Ботанический сад Хантингтона (Huntington Gardens) в Сан-Марино, штат Калифорния, представляет собой одно из самых обширных собраний местных растений, включая множество редких и гигантских кактусов. Этот сад в пустыне был основан в 1907 году. Начавшись с небольшого участка на склоне Раймондского разлома, он разросся до своих нынешних размеров.
Уильям Хертрих, основатель сада, сначала привозил растения из местных питомников. Некоторые виды были собраны из частных домов, общественных парков и с юго-запада. Однако большинство растений, произрастающих в этом удивительном саду, были завезены из мексиканских пустынь.
На территории площадью 4,5 гектара представлено по меньшей мере два десятка семейств кактусов. Хантингтон был предан идее сохранения, коллекционирования и бережного отношения к естественной природе, включая все ее формы. В саду пустыни можно увидеть около 5000 различных видов пустынных растений, растущих на 60 ландшафтных клумбах.
Здесь можно увидеть агавовые (Agavaceae), алоэ (Aloaceae), наземные бромелиевые (Bromeliaceae), кактусы (Cactaceae), эхеверии, крассулы и седумы (Crassulaceae), молочаи (Euphorbiaceae) и фукьерии (Fouquieriaceae).
Одними из старейших растений в этом саду являются мощные нолины и бутылочные пальмы (Beaucarnea). Коллекция включает в себя 500 уникальных кактусов, среди которых особенно выделяется эхинокактус Грузона (Echinocactus grusonii) с крупными ярко-желтыми иглами. Некоторые из этих кактусов достигают возраста более 85 лет, что делает их поистине старейшими обитателями сада.
История этого места увлекательна. Яркие персонажи, такие как железнодорожный магнат Генри Э. Хантингтон, Уильям Хертрих, первый управляющий ранчо и бригадир, который изначально убедил Хантингтона в идее создания сада в пустыне, и Т. Харпер Гудспид, калифорнийский ботаник и автор книги «Охотники за растениями в Андах».
Экспедиции, открытия и (если читать между строк) грабежи.
Тайны (откуда взялись сотни тонн вулканической породы под названием «окалина», которые были доставлены примерно в 1931 году? По сей день никто не знает); перерыв в 15–20 лет во время Великой депрессии и Второй мировой войны; заморозки 1949 года, когда большая часть сада была покрыта снегом; тщательный и постоянно развивающийся процесс сбора, посадки, пересадки, размножения и проектирования.
Приехать сюда в качестве обычного посетителя — значит попасть в альтернативный мир тенистых деревьев причудливой формы, растений из Мексики, Австралии, Южной Америки и Африки; агав, суккулентов, бромелиевых, юкк, пуйа, кактусов и зарослей алоэ, цветущих огненно-красным, жёлтым, как лютики, и насыщенным, глубоким золотом.
Листья алоэ могут быть зубчатыми, с зазубринами, бугорчатыми, пятнистыми или с острыми шипами; гладкими, округлыми, заострёнными или расположенными ярусами; с розово-красной, оливково-зелёной или угольно-чёрной каймой.
Цвет суккулентов варьируется от бледно-зеленого до цвета морской волны, кислотно-зеленого, насыщенного изумрудно-зеленого и ржавого. У кактусов есть «лопасти», «руки», «рёбра», которые колышутся, как волны в море, и «причёски».
Цветки принимают форму свисающих колокольчиков кораллового цвета, кокетливых розовых бенгальских огней, хлопушек в форме леденцов. По спускающимся вниз дорожкам разносятся неописуемо сладкие ароматы; экзотические, манящие запахи из затерянного мира, к которому мы стремились — но так и не прикоснулись — всю свою жизнь.