Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (03). «Гоша-Жора»: он же «D», он же «E», он же «G»…

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (02). От прототипов к «серийникам» В предыдущей статье я уже расписал «многоцветье» названий «Гоши-Жоры», в реальности являвшегося только одной модификацией: B-24D. Причем эта «гирлянда» обозначений не имела никакого отношения к изменениям машины, происходившим в ходе серийного производства самолета, и не была с ними никак связана. Давайте же теперь познакомимся с этим многоимённым «D» поближе… ТТХ В-24D: Двигатели: 4 Pratt& Whitneу R-1830-43 (по 1.200 л.с.). Скорость - 488 км/ч на высоте 7.620 м. Потолок - 9.750 м; дальность - 4.580 км с 1.812 кг бомб; 3.700 км с 2.270 кг бомб. Вес пустого - 14.744 кг, вес взлетный – 24.550 кг, максимальный взлетный - 27.215 кг. Вооружение: 10-11х12,7-мм пулеметов. Бомбы: стандарт 3.992 кг; максимально – 5.800 кг. Экипаж 10 человек. B-24D - первая массовая модификация «Либерейтора»; ее поставки армии начались в январе-феврале 1942 г. Причем начальные серийные экземпляры B-24D практически
Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (02). От прототипов к «серийникам»

В предыдущей статье я уже расписал «многоцветье» названий «Гоши-Жоры», в реальности являвшегося только одной модификацией: B-24D. Причем эта «гирлянда» обозначений не имела никакого отношения к изменениям машины, происходившим в ходе серийного производства самолета, и не была с ними никак связана. Давайте же теперь познакомимся с этим многоимённым «D» поближе…

B-24D

-2

ТТХ В-24D: Двигатели: 4 Pratt& Whitneу R-1830-43 (по 1.200 л.с.). Скорость - 488 км/ч на высоте 7.620 м. Потолок - 9.750 м; дальность - 4.580 км с 1.812 кг бомб; 3.700 км с 2.270 кг бомб. Вес пустого - 14.744 кг, вес взлетный – 24.550 кг, максимальный взлетный - 27.215 кг. Вооружение: 10-11х12,7-мм пулеметов. Бомбы: стандарт 3.992 кг; максимально – 5.800 кг. Экипаж 10 человек.

B-24D - первая массовая модификация «Либерейтора»; ее поставки армии начались в январе-феврале 1942 г. Причем начальные серийные экземпляры B-24D практически не отличались от В-24С. На них устанавливались те же капризные двигатели R-1830-41; правда, их довольно быстро заменили другой моделью, и основная масса B-24D комплектовалась моторами R-1830-43 (той же мощности 1.200 л.с., только более надежными). А последние выпуски этой модификации оснащались движками R-1830-65 такой же мощности, но с улучшенными высотными характеристиками. Благодаря смене моторов масса стандартной бомбовой нагрузки B-24D дошла практически до 4.000 кг; максимальная бомбовая нагрузка достигала 5.800 кг. Экипаж возрос до 10 человек.

Стрелковое вооружение поначалу соответствовало В-24С: верхняя турель «Мартин» А-3С, хвостовая турель «Консолидейтед» А-6 (обе - спарки), по одному пулемету в носовой, бортовых и нижней туннельной стрелковых установках. Но начиная с 77-го серийного B-24D (№ 41-11587) нижнюю туннельную стрелковую установку заменили выдвижной дистанционно управляемой двухпулеметной турелью «Бендикс» (такой же, как на ранних В-17Е). Ее стрелок целился через перископ; однако опыт практического использования показал, что при таком прицеливании у стрелков начинаются тошнота и головокружение. Поэтому после выпуска 287 B-24D от турели «Бендикс» отказались, вернувшись к наводящемуся вручную пулемету в туннельной установке, а вырез под турель заделали.

-3

Однако один подфюзеляжный «ствол» с ограниченным сектором обстрела практически не обеспечивал защиты, и начиная с B-24D-CO № 42-41164 под фюзеляжем стали монтировать выдвижную двухпулеметную шаровую турель фирмы «Сперри» - такую же, как на основной массе В-17Е (однако ни появление «Бендикс», ни «Сперри» маркировку B-24D никак не изменили). Турель «Сперри» могла полностью убираться в фюзеляж; выдвинутая, она имела горизонтальный круговой обстрел в 360 градусов, а по вертикали - от 0 до 90 градусов. Главным преимуществом нижней шаровой турели на В-24 (по сравнению с В-17) было то, что этот самолет мог приземляться даже с выпущенной установкой, благодаря своей форме фюзеляжа не рискуя стесать ее вместе со стрелком о землю. Кроме того, по ходу выпуска B-24D подвергся усовершенствованию носового стрелкового вооружения: сразу за остеклением носовой части по бокам стали прорезать по окну - для установки в их шаровых вставках дополнительных пулеметов. Это довело общее число оборонительных «стволов» B-24D до 10, а с турелью «Сперри» - до 11х12,7-мм.

-4

Лишь через пять месяцев после начала производства B-24D на главном предприятии «Консолидейтед» в Сан-Диего (B-24D-CO), к выпуску этих бомбардировщиков приступил второй завод фирмы в техасском Форт-Уэрте (B-24D-CF). Это предприятие поставило первые самолеты армейским ВВС в мае 1942 года. Все 303 построенных в Форт-Уэрте В-24D-CF не имели подфюзеляжной турели, но включали все другие изменения в оборудовании и вооружении, в том числе три пулемета в носовой части. В июле 1942 года к сборке бомбардировщиков из узлов, поставляемых из Сан-Диего, подключился завод фирмы «Дуглас» в Талсе (Оклахома); эти машины обозначались как B-24D-DT. Но там успели собрать лишь десять машин этой модификации.

Всего с начала 1942 г. и до окончания выпуска было изготовлено 2.728 (по другим книгам 2.738) самолетов этой постоянно совершенствовавшейся модификации. Но, несмотря на следовавшие одно за другим изменения, по документам они проходили под одним и тем же обозначением B-24D (с указанием завода-изготовителя). Из них 2.415 машин построил завод Сан Диего, 303 – завод Форт-Уэрте, и 10 – собрал из поставленных узлов завод «Дугласа». Однако в действительности это – не все изготовленные «D». На самом деле их было сделано на 1.200 самолетов больше, только в документах они проходили под другими обозначениями…

В-24Е

-5

Так обознались те же бомбардировщики B-24D, строившиеся с середины 1943 г. в Уиллов-Ран фирмой «Форд»; для ускорения выпуска самолетов часть изготовленных ею узлов «Форд» поставляла для сборки фирмам «Консолидейтед» (заводу в Форт-Уэрте) и «Дуглас»; всего был изготовлен 801 (по другим книгам 791) самолет. Эти машины оснащались 1.200-сильными двигателями R-1830-65, имевшими несколько лучшую высотность, а их стрелковое вооружение соответствовало варианту B-24D с 10х12,7-мм пулеметами (на В-24Е турель «Сперри» не ставилась). Внешне В-24Е от B-24D ничем не отличались, и потому найти изображение именно самолета модификации «Е» почти невозможно (для этого нужно разбираться, под какими серийными номерами проходили машины «Е»). Изготовленные фирмой «Форд» бомбардировщики этой «модификации» зачастую использовались в качестве учебных самолетов.

B-24G

B-24G – «фирменное» обозначение все той же модификации B-24D, выпускавшейся предприятием «Норт Америкэн» в Далласе, и тоже внешне от «D» не отличавшейся. Хотя фирма «Норт-Америкэн» начала работу над освоением производства этого самолета еще в апреле 1942, первые B-24G поступили в ВВС Армии США только в марте 1943 года. При этом было изготовлено всего 25 машин B-24G. Все они оснащались двигателями R-1830-43, и имели стрелковое вооружение, аналогичное машинам В-24Е или B-24D без нижней турели - с туннельной однопулеметной стрелкой установкой (итого - 10 «стволов»). Соответственно, и внешний вид B-24G был совершенно одинаков с В-24Е и «безтурельными» B-24D; их тоже возможно отличить только по серийным номерам. Первоначально темпы выпуска B-24G «Норт Америкэн» были чрезвычайно низкими; именно это и определило малое количество изготовленных B-24G. Лишь к январю 1944 года фирма стала выпускать по самолету в день; но уже другой модификации - B-24G-1 (о которой будет рассказано в следующей статье).

Войсковые доработки В-24D

-6

Как и в случае с В-17, боевое использование В-24, быстро выявлявшее скрытые недостатки самолета, приводило к их поспешным усовершенствованиям прямо в войсках путем так называемой «полевой доработки». Одним из первых изменений стала установка дополнительных пластин брони, кренившихся на болтах к бортам кабины; а затем – усиление защитного вооружения бомбардировщика.

Как немецкие, так и японские летчики-истребители быстро обнаружили, что «Либерейтор» уязвим к атакам спереди. И даже установка на очередных сериях В-24D в прорезанных в носовой части окнах двух дополнительных пулеметов, стрелявших под углом вперед-вбок, не решала этой проблемы. Усиление лобовой оборонительной защиты самолета очень быстро стало жизненно необходимым для экипажей, что породило различные полевые доработки вроде установки в носовом блистере еще пары 12,7-мм пулеметов, или жестко закрепленного стволом вперед пулемета под полом кабины бомбардира. Правда, стрелять одновременно из этих 5-6 пулеметов только двум находившимся в носовом отсеке летчикам было довольно затруднительно…

-7

Эти «доморощенные улучшения» несколько помогали, но не решали проблему полностью. Тогда техники действовавшей на Тихоокеанском ТВД 90-й BG «Jolly Rogers», несшей все возрастающие потери от лобовых атак японских истребителей, установили в носовой части одного из B-24D хвостовую поворотную двухпулеметную турель «Консолидейтед» А-6, снятую с поврежденного и списанного «Либерейтора». Концентрированная стрельба двух спаренных крупнокалиберных пулеметов, наводимых на цель одним человеком, оказалась эффективнее имевшегося носового «леса стволов», стрелявших «вразнобой», и для использования которых у двух носовых стрелков просто не хватало рук и глаз. Такая доработка оказалась настолько удачной, что армейские ВВС приказали ремонтным мастерским на Гавайях устанавливать на носах всех «Либерейторов», прибывавших на Тихоокеанский ТВД, хвостовые турели со списанных самолетов. А вскоре B-24D стали оснащаться спаренной носовой турелью прямо в США - в Модификационном Центре в Оклахома-Сити. Переоборудованные там самолеты получали характерный «подбородок», в котором размещалось рабочее место бомбардира. Но, несмотря на эту серьезную переделку, изменившую как боевые качества, так и внешний облик самолета, переоборудовавшегося по новой схеме во все возрастающих количествах, этот бомбардировщик продолжал в документах проходить под той же маркировкой B-24D. И это при том, что самолеты других заводов, выпускавшие «классические» бомбардировщики B-24D с носовыми блистерами, получали совершенно другие обозначения – В-24Е и B-24G…

-8

«Козлы Иуды»

-9

Любопытным явлением среди бомбардировщиков B-24D были так называемые «Сборочные корабли» (или «Корабли-формирователи»), в быту прозванные экипажами 8-й Воздушной армии США «Козлами Иуды». «Сборочные корабли» предназначались для построения групп в самом начале боевого вылета. Этот тип бомбардировщика появился из-за особенностей погоды Англии, на которую базировалась 8-я AF. Постоянные туманы и густая облачность заставляли пилотов взлетать с аэродромов с 30-, а то и с 45-секундным интервалом – и это в тех «идеальных» случаях, когда конец взлётно-посадочной полосы вообще был еще виден! При взлете обычно бомбардировщики сразу же оказывались в густой облачности; и лишь по достижении ее верхней границы, как правило, не менее 15.000 футов (4.500 м), могли начать ориентироваться, наконец-то оказавшись на ярком солнце. Но за два-три часа взлета всей воздушной армады на огромной площади неба скапливались сотни самолетов из многих десятков эскадрилий. И чтобы построиться, им необходимы были ориентиры, по которым бомбардировщики могли бы сформировать строй именно своей группы. Во время сбора строго соблюдалось радиомолчание, чтобы противник благодаря радиоперехвату не смог бы заранее узнать о готовящемся налете. И роль ориентиров для взлетающих пилотов играли «Сборочные корабли», окрашенные в контрастные яркие цвета самых разных форм и размеров, выделявшие их среди других самолётов.

-10

Обычно «Сборочными кораблями» назначали изношенных ветеранов, признанных непригодными к продолжению боевых вылетов (длительное время это были только машины модели «D»). Лишённые брони и вооружения, ярко окрашенные, они выпускали осветительные ракеты определенных цветов, закрепленных за каждой группой. Их высокая видимость позволяла экипажам именно этой группы своевременно опознать своё формирование, и занять в нем место для полета на оккупированную Европу. Когда строй был собран и наступал срок рейда, ведущий группы занимал позицию лидера, а «Сборочный корабль» приземлялся. Однако – далеко не всегда: бывало, командиры групп приказывали безоружным «Козлам» сопровождать строй до французского побережья, а то и вообще – до самой цели (как ориентир для отставших самолетов, спешащих занять строй своей группы). В этих случаях экипажи остальных машин тихо злорадствовали: ведь летчики прозвали «Сборщиков» «Козлами Иуды» из страха перед предстоявшей бойней, на которую их и собирали эти ярко раскрашенные самолеты. И пилотам в душе всегда было обидно, когда отправившие их в адскую мясорубку «Козлы» уходили на посадку…

B-24D в Великобритании

-11

Часть изготовленных B-24D, как и ранее предшествовавшие версии, поставлялась по программе ленд-лиза Великобритании. За 1942 г. англичане получили 366 B-24D, которым они присвоили свое, новое обозначение - «Liberator» Mk.III. В некоторых изданиях дается только это обозначение, в других приводятся «B.Mk.III» и «GR.Mk.III», как разделение на армейские бомбардировщики и морские противолодочные самолеты. Но учитывая, что практически все получаемые B-24D причислялись к Береговому командованию для борьбы с немецкими и японскими подводными лодками, использование сокращенного названия «Либерейтор» Mk.III можно считать вполне правомерным.

Из полученных машин 156 британцы перевооружили своими стрелковыми установками. В носовой части они установили 1х7,7-мм пулемет стандартного английского калибра; в бортовых стрелковых установках - спаренные 7,7-мм пулеметы, а заднюю американскую двухпулеметную турель «Консолидейтед» А-6 заменили своей четырехпулеметной турелью «Болтон-Пол». Верхнюю же турель «Мартин» А-3С с парой 12,7-мм пулеметов они на части самолетов оставили, а на других для облегчения машины убрали, ничем не заменив. Остальные полученные B-24D англичане вообще перевооружать не стали, а отправили на охоту за подлодками с полным американским оборонительным вооружением; эти самолеты британцы обозначили, как «Liberator» Mk.IIIА.

-12

Еще 200 полученных позднее B-24D англичане серьезно переоборудовали. Облегчив машину снятием значительного количества брони (оказавшейся практически лишним грузом из-за крайне редких встреч далеко в море с истребителями противника), они увеличили носимые самолетом запасы топлива, что положительно сказалось на длительности и дальности полета. И большинство этих самолетов оснастили радарами ASV, установив их в «подбородке» - обтекателе под носовым остеклением (или, на части машин, в выдвижном обтекателе вместо нижней шаровой турели «Сперри»). Эти самолеты получили обозначение «Liberator» GR.V (варианты, перевооруженные английскими пулеметами), или «Liberator» GR.VА (варианты с оставленными американскими стрелковыми установками).

-13

Некоторые «Liberator» GR.V/GR.VА, и более ранние «Liberator» Mk.III, получили «крылышки» - специальные съемные пилоны по бокам нижней части фюзеляжа (под кабиной пилотов). На них подвешивались неуправляемые 127-мм ракеты HVAR (по 4 на каждом «крылышке»). Под правым крылом большинства «пятерок» крепился прожектор «Leigh Light» мощностью пять миллионов свечей, оказавшийся весьма полезным при ночных атаках на подлодки и суда противника.

-14

Что же касается пропущенного между «тройкой» и «пятеркой» английского обозначения «Liberator» Mk.IV, то оно относится к В-24Е - аналогу все того же B-24D. Правда, мне так и не удалось выяснить, поставлялся ли «Либерейтор» фордовского завода Уиллов-Ран в Великобританию. Известно только, что такая маркировка касается именно В-24Е; но в одних изданиях говорится, что несколько этих самолетов в британской авиации имелись, в других же – что это обозначение было только зарезервировано за В-24Е, но никогда не использовалось ввиду отсутствия в Англии таких самолетов…

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (04). От «Н» до «М»

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.