О человеке - узком специалисте.
"Специализация - удел насекомых" ("Specialization is for insects")
Роберт Хайнлайн
Один из героев романа этого писателя говорит:
"Человек должен уметь менять пеленки, планировать вторжения, резать свиней, конструировать здания, управлять кораблями, писать сонеты, вести бухгалтерию, возводить стены, вправлять кости, облегчать смерть, исполнять приказы, отдавать приказы, сотрудничать, действовать самостоятельно, решать уравнения, анализировать новые проблемы, вносить удобрения, программировать компьютеры, вкусно готовить, хорошо сражаться, достойно умирать. Специализация — удел насекомых."
Данную цитату о важности РАЗНОСТОРОННЕГО развития человека можно дополнить крылатой фразой Козьмы Пруткова об УЗКОЙ специализации:
«Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння».
Это насекомые со своей весьма узкой специализацией способны выживать только в пределах предназначенной для них, весьма ограниченной экологической ниши. А люди должны иметь максимально широкие, разнообразные знания, навыки и умения, чтобы не спасовать перед сложнейшими задачами, которые перед ними ставит, и ещё поставит в будущем, "жизнь".
Не рано ли вводить профильные классы в общеобразовательных школах?
Эта статья - продолжение темы о выпускниках школ, поступающих в вузы, не имея никаких профессиональных предпочтений - "лишь бы было высшее образование).
Я делаю подход немного с другой стороны, потому что хочу обратить внимание читателей: а не ошибаемся ли мы, уже с 5 класса распределяя детей в "гуманитарные" или " технические" классы?
Разделение людей (да ещё и в детском возрасте) на "технарей" и "гуманитариев" - не преступление ли это против человека, против природы? Природа едина, цельна, не подразделяется на сферы, изучаемые затем "техническими" или "гуманитарными" науками, даже если такая специализация оказывается удобной чисто практически.
Несколько десятилетий назад было модно противостояние "физиков и лириков", но оно включало взрослых людей и имело шутливую окраску.
Кстати, приведу интересный пример.
Когда В.В.Путин встречался с лучшими учителями (года два назад), одна молодая учительница русского языка высказала Президенту пожелание, что для гуманитариев надо бы открыть курсы по преподаванию им "технических" наук (которых её когда-то лишили в школе, записав в "гуманитарный" класс).
Нужно не забывать, что сегодня самые важнейшие открытия происходят на СТЫКЕ наук.
Огромнейшее значение имеет междисциплинарный подход в образовании.
О неполноценном развитии детей в профильных классах.
А мы уже в 5 классе решаем за детей к какому "виду" их относить: "пчёл" или "муравьёв"? Или "стрекоз", или "богомолов"? /простите, утрирую/
И ведь ни у кого не возникает вопроса: а правильно ли мы делаем?
Не лишаем ли мы детей необходимого полноценного развития, в котором они нуждаются, не обделяем ли мы их в развитии?
Какая профориентация может быть у школьников?
Исключительно - ОЗНАКОМЛЕНИЕ с существующими профессиями.
Слишком далеко зашли мы с профориентацией. Хотя - жизнь показала, что к окончанию школы, к 17-18 годам, большинство детей не имеют никакого профессионального предпочтения.
Отсюда: выпускники идут в вузы "лишь бы поступить", легко бросают "потому что и до этого особого смысла не видели", "после окончания не работают по профессии" и т.д..
Так что, вопрос, поставленный в данной статье: не торопимся ли мы с узкой специализацией детей по склонностям и способностям ещё в школе?
И что тогда делать? Ваши предложения?
P.S. от 15.08.25 информация с Телеграм-канала:
"В Ямало-Ненецком автономном округе планируется внедрение «матричной модели» школьного образования, которая предусматривает урезание школьных предметов после 6 класса.
До 6 класса дети будут изучать все предметы в полном объёме, затем, на основе результатов ВПР, каждому ребенку будет рекомендовано предпрофильное обучение, то есть углублённое изучение отдельных дисциплин с уменьшением времени на изучение других
Новая модель будет внедрена с 1 сентября 2026г. и будет иметь шесть направлений:
▫️математическое образование,
▫️естественные науки,
▫️художественную сферу,
▫️общественные науки и языки,
▫️компьютерные науки и робототехнику,
▫️патриотическое воспитание.
По сути, "матричная модель" представляет из себя специализацию уже с 7 класса с просадкой в изучении "непрофильных" предметов. Фактически объявлено о переходе на неполноценное образование как о большом достижении!
#профориентация #профильныеклассы #профильнвеклассыпятиклассики #узкаяспециализация #технари #гуманитарии #детишкола #выпускники #поступлениевузы