В нашей отрасли (я занимаюсь архитектурной керамикой, если кто не знает), открытия случаются не часто. Мастерские и производства прошлого известны специалистам очень хорошо, описаны в статьях и каталогах, представлены в музеях, короче скука беспросветная. Но бывают и приятные сюрпризы. Редко, конечно, но тем они и ценны.
Не мне вам объяснять, что тела при нагревании расширяются. Тела печей и каминов не исключение и расширяются при нагреве весьма ощутимо. Поскольку главный смысл печки обычно не в красоте, а в нагревании воздуха в помещении, их строят с использованием глиняного раствора, а не извести или цемента, потому что глиняный раствор позволяет печи увеличиваться и уменьшаться с минимальными повреждениями. А заодно глиняный раствор легко размачивается водой и дает возможность разобрать печку не ломая кирпич и изразцы.
Средний срок эксплуатации отопительной печи от ремонта до ремонта составляет примерно 20 лет и зависит от интеллектуальных способностей истопника. Если он неторопливый обстоятельный Порфирий Палыч, у которого печь топится неспеша, поддувало настежь не раскрыто и печь прогревается постепенно, то ремонт может и вовсе не понадобится никогда. Только сажу из дымоходов будет удалять периодически и все. А вот если он бестолковый Вовка Суматохин и топит печь так, что из трубы языки пламени выскакивают, как из кузнечного горна, то ремонт такой печке может понадобиться и через год после постройки. В общем, как обычно, все зависит от пользователя. "То же мне открытие нашел", - скептически скажете вы, но без этого небольшого введения будет непонятно дальнейшее. Короче, позвали нас поучаствовать в ремонте двух каминов на Валааме. На острове печи и камины не прихоть, а иногда единственный способ отопления. Вот этот камин. Старенький, облезлый, но вполне рабочий. Нужно его аккуратно разобрать и построить заново, потому что время пришло:
Смотрю я на этот камин и понять не могу что с ним не так. Вроде бы серийные изразцы финского завода Або. Ничего особенного. Но... рельеф какой-то робкий, неуверенный, грубоватый.
Сначала я решил, что это из-за росписи масляной краской. Раньше можно было приобрести как изразцы, покрытые глазурью, так и не покрытые. Неглазурованные изразцы значительно дешевле глазурованных. Но не может же масляная краска настолько менять рельеф? Сравните. Вот изразец Або с тем же узором, но покрытый глазурью:
Что-то тут не так. Не могут серийные изразцы, которые производят в стандартных формах настолько отличаться друг от друга. Никто не лепит эти узоры вручную листик за листиком. Точнее скульптор-то лепит, конечно, но из пластилина и только один раз. Потом с модели, созданной скульптором, снимается рабочая форма, а при помощи этой формы можно изготовить из глины хоть сто тысяч одинаковых изразцов. Каждый, кто в детстве пользовался формочками для песка имеет довольно точное представление о том, как тиражируются подобные вещи. И каждый, кто лупил совочком по формочке, чтобы она снялась с песочной машинки понимает, что машинка из формочки всегда получается одна и та же. Не может такого быть, чтобы у одной окошко было побольше, а у другой поменьше. У одной 2 колеса, а у другой 3. Нет. Они как клоны неразличимо идентичны друг другу. А тут все какое-то не такое. А еще на изразцах каминной полки какие-то внезапные картуши:
Такого рельефа у завода Або я не видел вообще. Обычно с этим видом изразцов соседствует такая полка. Безо всяких картушей:
Единственный способ хоть как-то пролить свет на происхождение непонятных изразцов можно по клейму, которое обычно ставится на изнаночной стороне изразца производителем. И... на первых изразцах никакого клейма не обнаружилось. Вообще. Кропотливо и аккуратно, как археологи, камин разбирали лучшие печники под руководством мега-специалиста своего дела Андрея Бовыкина. Разобрали до половины и внезапно увидели вот что:
"Ого!" - сказали мы.ВМ" - это стандартное клеймо Валаамского монастыря. На каждом кирпиче, произведенном на острове, стоит такое клеймо. Н и к т о и н и к о г д а не слыхал о том, что на Валааме была своя мастерская, производившая изразцы. Но вот этот изразец говорит, что она была! Видимо это их первые попытки освоить технологию. И поэтому они пытались скопировать самые распространенные в то время изразцы завода Або, но заодно и от себя внесли немного. Те самые картуши, например. Глазуровку они тогда еще не освоили, т.к. это более сложный технологический процесс, поэтому изразцы покрашены масляной краской. Но очевидно главное: эти неказистые изразцы были им очень дороги, т.к. из них построили камины не где-нибудь, а в алтаре главного собора монастыря. То есть в самом-самом важном и торжественном месте. Глазурованные и красивые изразцы завода Або я сфотографировал в том же соборе, но не в алтаре. Печь из них сложена в трапезной части того же храма и греет граждан не имеющих доступа в алтарь. Тоже ответственное место, конечно, но мне было непонятно почему в алтаре поставили более дешевые, раскрашенные масляной краской, а не глазурованные. После того, как увидел клейма, вопросы, конечно, почти отпали) В процессе разборки второго камина, который имеет уже гораздо более уверенную пластику рельефа, но по-прежнему покрашен масляной краской, а не глазурью, обнаружились и клейма поинтереснее, подтвердившие предположение о существовании изразцовой мастерской на Валааме:
"Труды иноковъ вал.монастыря" 1906 Странно сориентирована дата относительно текста, но лиха беда начало) Разобрались бы и с этим, если бы продолжили. Обратите внимание, какая огромная разница с первым клеймом. Тут уже почти ювелирная работа над шрифтом, а не "ВМ" от кирпичного клейма. Да и сами изразцы гораздо изящнее, хотя по-прежнему копируют чужие:
Вот такие они, открытия в мире керамистов.
Подписаться на Пикабу Познавательный. и Пикабу: Истории из жизни.