Время накануне Второй мировой было неспокойное. До ее начала, в 1936-1937 году, основная проектная организация страны в части автомобильной тематики - НАТИ, получила задание сделать на базе выпускавшихся тогда ЗИС-5 и ЗИС-6 полноценный полноприводный грузовик, естественно, служебного назначения. У вероятного противника СССР - Германии, такие машины были как в полугусеничном исполнении, так и на полном приводе. Все понимали, что времени оставалось мало, а полноприводный грузовик нужен был как воздух.
Уже к концу 1937 года коллектив инженеров НАТИ и Московского автозавода им. Сталина во главе с главным конструктором А.Н. Островцевым выкатили первый прототип - трехмостовый К1, который по сути был просто копией ЗИС-6 с ведущим передним мостом на простеньких ШРУСах собственной разработки.
Но потом от трехмостовой концепции отказались из-за слишком дорогой и дефицитной трансмиссии на два ведущих задних моста. Затем в 1939 году последовал более простой, надежный, но одновременно более тяжелый и мощный НАТИ-2К. Это уже был ЗИС-5, но с новым передним мостом и импортными ШРУСами. Именно эта машина и послужила в дальнейшем базой для разработки серийного образца, известного как ЗИС-32.
Технические особенности разработки
Интересно, что опытный НАТИ-2К на заднем приводе имел обычный мост от ЗИС-5, конструкция полностью идентичная, но передаточное число на главной передаче сделали чуть больше - вместо 6,41 получилось 7,67. Это должно было как-то компенсировать слабый двигатель при повышенных требованиях к тяге и грузоподъемности.
А дальше начались настоящие сложности. Передний мост НАТИ-2К должен был собираться на базе заднего моста от полуторки (ГАЗ-АА). Но это была не полная копия, а слегка доработанная версия. У Горьковского автозавода не было технической возможности запустить отдельное производство передних мостов для будущего ЗИС-32.
Проблему выпуска попытались решить на Московском автозаводе им. Сталина. Но не тут-то было. На Горьковском автозаводе использовалось оборудование американской компании Ford, поставленное при постройке автозавода. Естественно, в Москве, на заводе им. Сталина его не было, поэтому затея выпуска нужных деталей для переднего моста на базе агрегатов от полуторки закончилась ничем.
Кстати, мотор у полноприводного колесного вездехода был слабоват - всего 76 л. с., но считалось, что машина нескоростная, а на пересеченной местности хватит и этого.
Испытания и доработки
В целом уже в начале весны 1939 года НАТИ-2К был готов и прошел все необходимые испытания. Представители заказчика имели к машине массу замечаний - полноприводный грузовик был слишком сложным в обслуживании и эксплуатации для обычного шофера. И вообще, похоже, что руководство хотело бы видеть машину в полугусеничном исполнении.
У НАТИ были и такие прототипы, но они полностью проигрывали колесным грузовикам. Поэтому НАТИ-2К хоть и приняли к эксплуатации, но с обязательством упростить и доработать передний привод.
Работы по доработке передка перспективного серийного ЗИС-32 шли достаточно размеренно и планомерно. Инженеры искали способ решить проблемы с производством недостающих узлов главной передачи от полуторки. И такая ситуация длилась вплоть до ноября 1939 года, когда начались события в Финляндии.
Форсирование производства
Вот тогда оказалось, что ЗИС-6 явно не справлялся с доставкой грузов по пересеченной местности, а ЗИС-32 все еще пребывал в стадии доработок. Естественно, с началом событий принялись срочно дорабатывать грузовик, и решение было найдено буквально за несколько недель. На передок ЗИС-32 поставили задний мост от ЗИС-5, а ШРУСы были импортными - это были шарниры Spicer или более дорогие и капризные Rzeppa.
Одновременно на ЗИС-32 пришлось уменьшить ширину колеи, максимально облегчить и упростить раму и раздатку. И все равно машина получилась перетяжеленной более чем на 480 килограммов. Установка более мощного мотора от автобуса ЗИС-16 на 83 л. с. лишь немного улучшила ситуацию. Заодно увеличили объем бака и нарастили запас хода на одной заправке до 330 километров.
Форсирование работ по доводке ЗИС-32 упиралось в отсутствие импортных ШРУСов. Все это требовало больших расходов и специальных схем закупок. В общем, вопрос серийного выпуска ЗИС-32 отложили до окончания событий в Финляндии. Но уже весной 1940 года грузовик ЗИС-32 начали собирать ударными темпами.
Серийное производство и судьба модели
Машину собирали вплоть до момента эвакуации завода из Москвы осенью 1941 года. Всего было собрано 197 машин. Полноприводные грузовики первоначально направлялись в артиллерийские части, но большей частью возили грузы в тылу, как те же ЗИС-5 и ЗИС-6.
Интересно, что завод ЗИС перевели в Ульяновск, и там после возобновления производства на местных мощностях сделали более интересную версию ЗИС-32 с американским дизелем 3-71 компании General Motors. Эксперты говорят, что получился очень интересный и достаточно надежный грузовик, но в то время заниматься им было попросту некому. К тому же практически все эксплуатируемые ЗИС-32 были потеряны в ходе событий 1942 года. Так что базы для дизеля практически не осталось.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв