Найти в Дзене

Как защитить карточку товара на маркетплейсе?

Оглавление

С ростом популярности электронных торговых площадок у продавцов на маркетплейсах появляется больше проблем, связанных с защитой карточек своих товаров от несанкционированного копирования и использования информации, фотографий без разрешения правообладателя.
По смыслу статьей 1225, 1226, пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), карточки товаров на маркетплейсах являются охраняемыми объектами авторского права, хоть и прямо не поименованы в нормах закона, поскольку содержат в себе фотографические изображения и описания товаров. Именно поэтому владельцам карточек товаров принадлежит исключительное право, указанное в статье 1270 ГК РФ – использовать их любым способом по своему усмотрению.
Праву автора на использование произведения (в нашем случае карточки товара) корреспондирует обязанность третьих лиц не использовать информацию, содержащуюся в карточке, в коммерческих целях без разрешения правообладателя. За нарушение права автора ГК РФ предусматривает несколько видов ответственности:

  • возмещение убытков – статья 1252 ГК РФ;
  • компенсация – предусмотрена статьей 1301 ГК РФ, ее размер определяется судом в каждом конкретном случае.

Также за нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода предусмотрена административная ответственность (часть 1 статьи 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях):

  • для граждан – штраф от 1 500 рублей до 2 000 рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей.

За незаконное использование объектов авторского права в целях сбыта, совершенное в крупном размере (стоимость права на использование объекта (карточки товара) превышает 500 000 рублей) Уголовным кодексом Российской Федерации (части 2, 3 статьи 146) предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2, либо лишением свободы на тот же срок.
Исходя из практики суда по интеллектуальным правам, применительно к нарушениям исключительных прав, допускаемым в сети Интернет, правообладатель доказывает факт размещения информации, нарушающей его исключительное право, в сети Интернет:

  • доведение до всеобщего сведения объекта авторского права (фотографии из карточки или карточки целиком);
  • предложение к продаже товара, маркированного обозначением, сходным до степени смешения с товарным знаком обладателя авторского права и прочее.

Теперь поговорим о способах подтвердить авторское право:

1. Сохраняйте исходники – так вы сможете подтвердить, что первыми объекты (фотографии, описание товара) появились именно у вас. Копии файлов лучше заверить у нотариуса.
2. Храните файлы в облачном хранилище – в них сохраняется информация о дате создания файла и его загрузки. В случае необходимости предоставления информации в суд вы сможете обратиться к нотариусу, чтобы представить соответствующие заверенные скриншоты из облака.
3. Если заключаете договор на создание карточек (описаний и фотографий) – обязательно предусмотрите переход исключительного права на них заказчику от исполнителя, а также зафиксируйте передау прав на созданные в рамках договоры объекты актом приема-передачи. В противном случае исполнитель по договору сможет продать разработанные карточки товаров другим лицам, или запретить его использовать.
4. Депонируйте контент.

Депонирование представляет собой процедуру официальной фиксации авторских прав на карточку товара, размещенную на платформе электронной коммерции. Так, Депонирование подлежат изображения, тексты (описания, характеристики), графические элементы и видеоматериалы.

Срок защиты в таком случае составляет от 1 до 5 лет (все зависит от выбранного периода). Подробнее о процедуре депонирование расскажем в следующем месяце.

Как быть с контентом, который генерирует искусственный интеллект?

С карточки, сгенерированными при помощи инструментов искусственного интеллекта, вопросов ещё больше.

Во-первых, в российском законодательстве не урегулирован вопрос принадлежности контента, сгенер рованного ИИ, поскольку авторских правом может обладать только человек. Значит, авторство нейросети сразу отпадает (она — инструмент, а не субъект права).

Возможно, в этом вопросе все зависит от вклада владельца карточки в ее создание (задавал ли он подробные параметры нейросети). В любом случае, до сегодняшнего времени вопрос остро дискуссионный.

Нередко платформа, на которой происходит генерация контента, в пользовательском соглашении регулирует этот вопрос, поэтому обращайте на юридические документы на их сайте особое внимание (желательно до создания контента).

Чтобы быть уверенным, что ваша карточка, несмотря на ее создание нейосетью, будет уникальной:

1. Используйте сложные промпты;

2. Не ограничивайтесь одной итерацией при генерации карточки;

3. Самостоятельно редактируйте получившийся результат: изменяйте описание, редактируйте изобраения, максимально усложняйте карточку.

Источник: https://secrets.tbank.ru/blogi-kompanij/kartochki-tovara-s-nejrosetyami/?ysclid=mfzhnvg7r4306564515