Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Заимствованный пейзаж: Искусство, где горизонт становится твоим садом

Есть сады, что похожи на роскошные, но душные гостиные — всё в них расставлено по своим местам, каждый куст подстрижен, каждый камень лежит без права на движение. Их красота бесспорна, но заключена в железные тиски ограды. А есть иные — те, что не кончаются у забора. Они лишь рама, сквозь которую открывается бесконечная картина мира. Это сады с «заимствованным пейзажем», или, как называют это изящное искусство на его родине, в Китае, — цзецзин. Это не прием ландшафтного дизайна в привычном понимании. Это философия, тончайшая магия восприятия. Суть ее в том, чтобы сделать внешний, часто совершенно посторонний вид — далекий лес, горную вершину, колокольню соседней деревни, одинокое дерево на холме — неотъемлемой частью собственного сада. Это обман, но обман возвышенный, цель которого — не запутать, а расширить сознание, стереть навязанные границы и напомнить, что человек — часть большего целого. Заимствованный пейзаж — это диалог между рукотворным и природным, между малым и велики
Оглавление

Заимствованный пейзаж: Искусство рисовать мироздание за границами сада

Сад Храма Энцу-ин в Киото. 
Основан в 1647 году настоятелем Энцу Нандзеном как резиденция и место отдыха.
Сад Храма Энцу-ин в Киото. Основан в 1647 году настоятелем Энцу Нандзеном как резиденция и место отдыха.

Есть сады, что похожи на роскошные, но душные гостиные — всё в них расставлено по своим местам, каждый куст подстрижен, каждый камень лежит без права на движение. Их красота бесспорна, но заключена в железные тиски ограды. А есть иные — те, что не кончаются у забора. Они лишь рама, сквозь которую открывается бесконечная картина мира. Это сады с «заимствованным пейзажем», или, как называют это изящное искусство на его родине, в Китае, — цзецзин.

Императорская вилла Кацура (Киото, Япония). Сад.
Императорская вилла Кацура (Киото, Япония). Сад.

Что же такое этот «заимствованный пейзаж»?

Это не прием ландшафтного дизайна в привычном понимании. Это философия, тончайшая магия восприятия. Суть ее в том, чтобы сделать внешний, часто совершенно посторонний вид — далекий лес, горную вершину, колокольню соседней деревни, одинокое дерево на холме — неотъемлемой частью собственного сада. Это обман, но обман возвышенный, цель которого — не запутать, а расширить сознание, стереть навязанные границы и напомнить, что человек — часть большего целого.

Сады храма Рёан-дзи (Киото, Япония)
Сады храма Рёан-дзи (Киото, Япония)

Заимствованный пейзаж — это диалог между рукотворным и природным, между малым и великим. Это когда ты стоишь на крошечном мостике над ручьем в своем палисаднике, а взгляд твой, скользнув по ветке специально посаженной сосны, упирается в синеющую громаду гор на горизонте. И в этот миг гора становится твоей. Она — не просто вид из окна, она — главный акцент твоего сада, его кульминация. Ты не владеешь ею юридически, но ты встроил ее в свою повседневную эстетику, сделал частью своей души.

Сад Гэнкю-эн — традиционный японский ландшафтный сад, расположенный у подножия замка Хиконэ. Разбит в 1677 году. Дизайн вдохновлён китайскими императорскими садами династии Тан.
Сад Гэнкю-эн — традиционный японский ландшафтный сад, расположенный у подножия замка Хиконэ. Разбит в 1677 году. Дизайн вдохновлён китайскими императорскими садами династии Тан.

Как создается эта иллюзия бесконечности?

Создание заимствованного пейзажа сродни работе художника-пейзажиста, который пишет не только то, что видит, но и то, что чувствует. Это искусство кадрирования и наведения мостов между внутренним и внешним пространством.

Английский пейзажный парк Стоурхед
Английский пейзажный парк Стоурхед

1. Рамка и граница

Первый шаг — не спрятать ограду, а превратить ее в элемент картины. Арочное окно в стене беседки, просвет между стволами бамбука, изгиб ветви старой яблони — все это становится естественной «рамой», через которую мы смотрим на желаемый вид. Эта рамка направляет взгляд, отсекает все лишнее и концентрирует внимание на главном объекте — заимствованной дали.

2. Связующие звенья

Чтобы далекая гора не висела в пространстве как чужеродный плакат, ее нужно «привязать» к саду. Это делается с помощью растений, форм и цветовых акцентов. Если на горизонте — холмы, то на среднем плане можно высадить куртины растений с похожим, мягким силуэтом. Если заимствуется осенний клен вдали, то в самом саду стоит посадить его более скромного родственника, чья багряная листва будет вторить далекому огню. Камни в саду могут по фактуре и цвету перекликаться со скалами на заднем плане. Это создает ритм, визуальную перекличку, которая сшивает пейзаж в единое полотно.

Сад Исуи-эн в Наре
Сад Исуи-эн в Наре

3. Перспектива и наслоение

Классический сад всегда многослоен. Ближний план (декоративные кусты, камни), средний (более высокие деревья, беседка) и дальний (заимствованный вид) должны плавно перетекать друг в друга. Деревья на среднем плане служат кулисами, которые не закрывают вид, а лишь обрамляют его, создавая ощущение глубины и таинственности. Мы не видим всего сразу; пейзаж приоткрывается постепенно, заставляя зрителя мысленно путешествовать.

Сад Исуи-эн в Наре
Сад Исуи-эн в Наре

4. Пустота как содержание

Важнейший элемент — это пустое пространство, незаполненная лужайка, гладь пруда. Они служат «воздухом» картины, тем визуальным простором, который отделяет зрителя от заимствованной дали и подчеркивает ее величие. Бег воды в ручье, направленный в сторону открытого вида, также работает как проводник, уводящий взгляд за пределы сада.

Сады камней храма Рёан-дзи (Киото, Япония)
Сады камней храма Рёан-дзи (Киото, Япония)

5. Времена года и игра света

Мастер заимствованного пейзажа мыслит категориями не только пространства, но и времени. Как будет выглядеть его картина зимой, когда голые ветки откроют новые виды? Как сыграет с далеким лесом осеннее солнце на закате? Как преобразится вид в утренней дымке или в дожде? Эти изменения делают сад живым организмом, который никогда не бывает одинаковым.

Сад камней осенью
Сад камней осенью

Живые легенды: Сады, вдохнувшие в себя мир

Это искусство достигло своих вершин в Восточной Азии, но его отголоски можно найти и в европейских парках.

Императорская вилла Кацура (Киото, Япония)

Императорская вилла Кацура (Киото, Япония)
Императорская вилла Кацура (Киото, Япония)

Это, пожалуй, хрестоматийный пример. Прогулочный сад виллы построен вокруг большого пруда, и с каждой новой точкой обзора открывается тщательно выверенная картина, где ветви сосен обрамляют вид на далекие горы Хиэй и Араси.

Императорская вилла Кацура (Киото, Япония)
Императорская вилла Кацура (Киото, Япония)

Создается полная иллюзия, что эти священные для японцев горы являются центром композиции сада, его духовным и визуальным якорем.

Императорская вилла Кацура (Киото, Япония)
Императорская вилла Кацура (Киото, Япония)

Храм Мёхо-ин (Киото, Япония)

Храм Мёхо-ин (Киото, Япония).
Храм Мёхо-ин (Киото, Япония).

Знаменитый сад мхов Сайходзи, прилегающий к храму, использует технику сиакэй — «заимствованных видов».

Храм Мёхо-ин (Киото, Япония).
Храм Мёхо-ин (Киото, Япония).

Густая роща на границе сада не является его концом.

Храм Мёхо-ин (Киото, Япония).
Храм Мёхо-ин (Киото, Япония).

Она служит темным, насыщенным фоном, который оттеняет зелень мхов, и одновременно, сквозь редкие просеки, открывает виды на окружающие холмы, делая их частью уединенной и медитативной атмосферы сада.

Летний дворец (Пекин, Китай)

Летний дворец (Пекин, Китай)
Летний дворец (Пекин, Китай)

Грандиозный образец китайского садового искусства.

Летний дворец (Пекин, Китай)
Летний дворец (Пекин, Китай)

Озеро Куньмин здесь было искусственно расширено, чтобы усилить ощущение простора, а холм Долголетия с его пагодами и храмами спроектирован так, чтобы с любой точки у воды взгляд цеплялся за архитектурные доминанты, которые, в свою очередь, связываются с дальними горными цепями.

Летний дворец (Пекин, Китай)
Летний дворец (Пекин, Китай)

Весь комплекс — это гимн идее единения империи с окружающим ее миром.

Летний дворец (Пекин, Китай)
Летний дворец (Пекин, Китай)

Сады храма Рёан-дзи (Киото, Япония)

Сады храма Рёан-дзи (Киото, Япония).
Сады храма Рёан-дзи (Киото, Япония).

Даже знаменитый «сухой» сад камней, кажущийся полностью изолированным, использует этот принцип.

Сады храма Рёан-дзи (Киото, Япония).
Сады храма Рёан-дзи (Киото, Япония).

Низкая глинобитная стена, ограждающая его, не гладкая — она неровная, и ее верхний край, поросший мхом, создает мягкую, текучую линию.

Сады храма Рёан-дзи (Киото, Япония).
Сады храма Рёан-дзи (Киото, Япония).

Эта линия является рамкой, которая включает в композицию кроны деревьев за стеной, а в определенное время дня — и отражение неба. Таким образом, статичный сад постоянно меняется, заимствуя цвета и свет у внешнего мира.

Сады храма Рёан-дзи (Киото, Япония).
Сады храма Рёан-дзи (Киото, Япония).

Английские пейзажные парки (Стоу, Стоурхед)

-25

В Европе XVIII века, увлечённой восточной эстетикой, принцип заимствованного пейзажа был взят на вооружение.

-26

Вместо того чтобы огораживать владение, аристократы разбирали стены, чтобы живописные окрестности — холмы, пастбища, деревушки с церквушками — стали частью их владений.

-27

В Стоурхеде искусственное озеро и высаженные рощицы идеально кадрируют виды на старинную деревушку и храм, создавая идиллические, похожие на картины пейзажи.

-28

В конечном счете, сад с заимствованным пейзажем — это не про обладание, а про единение. Он учит нас смирению и мудрости. Мы понимаем, что не можем и не должны контролировать все. Иногда достаточно просто создать правильную рамку — и весь мир войдет в нее, даря нам ощущение гармонии и безграничной свободы. Это высшая форма садового искусства, где главным художником выступает сама природа, а человек — лишь благодарный зритель и чуткий соавтор.

Екатерина Серёжина