Найти в Дзене
Автовод со стажем

Пропустил поворот и заехал на островок: можно ли так делать? Изучил ПДД и рассказываю

Оглавление

Чтобы было понятно, речь идет о направляющем островке, который образуется при разделении двух полос с разводом их в разные стороны. В месте, где одна или две полосы отделяются от основного потока, образуется острый клин, который вдобавок получает разметку «галками» как полноценный островок безопасности.

Новички и просто невнимательные водители зачастую просто не успевают перестроиться на нужное направление, поэтому пытаются исправить положение, просто переехав островок. Является ли такой поступок нарушением ПДД? Тема достаточно запутанная и давно служит предметом споров многочисленных юридических контор и адвокатов.

Отличия островков безопасности от направляющих

Первое, на что важно обратить внимание, - это возможные отличия. Клин между расходящимися полосами может быть островком безопасности и непосредственно примыкать к пешеходному переходу. В этом случае даже простой наезд колесом на граничную разметку, не говоря уже о полноценном пересечении островка безопасности с разметкой перехода, будет нарушением ПДД.

В этой зоне могут находиться пешеходы, и соответственно угроза их здоровью карается как минимум штрафом. Но есть еще направляющие (разделительные) островки - функционально это техническая территория, хотя формально остается проезжей частью. Это важно, так как водитель, прокатившийся посреди многополосной дороги по чему-то, что не является проезжей частью, тоже автоматически превращается в нарушителя Правил дорожного движения.

Юридическая неопределенность и практика применения

А вот дальше начинается полная путаница. Водителей, прозевавших островок и свернувших по нему в нужную полосу, как правило, штрафуют либо инспекторы ГИБДД, либо системы автоматической видеофиксации нарушений. Интересно, что в обоих случаях основанием для оформления штрафа послужило якобы нарушение водителем п. 1.16.2 ПДД, за что полагается взыскание на основании статьи 12.16 КоАП. Штраф - 500 рублей.

Пересечение островка
Пересечение островка

Если заглянуть в текст «Правил дорожного движения», то окажется, что в пунктах 1.16.1-1.16.3 нет запрета на пересечение линии разметки. Это технические пункты, в которых просто приводится описание линии. Мало того, в ПДД нет запрета на пересечение «направляющего островка».

И даже в знаменитом пункте 9.7 Правил дорожного движения, где очень строго прописаны запреты на пересечение линий разметки, тоже не все так однозначно. Есть запрет на пересечение «сплошной» и «двойной сплошной» линий, а также условие для пересечения прерывистой, но о границе направляющего островка нет ни слова.

Логика движения и формальные нарушения

То есть когда машина движется по своей полосе и приближается к клину (направляющему островку), сначала идет прерывистая полоса, через которую можно перестроиться в соседний левый ряд. Далее по ходу движения появляется сплошная разделительная - ее, понятно, пересекать нельзя, а дальше начинается тот самый распределительный клин. Он ничего не разграничивает - за его границей нет ни обочины, ни тротуара, ни зебры, ни соседствующей полосы движения.

Тем не менее инспектор ГИБДД обычно составляет протокол по п. 9.7, мотивируя как пересечение при движении по полосе движения. Хотя водитель просто продолжает ехать в прежнем направлении, и формально это действительно выглядит именно так.

Дальше - больше: даже судьи и эксперты не могут конкретизировать суть, субъективную сторону нарушения. Умелый адвокат легко отобьет штраф в 1500 рублей на втором-третьем заседании суда. Конечно, это обойдется на порядок дороже, чем уплата штрафа, но это уже другой разговор.

Варианты выхода из ситуации

В общем получается, что ситуация патовая. Формально нет состава нарушения ПДД, но в реальности штраф нарисуют, и платить его будет дешевле, чем бороться за снятие. Теперь что касается остановки на направляющем островке - это один из вариантов выхода из ситуации. Правила не будут считать заезд на островок нарушением только если такой маневр был совершен по форс-мажорным обстоятельствам.

-2

Чаще всего это поломка автомобиля. Если включить аварийку и поставить знак, покопаться в моторном отсеке, а через 10 минут уехать в нужном направлении, то вполне можно избежать штрафа. Но, как показывает практика, это примерно один случай из десяти. Одному повезло, остальным девяти приходит штраф.

Часто водителям просто вынужденно приходится проезжать через направляющие островки. Например, в случае происшествия или опасного маневрирования другого транспортного средства. Тем не менее система видеофиксации нарушений и сами инспекторы все равно выписывают штрафы.

Выводы и практические рекомендации

Единственное адекватное, по сути, обоснование нарушения при пересечении направляющего островка можно встретить только в одном из ГОСТов, на которые ссылаются Правила дорожного движения.

В итоге получается, что в ПДД есть довольно путанные и косвенные отсылки на запрет пересечения направляющего островка. А еще есть определенная практика их применения с разбором реальных ситуаций как на уровне судов, так и контролирующих служб в структуре самой ГИБДД. И вердикт остается неизменным - наезд на островок является полноценным нарушением ПДД.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!