История самоходной артиллерийской установки SD-100, чехословацкой версии СУ-100
В истории мирового танкостроения более чем хватает случаев, когда приходилось напрямую использовать зарубежные наработки. Вплоть до прямого копирования. Такое обычно случалось по той причине, что собственные работы, по той же теме, буксовали. Таким образом поступали в целом ряде стран. Обычно речь шла о том, чтобы творчески переделать чужую разработку и адаптировать под собственные нужды. Вместе с тем, хватало случаев, когда приходилось прибегать к прямому копированию зарубежной разработки.
Среди стран, которые оказались вынуждены заниматься прямым копированием зарубежных образцов военной техники, оказалась Чехословакия. Такова оказалась плата за долгий простой чехословацкой танкостроительной программы. Собственные танки, особенно средние, Чехословакия не разрабатывала с 1942 года. Результатом стало то, в 50-е годы пришлось запускать в серию советские образцы бронетанковой техники. В их числе оказалась SD-100, так в Чехословакии именовали СУ-100.
Первое время, конечно, чехословацкая промышленность пыталась делать что-то своё. Сначала появились проекты самоходной артиллерии на базе Škoda T-22, но их вряд ли воспринимали всерьёз. Мало того, что шасси, как такового, не имелось, так еще и база устарела в 1941 году. Зачем вообще было это городить, вопрос. Затем появилась более разумная альтернатива в виде проектов самоходных артиллерийских установок на шасси перспективного танка TVP. Впрочем, и там существовала проблема под названием шасси. Проектировать можно что угодно, а вот даже построить опытный образец - уже проблема.
Между тем, к концу 40-х ситуация с чехословацкой самоходной артиллерией выглядела далеко не лучшим образом. За счет того, что удалось привести в порядок ряд образов немецкого производства, разношерстный парк самоходной артиллерии увеличили. 124 SD 75/40N и 249 SD-I - это вполне прилично. Другой вопрос, что на тот момент они устарели, а новых образцов не ожидалось. Логика подсказывала, что есть два способа решить данную проблему - либо закупать необходимые образцы за рубежом, либо организовать их производство у себя. Самое забавное, что в Чехословакии решили воспользоваться обоими вариантами решения проблемы.
Так сложилось, что безальтернативным решением стало получение советских самоходных артиллерийских установок СУ-100. В Чехии нередко данное решение называют политическим, но если включить мозг и подумать, выяснится, что никаких других альтернатив у чехов просто не было. TVP они могли полировать еще лет 5, может 10, и ничего бы не получилось. Если кто-то хочет громко кричать, пусть смотрит историю танка Leták, который чехословацкие инженеры создавали вместо ПТ-76. Дальше макета дело не продвинулось, а вот OT-62, чехословацкая версия БТР-50, стала массовой.
Да, СУ-100 перестали выпускать еще в 1948 году, но даже в Советской Армии эти САУ некоторое время были безальтернативными. Т-54 рождался в больших муках, а 85-мм пушка С-53, которая стояла на Т-34-85 и Т-44, считалась недостаточно мощной еще в 1944 году. Поэтому СУ-100 являлась средством усиления танков, по крайней мере до того момента, пока не произойдет переход на Т-54. Случилось это даже не в конце 40-х, а в начале 50-х годов, поэтому СУ-100 уходила долго. А еще был один тонкий момент, напрямую связанный с производственными вопросами. В июле 1949 года MNO приняло решение об организации выпуска в Чехословакии Т-34-85. Появление на горизонте СУ-100 выглядело логичным.
Решение MNO о лицензионном выпуске Т-34-85 было совсем не политическим решением. Нарисовать вы можете любой танк, а вот даже изготовить опытный образец - это уже другой вопрос. Про серийный выпуск и говорить не приходится. Так вот, соглашение о выпуске Т-34-85 подразумевало привлечение советской промышленности. Фактически предстояло организовать в Чехословакии производственную площадку, причем не одну. Какие это объемы затрат, любители влажных теорий обычно не задумываются. А еще есть такое понятие, как экономика. Она позже радиальным образом повлияла на размещение производственных площадок.
Поначалу кооперация по Т-34-85, а затем и по СУ-100, выглядела следующим образом. В Мартине, Словакия, был основан металлургический завод Kriváň n.p. Martin, некоторое время носивший имя Заводе им. Сталина (Závod J.V.Stalina, он же ZJVS). Здесь организовали корпусное и моторное производство. Также в Словакии, на заводе SMZ (Дубница-над-Вагом), организовали выпуск орудий. Сам завод являлся подразделением Škoda. Наконец, сборка танков, а затем и САУ была организована на паровозостроительном заводе ČKD Sokolovo. В начале 50-х годов советские заводы активно привлекали к помощи в организации выпуска. Без них Чехословакия, как и Польша, а также Китай, вряд ли бы смогла организовать массовый выпуск танков собственного производства.
Поначалу речь шла о том, чтобы хотя бы частично локализовать СУ-100. По крайней мере, с точки зрения вооружения. 13-14 декабря 1950 года в MNO состоялось совещание, на котором подняли вопрос установки 100-мм противотанковой пушки TPK A 20 разработки Škoda. Данная система имела прямое отношение к семейству TVP. Впрочем, PTK A 20, созданная на базе зенитной пушки R 11, была такой же "бумажной", как и TVP. Поэтому окончательное решение было за использованием 100-мм орудия Д-10С (100 mm SHK vz.44 S). А дальше появилась вполне серийная 100-мм противотанковая пушка 100 mm vz.53, разработанная Škoda с использованием наработок по 100-мм пушке БС-3. Произвели 600 штук, номенклатура боеприпасов как у Д-10.
Чехословацкая версия СУ-100, получившая обозначение SD-100, имела очень характерные признаки, которые частично достались ей от последнего производителя данной САУ. Несмотря на то, что разрабатывалась и выпускалась СУ-100 на УЗТМ, последним производителем являлся завод №174, Омск. Как и в случае с Т-34-85. Поэтому, конечно, УЗТМ в переписке упоминали, но омские признаки у SD-100 имелись по полной программе. Для начала, ступичные крышки опорных катков имели характерную форму, как и рисунок траков. Чисто омской оказалась конструкция кормового листа корпуса, включая петли, кожухи выхлопных труб, а также буксирные крюки. Также с изделий завода №174 перекочевала командирская башенка.
Вместе с тем, SD-100 от омских СУ-100 отличить несложно. Для начала, смотрите на качество литья орудийной установки и торцы броневых листов. Качество их обработки не в пример выше. Более очевидным моментом является порт связи с экипажем (кнопка), который появился с левого борта корпуса, в районе кормы. Получали его не только SD-100, но и СУ-100, которые чехословацкая армия получала с советских складов. Всего их передали 452 штуки. Также чехословацкие САУ, а также переданные СУ-100, получали характерные ограждения фар, унифицированные с чехословацкими Т-34-85.
Появление СУ-100 со складов было не случайным. Дело в том, что выпуск SD-100 шел медленно. Первые САУ сдали в 1953 году, за 2 года ČKD Sokolovo изготовил всего 129 машин данного типа. Далее, в 1954 году, окончательно решили, что выпуск танков, а также САУ перенесут в Мартин. Собственно, Т-34-85 там выпускать начали еще раньше, получалось как-то бодрее. За 1954-57 годы Мартине изготовили еще 641 SD-100, причем уже частично на экспорт. Для своей армии уже их хватало, а далее начался выпуск Т-54, с такой же пушкой.
Как и в случае с советскими СУ-100, их чехословацкие собратья использовались как средство усиления танковых полков. На пике службы их число достигало до трети состава полка. Всего в чехословацкую армию передали 460 SD-100, вместе с бывшими советскими СУ-100 сумма очень немаленькая. За счет этого удалось отправить на покой устаревшие САУ, в том числе немецкого производства. Служба SD-100 оказалась долгой (как минмум до 70-х годов), причем этих САУ, в отличие от ST-I или SD 75/40N, оставалось на складах хранения. Поэтому ситуации, когда их всего несколько штук по всему миру, явно не наблюдается.
Еще одним важным плюсом выпуска SD-100 стал ее экспортный потенциал. Первый крупный контракт был заключен в 1955 году с Египтом, всего туда уехало 148 САУ. В это же время контракт на поставку 36 SD-100 подписали с Сирией. Помимо собственных САУ, Чехословакия поставляла и советские СУ-100, включая и те, что имелись у нее самой на складах. Например, так СУ-100 оказались на Кубе и в Йемене. Деньги лишними не бывают. Впервые экспортные СУ-100/SD-100 воевали в 1956 году, далее были многочисленные конфликты, по большей части на Ближнем Востоке.
В результате сложилась ситуация, схожая с той, которая развивается вокруг T-40/75 N. На проверку часть САУ, которые продаются как СУ-100, оказываются бывшими чехословацкими машинами. Источников их появления два - либо бывшие трофеи ближневосточных конфликтов, либо бывшие склады чехословацкой армии. Поскольку люди часто не разбираются в предмете, получаются забавные ситуации. Это еще хорошо, что в Лаосе не было SD-100, а то и самоходки на Красной площади были бы чехословацкого производства.
Безусловно, наиболее упертые будут рассказывать влажные истории про злых коммунистов, которые не дали развиваться чехословацкому танкостроению. Но если посмотреть на ситуацию беспристрастно, то выяснится забавная деталь. В годы, когда орудовали коварные коммунисты, Чехословакия выпустила больше всего танков и САУ. Да и таких прибылей с продажи танков, как тогда, довоенная Чехословакия не видела. Так что чехословацкая компартия всё правильно сделала. В полной мере это касалось и ориентации на лицензионный выпуск Т-54, Т-55, Т-72 итд.
Список источников:
The Czechoslovak Army 1945–1954, Peter Brojo, Josef Studeny, Capricorn Publications, 2012
forum.valka.cz
Mgr.Martin Dubánek — Od bodáku po tryskáče — Nedokončené Československé zbrojní projekty 1945-1955, Mladá fronta 2011
eBay
Архив автора
РГАЭ
Другие статьи по советским средним САУ 1943-45 гг:
История создания самоходной артиллерийской установки СУ-85
Рассказ об опытном образце СУ-85 с командирской башенкой, созданный на УЗТМ в конце 1943 года
История создания СУ-100, лучшей советской средней САУ времен Великой Отечественной войны