИП и основными деталями. Тем не менее, 28 января Д-5С85А прошла успешные испытания в СУ-85, а ее выпуску дали зеленый свет. В январе 1944 года испытали электроспуск орудия, причем его предполагали внедрять уже в феврале (но не ввели). Два вентилятора боевго отделения, которые испытали в опытном порядке, запускать в производство не торопились.

Перед вами не СУ-85, а СУ-85А. Правда, этот индекс завод вскоре сократил до СУ-85.
Перед вами не СУ-85, а СУ-85А. Правда, этот индекс завод вскоре сократил до СУ-85.

В январе 1944 года УЗТМ снова перевыполнил план, сдав 176 СУ-85, а вот февраль стал нервным месяцем, и снова по причине срыва поставок орудий. В Свердловске всё же смогли сдать 176 САУ, но потратили немало нервов. Завод №9 при этом сдал 139 пушек, а завод №8 – 42, из них часть уже являлась Д-5С85А. Чтобы не путать друг с другом самоходные установками с разными системами, их стали отличать по индексам. Машины с системами Д-5С85А стали именоваться СУ-85А. За март 1944 года количество поставленных Д-5С85 составило 102 штуки, а Д-5С-85А – 89 штук. При этом из 191 машины, сданных в марте 1944 года, 112 являлось СУ-85, а 79 – СУ-85А. На самом заводе их не делили, но СУ-85А получали серийные номера, которая заканчивались буквой А (например СУ 403462А).

Типичная СУ-85 выпуска весны-лета 1944 года.
Типичная СУ-85 выпуска весны-лета 1944 года.

СУ-85 постепенно дорабатывалась в течение зимы-весны 1944 года. Наиболее заметным изменением стало введение укороченных поручней на бортах рубки. Случилось это примерно в марте 1944 года. Тогда же произошло смещение пистолетного порта в правом борту. С 20 февраля 1944 года ввели новые петли люка под панораму. В марте 1944 года кромки под амбразуру орудийной установки стали подрезать, а в отверстиях под пистолетные порты ввели фаски. Что же касается орудийной установки, то с января 1944 года изменилась конструкция подпятника, а в феврале переделали кронштейн поворотного механизма. Наконец, в 1-м квартале 1944 года ввели сиденье наводчика с регулировкой по высоте. На отсутствие такой возможности поступало много жалоб из войск.

На этой САУ катки еще в перфорацией бандажей.
На этой САУ катки еще в перфорацией бандажей.

Ситуация, когда САУ оснащалась двумя орудиями, не совместимыми по ряду деталей, не выглядела нормальной. По этой причине какой-то системе предстояло уйти. Ушла Д-5С85, поскольку танковую версию выпускать прекратили, а завод №9 переходил на массовый выпуск 122-мм орудий Д-25 с клиновым затвором. Из 200 сданных в апреле СУ-85 большинство, то есть 175 штук, относились к версии СУ-85А. Уже в мае все из 205 сданных машин относились к версии СУ-85А. Дальнейшие изменения происходили и в июне 1944 года (ближе к концу месяца). В это время ввели, наконец, электроспуск орудия. Также внедрили бандажи опорных катков без перфорации. Выпускать их начал завод №713, который обеспечивал УЗТМ бандажами. Последним изменением стало введение вентиляторов. Случилось это где-то летом 1944 года.

Окончательно перфорация исчезла к концу лета 1944 года.
Окончательно перфорация исчезла к концу лета 1944 года.

Надо сказать, что к лету 1944 года СУ-85 сформировалась окончательно. Также окончательно наладился выпуск данных САУ на УЗТМ. В течение июня-августа 1944 года завод ежемесячно выпускал по 210 САУ данного типа. Вместе с тем, было уже очевидно, что вскоре выпуск СУ-85 прекратится. Летом 1944 года УЗТМ готовился к освоению СУ-100, которая заметно отличалась по ряду элементов. Так или иначе, за период с августа 1943 по август 1944 года сдали 2335 СУ-85, и это не считая еще промежуточной САУ - СУ-85М.

Подбитая СУ-85 самых поздних выпусков.
Подбитая СУ-85 самых поздних выпусков.

В отличие от предшественницы, СУ-85 попали на фронт быстро. Уже во второй половине сентября 1943 года первые СУ-85 оказались в строевых частях. При этом штаты самоходных артиллерийских полков, обкатанные на СУ-122, менять не стали. Согласно штату №010/483, в САП находилось 4 батареи по 4 СУ-85, плюс 1 Т-34 в роли командирской машины. Как это часто бывает с новыми машинами, поначалу из частей стали поступать сигналы о различных дефектах. Прежде всего, это касалось системы Д-5С-85, но хватало и других неполадок.

Под самый конец появился, наконец, вытяжной вентилятор.
Под самый конец появился, наконец, вытяжной вентилятор.

Одной из довольно частых неисправностей оказалась поломка торсиона люка механика-водителя, что заставило его переделывать, причем в несколько этапов. Приходили жалобы и на трещины в листах, правда, такие дефекты не носили такого массового характера, как это было в свое время с СУ-122. Имелись дефекты и в моторно-трансмиссионной группе. Наконец, отмечалась недостаточная вентиляция боевого отделения, что и привело к появлению конструкции с двумя вентиляторами. Правда, ввели ее только при переходе на СУ-85М/СУ-100.

В бой СУ-85 пошли довольно быстро.
В бой СУ-85 пошли довольно быстро.

Как и предполагалось изначально, основной задачей СУ-85 стала борьба с вражеской бронетехникой. Собственно говоря, летом 1943 года ровно то же самое входило в основные задачи СУ-122, но у СУ-85 это получилось лучше. Одним из примеров стало использование 1440 САП 7-го механизированного корпуса, успевшего повоевать на СУ-122. На предыдущих САУ полк безвозвратно потерял 6 машин, при этом записав на свой счет 19 танков и 3 САУ подбитыми, а также танков 15 сожженными. За время применения СУ-85 полк безвозвратно потерял 5 машин, записав на свой счет 18 танков, из них 6 опознав как Pz.Kpfw Tiger Ausf.E. Все оставшиеся СУ-85 имели по несколько попаданий в лоб корпуса. Снаряды оставили лунки глубиной до 25 мм, которые заваливались электросваркой.

Ремонтная машина с катками внутренней амортизации.
Ремонтная машина с катками внутренней амортизации.

Интересным моментом было то, что на потери прямым образом влияло применение САУ. Все потери 1440-го САП пришлись на начальный период применения, когда САУ пытались применять как танки. После того, как СУ-85 стали применять по назначению, ситуация тут же поменялась. Как правило, машины шли за танками на дистанции от 200 до 300 метров. По словам экипажей, лобовая броня "Тигра" пробивалась на дистанции 600-800 метров, а борт на дистанции 1200-1300 метров. Вполне эффективной оказалась машина и как средство поддержки пехоты. Кстати, даже в руководстве по применению СУ-85 указали, что это не танк. Правда, некоторые инструкции не читали, тем не менее, на фронте периодически занимались "внушением".

Пехоту СУ-85 возили регулярно.
Пехоту СУ-85 возили регулярно.

Надо сказать, что еще в конце 1943 года было очевидно, что Д-5С-85 способна поражать не все цели. Например, "Пантеру" в верхний лобовой лист корпуса ее бронебойный снаряд не мог пробить даже почти в упор. Тем не менее, СУ-85 стали одними из самых результативных САУ Красной Армии. Одним из наиболее известных эпизодов стал бой экипажа лейтенанта В.С. Крысова из 1454 САП, состоявшийся 22 ноября 1943 года. Находясь в засаде южнее Ястребня, машина Крысова совместно с артиллерией и СУ-85 младшего лейтенанта Макарова умудрились отбить атаку примерно 60 немецких танков, из них 11 «Тигров». В общей сложности Крысов подбил 3 танка, еще один был уничтожен совместно с Макаровым.

В Румынии, лето 1944 года.
В Румынии, лето 1944 года.

Через месяц, 29 декабря 1943 года состоялся бой за деревню Антополь-Боярк, в котором отличился лейтенант В.А.Курочкин. Воюя с оппонентами Крысова из дивизии LAH, экипаж Курочкина умудрился переиграть двух «Тигров» и уничтожить один из них. Позже Курочкин этот эпизод опишет в повести "На войне как на войне". Ставший знаменитым по одноименному фильму Малешкин – это одополчанин Курочкина, повесть написана в его память. В фильме, правда, роль СУ-85 сыграли СУ-100.

Зима 1944-45 гг, Висло-Одерская операция.
Зима 1944-45 гг, Висло-Одерская операция.

Даже после появления Т-34-85, которые к лету 1944 года догнали и перегнали СУ-85, последние оставались эффективным средством усиления. Также они оставались до конца Великой Отечественной войны самыми массовыми советскими средними САУ. Теряли их много - за 1944 год безвозвратные потери составили 1085 штук, при этом на начало января 1945 года в частях находилось 962 САУ данного типа (а всего числилось 1231 САУ). СУ-100 к тому моменту в войсках было всего 168 штук из 513 имевшихся. Уже после войны ситуация стала резко меняться. СУ-100 превосходили СУ-85 во всем, поэтому их начали списывать.

"Дошли до Германии"
"Дошли до Германии"

Так получилось, что до недавнего времени сохранившихся СУ-85 было известно всего несколько штук. Причем с орудиями их имелось еще меньше. Дело в том, что после войны часть САУ переделали в инженерные машины и тягачи. Но постепенно СУ-85 возвращаются к своей изначальной конфигурации. Ныне они, конечно, находятся в тени СУ-100, более удачных и прослуживших на порядок дольше. Тем не менее, получилась очень достойная боевая машина, далее эволюционировавшая в самую удачную советскую среднюю САУ.

Список источников:

ЦАМО РФ

РГАСПИ

РГАЭ

РГАКФД

Другие статьи по советским средним САУ 1943-45 гг:

История создания самоходной артиллерийской установки СУ-85

Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-85 (СУ-85А) из коллекции Музея отечественной военной истории

Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-85 из коллекции военно-исторического клуба "Капонир"

Работы по модернизации самоходной артиллерийской установке СУ-85, проводившиеся под руководством Л.И. Горлицкого в 1943 году

Рассказ об опытном образце СУ-85 с командирской башенкой, созданный на УЗТМ в конце 1943 года

История создания СУ-100, лучшей советской средней САУ времен Великой Отечественной войны

Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-101 (Уралмаш-1), находящейся в Техническом центре парка "Патриот"

История самоходной артиллерийской установки SD-100, чехословацкой версии СУ-100