Найти в Дзене
Автовод со стажем

Почему ржавеют тормозные диски, и как этого избежать? Рассказываю

Оглавление

Чаще всего появление ржавчины обнаруживается при сезонной смене резины. Причем слесарей-шиномонтажников ржавый тормозной диск нисколько не удивляет - обычное дело, хотя владельцы авто часто демонстрируют удивление.

Ничего удивительного в том, что диск ржавеет, - нет. Это нормальное явление, правда, только в том случае, если на поверхности металла присутствует только тонкий ржавый налет, этакая коричневая патина. Если же ржавчина разбросана очагами и слой настолько толстый, что через него не проглядывается чистый металл, вот в таком случае точно есть повод проверить состояние тормозной системы.

Особенности материала тормозных дисков

Теперь о главном: тормозные диски ржавеют по причине того, что они изготовлены из чугуна определенной марки. Нет, не батарейного или канализационного, который валяется во дворах под ногами на каждом углу. Хотя в случае некачественных авто может и из батарейного.

Тормозной диск отливается из чугуна довольно сложного состава. В нем есть сера и фосфор - два "злейших врага" любой стали. Но в нашем случае благодаря этим двум элементам, а еще кремнию и некоторым другим, чугун приобретает важнейшие свойства - высокую стойкость к истиранию, высокотемпературному окислению и термическим ударам.

Иначе какой-нибудь любитель погонять с ветерком по мокрому асфальту при первом попадании в яму с водой остался бы без тормозов и вероятно без машины. Температура поверхности чугунного диска во время интенсивного торможения подскакивает до 400-500°С. А еще чугун легко лопается при сильном ударе, но при этом хорошо отводит тепло и в общем остается мягким материалом, мягче чем сталь.

Коррозия
Коррозия

При этом разогретый чугун активно контактирует с кислородом воздуха и водяными парами. А значит - ржавеет. Иногда даже удивляешься, что на диске образуется лишь тонкий налет ржавчины, а не вырастают толстые хлопья бурого цвета.

Нормальная ржавчина как признак качества

Так что небольшая ржавая пленка, появившаяся на поверхности из-за серы и фосфора, только подтверждает, что диск настоящий, из нужного сорта чугуна. Будь на его месте стальной, тормозные колодки намертво бы прикипели к поверхности после первой же активной поездки.

Что делать с поржавевшим диском? Да ничего особенного. Для начала нужно осмотреть на предмет наличия раковин и каверн. Чугун хоть и отличный материал, но разные дефекты на поверхности встречаются гораздо чаще. В процессе торможения верхний слой тормозного диска истирается, как бы аккуратно ни тормозил, а под ним могут быть те самые раковины.

А тут еще и ржавчина может забраться в такую раковину-каверну, а это очень нехорошо для прочности диска. Если такое явление обнаружено - идите к механику и ищите способ проточить или заменить диск. Оставлять нельзя - чугун или разрушится, или будет немилосердно изнашивать тормозные колодки.

Практические рекомендации по уходу

Если никаких проблем на чугунном диске не обнаружено, то достаточно брызнуть на ступицу и диск каким-нибудь силиконовым спреем. Это не для диска - на нем все равно все сгорает как в печке, силикон скорее для защиты нерабочей поверхности от воды и кислорода.

Керамика
Керамика

И еще одно, очень важно: обязательно проверяйте суппорт, шланги, поверхность колодок на замасливание или подтекание тормозной жидкости. Все, что попадает на раскаленный чугун, так или иначе повреждает его. Особенно тормозная жидкость - она довольно агрессивная по отношению к черным металлам, при этом проникающая способность как у керосина, легко забирается в любую микротрещинку на чугуне, и, естественно, пользы от этого никакой.

Альтернативы и выводы

Что касается керамических тормозов - они, конечно, эффективнее и надежнее, но только если настоящие. В смысле керамика тормозных дисков должна быть сделана по европейской технологии, а не самодельной. Можно, конечно, поставить керамику сомнительного производства, но это явно будет, как у Булгакова, - «осетрина второго сорта свежести».

Так вот, вывод следующий - лучше ставить заведомо нормальные тормозные диски из российского чугуна. Кстати, в России всегда умели варить качественный чугун, причем по шведским технологиям еще 150 лет назад. А в 90-е годы чугун экспортировали в Европу пароходами.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!