Найти в Дзене
АиФ-Пенза

Кукурузник спецназначения. Зачем заводу в Пензе в годы войны дали самолёт?

Оглавление
   В фильме «Небесный тихоход» главному герою пришлось пересесть на У-2. Такой же самолёт в годы войны был на ЗИФе.
В фильме «Небесный тихоход» главному герою пришлось пересесть на У-2. Такой же самолёт в годы войны был на ЗИФе.

Наличие своего автопарка у предприятия мало кого удивляет. А вот авиапарком могут похвастаться далеко не все фирмы. Тем более такого не могли представить более 80 лет назад.

А вот на пензенском ЗИФе в годы Великой Отечественной был свой собственный самолёт. Горожане складывали легенды, гадая, что же за спецзадания он выполнял.

А был ли самолёт?

Одна из легенд, в которой рассказывалось о зифовском самолёте, якобы была основана на воспоминаниях одного из руководителей завода. Утверждалось: в 1941 году самолёт доставлял боеприпасы с предприятия чуть ли не прямо на передовую, где шла битва за Москву. Легенда красивая. Но документами не подтверждённая.

«На ЗИФе выпускали не сами боеприпасы, а взрыватели. Отдельно взрыватели на фронте кому нужны? Возить бое­припасы на самолёте не лучшая идея. Да и много ли отвезёшь?» — развенчивает легенду доктор исторических наук, профессор кафедры «История России и методика преподавания истории» историко-филологического факультета ПГУ Евгений Воейков.

Но самолёт все-таки был. Информацию о «прикомандированном» к ЗИФу У-2 (в народе его называли кукурузником) исследователь темы Евгений Воейков нашёл в архивах обкома.

   В годы Великой Отечественной ЗИФ был главным военным заводом в регионе. Фото: АиФ/ Владлена Курылева
В годы Великой Отечественной ЗИФ был главным военным заводом в регионе. Фото: АиФ/ Владлена Курылева

Проверка взрывом

Прежде чем взрыватели с ЗИФа отправляли для производства боеприпасов, их... взрывали. То есть испытывали. Отправку брака могли приравнять к диверсии, поэтому из каждой партии несколько изделий выборочно проверяли. Но где проводить такие проверки? На заводе этого делать было нельзя, на воздух могли взлететь несколько корпусов. Специализированного полигона в регионе в те годы не было. Зато он был под Куйбышевом (сейчас — Самара), в Чапаевске. Туда и возили на «экзамен» пензенские взрыватели. Вот только делать это, не нарушая графика, удавалось не всегда.

Зачислить в штат

«Сейчас поезд до Самары едет 4–6 часов. А в годы Великой Отечественной войны у сотрудников, которых отправляли на проверку со взрывателями, на дорогу уходило 2–3 дня, — поясняет Евгений Воейков. — Железная дорога была однопутной, станции оказывались сильно перегруженными: на фронт и с фронта шло множество составов. Как видно из документов, на ЗИФе жалуются: у них затоваривание готовой продукции, они не могут отправить изделия без проверки».

Именно из-за этого пензенцы и попросили самолёт, который летал бы до Чапаевска без пробок. И в 1942 году ЗИФу выделили штатную авиатехнику.

Кукурузник специального назначения

В фильме «Небесный тихоход» главный герой очень расстраивается из-за того, что ему пришлось пересесть с истребителя на У-2 (позднее его переименовали в ПО-2). Но этот самолёт массово использовался в годы Великой Отечественной.

Чаще всего — в качестве ночного бомбардировщика, самолёта разведки и связи. В тылу легендарный кукурузник выполнял ещё больше задач. Пензенцев, скорее всего, привлекла возможность самолёта взлетать и приземляться чуть ли не с любой площадки. А также простота в управлении.

У-2 работал на ЗИФе верой и правдой, никаких ЧП, связанных с ним, в документах не находили. Но на заводе о его «службе», похоже, специально много не говорили. Заводские архивы военных лет не сохранились. А когда информации было мало, и стали появляться легенды о «кукурузнике специального назначения».