Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (04). От «Н» до «М»

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (03). «Гоша-Жора»: он же «D», он же «E», он же «G» ТТХ В-24Н: Двигатели: 4 Pratt& Whitneу R-1830-65 (по 1.200 л.с.). Скорость - 476 км/ч на высоте 7.000 м, 483 км/ч на 9.150 м. Потолок - 9.150 м; дальность - 3.400 км с 2.270 кг бомб. Вес пустого - 16.560 кг, вес взлетный – 25.400 кг, максимальный взлетный - 29.480 кг. Вооружение: 10х12,7-мм пулеметов. Бомбы: 3.992 кг; максимально – 5.800 кг. Экипаж 10 человек. Удачная полевая доработка B-24D, произведенная техниками тихоокеанской 90-й BG «Jolly Rogers», установивших в носовой части самолета хвостовую турель, снятую с поврежденного «Либерейтора», стала причиной появления новой заводской модификации. Авиационное командование США потребовало от авиастроителей профессиональной разработки нового носового вооружения «Либерейтора». Этим занялась фирма «Эмерсон», в авральном порядке создавшая носовую турель, пригодную для серийного производства. Но новая стрелковая установка потр
Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (03). «Гоша-Жора»: он же «D», он же «E», он же «G»

В-24Н

-2

ТТХ В-24Н: Двигатели: 4 Pratt& Whitneу R-1830-65 (по 1.200 л.с.). Скорость - 476 км/ч на высоте 7.000 м, 483 км/ч на 9.150 м. Потолок - 9.150 м; дальность - 3.400 км с 2.270 кг бомб. Вес пустого - 16.560 кг, вес взлетный – 25.400 кг, максимальный взлетный - 29.480 кг. Вооружение: 10х12,7-мм пулеметов. Бомбы: 3.992 кг; максимально – 5.800 кг. Экипаж 10 человек.

Удачная полевая доработка B-24D, произведенная техниками тихоокеанской 90-й BG «Jolly Rogers», установивших в носовой части самолета хвостовую турель, снятую с поврежденного «Либерейтора», стала причиной появления новой заводской модификации. Авиационное командование США потребовало от авиастроителей профессиональной разработки нового носового вооружения «Либерейтора». Этим занялась фирма «Эмерсон», в авральном порядке создавшая носовую турель, пригодную для серийного производства. Но новая стрелковая установка потребовала внести в конструкцию планера B-24D пятьдесят шесть изменений. Носовая часть самолета подверглась серьезным переделкам - пришлось совершенно по новому организовать рабочее место бомбардира, а так же изменить схему открытия створок передней ниши шасси. Установка турели «Эмерсон» А-15 с электроприводом, расположенная над местом бомбардира, увеличила вес носовой части на 90 кг, а это повлекло некоторое изменение центра тяжести самолета, и потребовало принятия соответствующих контрмер.

-3

Все работы по созданию новой модификации «Либерейтора» были проделаны всего за три месяца, и в августе 1943 г. армия начала получать с завода «Форд» в Уиллов-Ран первые самолеты, обозначенные как В-24Н – сначала с моторами R-1830-43, а впоследствии - с R-1830-65. Эти машины оснащались усовершенствованными хвостовыми турелями «Консолидейтед» А-6 с увеличенным боковым остеклением, улучшившим обзор для стрелка; а верхняя турель Мартин А-3С была заменена модернизированной Мартин A-3D «high hat» с более высоким колпаком, также улучшившим обзор. Бортовые стрелковые точки на В-24Н сделали закрытыми прозрачным плексигласом, стволы пулеметов проходили сквозь вырезы в них; поворотные крепления для пулеметов установили новые, другой конструкции.

-4

На некоторых самолетах были заделаны смотровые люки в нижней части бортов фюзеляжа, установлены новые навигационные огни; кроме того, на верхней поверхности крыла появился дренаж топливных баков. Кроме «Форда» к выпуску В-24Н подключились так же фирма «Дуглас» и завод «Консолидейтеда» в Форт-Уэрте; их продукция обозначалась как D-24H-DT и B-24H-CF. Самолеты, изготовленные «Фордом», маркировались аббревиатурой B-24H-FO. Внешне бомбардировщики всех этих заводов были абсолютно одинаковы, отличия между ними различимы только по разной отделке окон поста бомбардира; да еще завод в Форт-Уэрте свои B-24H-CF выпускал со сквозными окнами бортовых стрелков, не заделанными прозрачным плексигласом. Всего было изготовлено и передано армии 3.100 В-24Н.

B-24G-1

-5

Получив от фирмы «Форд» документацию по проводившемуся там усовершенствованию самолета, завод «Норт Америкэн» в Далласе с марта 1943 г. приступил к выпуску усовершенствованной по той же схеме новой модификации, обозначенной как B-24G-1. На своем прежнем бомбардировщике B-24G они ликвидировали носовое остекление, заменив его двухпулеметной турелью «Эмерсон», а также внесли в конструкцию все остальные изменения, проведенные «Фордом» на его новом В-24Н. Кстати, на последующих сериях B-24G-1 запоздало установили и нижнюю двухпулеметную турель «Сперри», отсутствовавшую на B-24G. Моторы на B-24G-1 поставили R-1830-65 – с улучшенными высотными характеристиками.

Первый самолет был передан ВВС Армии США в ноябре 1943 года, спустя три месяца после начала поставок «фордовских» В-24Н. Всего «Норт Америкэн» выпустила 430 B-24G-1. Из них ни один самолет не попал в действовавшую в Европе 8-ю Воздушную Армию; большинство этих бомбардировщиков использовались 15-й AF на Средиземноморском ТВД.

В-24J

-6

ТТХ В-24J-CO: Двигатели: 4 Pratt & Whitneу R-1830-65 (по 1.200 л.с.). Скорость - 467 км/ч на высоте 8.500 м. Потолок - 8.534 м; дальность - 3.400 км с 2.270 кг бомб. Вес пустого - 16.556 кг, вес взлетный – 25.400 кг, максимальный взлетный - 29.480 кг. Вооружение: 10х12,7-мм пулеметов. Бомбы: 3.992 кг; максимально – 5.800 кг. Экипаж 10 человек.

Еще при производстве В-24Н и B-24G-1 стало понятно, что фирма «Эмерсон» не успевает обеспечить потребности в своих турелях для всех пяти строивших В-24 предприятий. Поэтому на заводе в Сан-Диего фирмы «Конвэр» (CONVAIR, так сокращенно стали называть «Консолидейтед» после слияния с фирмой «Валти») разработали модифицированную турель А-6, которую можно было устанавливать в носовой части «Либерейтора», вместо турели «Эмерсон». Правда, установка этой турели заставила опять удлинить нос самолета, и B-24J стал самым длинным в семействе «Либерейторов» (20,6 м против 20,2 м у В-24D, и 20,4 у В-24Н). Остальное вооружение самолета осталось таким же, как и у B-24D. Верхняя турель Мартин A-3D «Хай Хэт», использовавшаяся «Фордом» на В-24Н, так и не прижилась на машинах «Конвэр». Помимо носовой турели А-6А, «Либерейторы» B-24J получили новый улучшенный автопилот С-1 и усовершенствованный бомбовый прицел М-1; также была переработана конструкция топливной системы. Двигатели R-1830-65.

-7

В августе 1943 года завод «Конвер» из Сан-Диего поставил армейской авиации первый бомбардировщик B-24J с носовой турелью А-6. В сентябре 1943 года к выпуску B-24J присоединился завод «Конвэр» в Форт-Уэрте. В начале 1944 года армейские ВВС потребовали устанавливать автопилот С-1 и бомбовой прицел М-1 на всех выпускающихся серийных «Либерейторах», и обозначать такие машины независимо от выпустившего их завода, только как B-24J. Предприятие «Форд» в Уиллов-Ран приступило к производству B-24J в апреле 1944 года; в мае к нему присоединились заводы «Норт Америкэн» в Далласе и «Дуглас» в Талсе. Теперь все пять предприятий выпускали самолеты под единым обозначением, и абсолютно одинаковые (если не считать различное оформление окон поста бомбардира).

-8

Той же весной 1944 года расширившая свое производство фирма «Эмерсон» начала поставлять достаточное количество носовых турелей, чтобы все заводы могли устанавливать их на свои бомбардировщики, вместо турелей «Консолидейтед» А-6А. В Сан-Диего «Эмерсоны» стали монтировать со 181-го серийного B-24J, а в Форт Уэрте турель «Эмерсон» пошла с 41-го самолета. Теперь все заводы строили по сути один и тот же самолет. B-24J, который стал самым массовым вариантом «Либерейтора» (изготовлено 6.678 экземпляров).

-9

Правда, по ходу выпуска все же проявились несколько основных подвариантов серийных B-24J. Так, 122 самолета 165-й серии получили хвостовую турель М-6А «Стингер» с гидроприводом, оснащенную парой 12,7-мм пулеметов. Выпущенные заводом в Форт Уэрте 57 B-24J-40-CF, на самом деле представляли собой В-24Н, собранные из узлов поставленных «Фордом»; это были единственные B-24J с верхней турелью Мартин A-3D «Хай Хэт» и закрытыми бортовыми стрелковыми установками. В дальнейшем постепенно изменения, введенные «Фордом» на В-24Н, вносились и в конструкцию B-24J: удалялись смотровые окна в нижней части фюзеляжа, ставились новые бортовые огни, и вводились системы дополнительного дренажа крыльевых топливных баков. По ходу производства на многих B-24J бортовые стрелковые точки все же закрыли прозрачным плексигласом, обеспечив стрелкам более комфортные условия работы. Эти изменения вносились каждым предприятием поэтапно, в разное время, и поэтому практически невозможно определить по внешнему виду происхождение машины, не зная ее серийного номера (тем более, что на многих заводах со временем менялся и дизайн окон поста бомбардира – ранее единственного внешнего отличия машин по фирмам).

-10

Однако, несмотря на одинаковый внешний вид всех B-24J, каждое из предприятий строило «свои» самолеты, узлы которых зачастую не были взаимозаменяемыми с другими. Даже оба предприятия «Конвэр» выпускали самолеты, узлы которых не стыковались с теми же узлами второго завода. Это полное отсутствие стандартизации стало настоящим кошмаром для тыловых ремонтных мастерских, складов запчастей и боевых подразделений, вынуждая их хранить запасы деталей и узлов для всех вариантов выпуска В-24.

А в середине 1944 года заводы «Норт Америкэн» в Далласе и «Дуглас» в Талсе прекратили производство В-24 – военные решили, что теперь им будет достаточно продукции предприятий «Конвэр» в Сан-Диего и «Форда» в Уиллов-Ран. Даже завод фирмы «Конвэр» в Форт-Уэрте, продолжавший до конца 1944 года выпускать B-24J, выполнял теперь в основном британские заказы в рамках ленд-лиза…

B-24L

-11

Развитие бомбардировщика В-24, сопровождавшееся увеличением количества его бортового оборудования и вооружения, неизбежно приводило к росту веса каждой новой версии по сравнению с первыми модификациями. А это отрицательно сказывалось на летных характеристиках самолета, особенно при полетах на больших высотах. Поэтому уже с весны 1944 г., с появлением в ВВС США достаточного количества дальних истребителей сопровождения, во многих боевых подразделениях для облегчения машин с В-24 стали снимать тяжелую нижнюю турель «Сперри», заменяя ее спаркой 12,7-мм пулеметов, стрелявших через люк в полу. Эти полевые переделки сподвигли фирму «Конвэр» разработать для облегчения B-24J несколько более легких стрелковых установок. Новая хвостовая турель М-6 «Стингер» оказалась на 90 кг легче турели «Консолидейтед» А-6В. От тяжелой шаровой турели «Сперри» вообще отказались, заменив ее на вмонтированную в пол кольцевую установку с двумя 12,7-мм пулемётами. Такая переработка и ряд других конструктивных мер уменьшили вес «Либерейтора» на 450 кг, который, в сущности, оставался все тем же В-24J.

-12

Облегченная версия под маркировкой B-24L была запущена в серию на предприятиях «Конвэр» и «Форд» с июля 1944 г.; и уже после начала производства на самолетах выпуска «Конвэр» наконец-то по образцу В-24Н стали закрывать бортовые стрелковые установки плексигласовыми щитами, в которые были вделаны держатели для пулеметов. В ходе выпуска в конструкцию самолета внесли еще ряд незначительных изменений. С 5-й серии для штурмана в носовой части фюзеляжа (позади носовой турели) стали делать большой иллюминатор, и установили на элероне левого крыла триммер; а с 15-й серии на законцовках крыла стали устанавливать разрядники статического электричества.

-13

Вскоре после запуска B-24L от армии поступило распоряжение выпускать B-24L без хвостовых турелей – армейцы решили оснащать полученные самолеты вооружением в Армейских Центрах Модификации - по своему усмотрению, соответствующему характеру каждого определенного ТВД. Для одних фронтов предпочтительнее была турель М-6А «Стингер», для других – удобнее облегченная турель ручного управления с парой 12,7-мм пулеметов в открытой установке.

Всего было выпущено 1.667 самолетов этой модификации («Конвэр» в Сан-Диего изготовил 417 B-24L, а «Форд» в Уиллов Ран построил 1.250 таких бомбардировщиков). Несколько B-24L были переоборудованы в учебные самолеты RB-24L и TB-24L – для подготовки стрелков и штурманов на новые бомбардировщики В-29.

В-24М

-14

Последнюю серийную модификацию «Либерейтора» - В-24М – «Конвэр» и «Форд» начали выпускать в декабре 1944 года. Фактически это была та же версия B-24L с облегченной хвостовой турелью «Консолидейтед» А-6В, отличавшаяся от предшествующей модели только возвращенной нижней поворотной турелью «Сперри». Кроме того, на В-24М переработали остекление кабины пилотов – для улучшения обзора уменьшили количество переплетов, и сделали боковые стекла выпуклыми.

-15

Выпуск В-24М завершился в июне 1945 года с окончанием срока контракта. Всего было выпущено 2.593 машины этой модификации; «Конвэр» построила 916 В-24М, а «Форд» – 1.677. Однако такое количество бомбардировщиков ввиду близившегося окончания войны было уже не нужно. Поэтому последние изготовленные «Либерейторы», только что выкатившиеся из цехов, в первых числах июля были отправлены прямо в центр утилизации…

(Imho): мое мнение об основных модификациях бомбардировщика В-24

Подводя итоги развитию бомбардировщиков В-24 ВВС США я, исходя из довольно сумбурных и противоречивых описаний машины в разных книгах, сделал неожиданный для себя вывод. Несмотря на обилие маркировок и обозначений «Либерейтора», в сущности у американцев имелось только две реальные серийные модификации этого самолета: B-24D с носовым блистером (так называемой «теплицей»), на котором отрабатывалось постепенное совершенствование самолета, и В-24Н, отличавшаяся от предыдущей, наконец-то обретшей окончательную форму машины, лишь носовой турелью. Весь остальной рой якобы имевшихся «модификаций» в действительности являлся лишь более-менее точным (иногда с незначительными отступлениями) копированием этих двух базовых моделей. Но главных отличий, определяющих разницу между модификациями – существенное улучшение конструкции, переход на другие, более мощные двигатели, или кардинальное изменение системы вооружения – во всей остальной «вакханалии обозначений» В-24 фактически не наблюдается. В общем (на мой взгляд), «Гоша-Жора» при анализе основных отличий оказался просто Георгием…

Модификации В-24 в Великобритании

-16

После В-24D Великобритании передали и часть изготовленных В-24Н. Там эти самолеты были распределены между армейской бомбардировочной авиацией (975 «Liberator» B.Mk.VI) и авиацией Берегового командования (300 «Liberator» GR.Mk.VI). Кроме того, неизвестное мне количество попавших в Англию В-24Н было переоборудовано в транспортные грузовые самолеты под обозначением «Liberator» С.Mk.VI. Правда, в действительности эта численность использовавшихся англичанами именно В-24Н вероятно значительно ниже, так как в ряде книг говорится, что в нее входит и неизвестное количество переданных Британии B-24J, якобы получивших то же наименование «Liberator» Mk.VI. Хотя в других изданиях английским B-24J приписывают обозначение «Liberator» Mk.VIII, а в третьих - «Liberator’ами» Mk.VIII называют B-24L… В общем, еще американцы постарались максимально запутать дело с распознаванием модификаций В-24, а англичане напустили в этом вопросе еще больше тумана; так что в нем не только «без стакана», но и «без пол-литра» не разберешься…

-17

Во всяком случае, все найденные мною в книгах и интернете изображения британских «Либерейторов», обозначенные как Mk.VI, несут носы, характерные для продукции завода в Сан-Диего, производством В-24Н никогда не занимавшегося. А учитывая, что практически все модификации после В-24D внешне выглядят одинаково, немного отличаясь по заводам лишь только формой остекления поста бомбардира, идентифицировать принадлежность машины к той или иной модификации можно только по серийным номерам на шайбах оперения американских самолетов. Но и здесь британцы «поставили густую дымовую завесу», закрасив американские номера, и нанеся на фюзеляжи самолетов свои, совсем другие… Так что лично я в этом загадочном «квесте» уже просто не способен разобраться…

-18

В общем, подводя итоги по английским «Либерейторам», могу сказать только, что кроме «шестерок» в британской авиации числились так же транспортные «Liberator» С.Mk.VII, «Liberator» Mk.VIII (в боевых версиях: бомбардировочная «В» и противолодочная «GR»; так же имелась транспортная версия «С»). И, кроме того, англичане получили 26 «Liberator» Mk.IХ, представлявших собой морской транспортный самолёт RY-3 с одинарным хвостовым оперением вместо двойного (как у большинства версий «Либерейторов»). Но об «однохвостых» речь пойдет в следующей статье…

В общей сложности Великобритания получила за войну около 2.400 «Либерейторов»; из них около 1.600 машин относились к модификациям В-24Н, J и L, обозначавшихся у англичан (в боевых вариантах) как «Liberator» Mk.VI и Mk.VIII. Однако точный расклад соответствия этих британских обозначений американским модификациям, как и количество поступившей в Англию каждой из них, мне не встречались…

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (05). «Моряки» и «вспомогачи»

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.