Наличие своего автопарка у предприятия мало кого удивляет. А вот авиапарком могут похвастаться далеко не все фирмы. Тем более такого не могли представить более 80 лет назад.
А вот на пензенском ЗИФе в годы Великой Отечественной был свой собственный самолёт. Горожане складывали легенды, гадая, что же за спецзадания он выполнял.
А был ли самолёт?
Одна из легенд, в которой рассказывалось о зифовском самолёте, якобы была основана на воспоминаниях одного из руководителей завода. Утверждалось: в 1941 году самолёт доставлял боеприпасы с предприятия чуть ли не прямо на передовую, где шла битва за Москву. Легенда красивая. Но документами не подтверждённая.
«На ЗИФе выпускали не сами боеприпасы, а взрыватели. Отдельно взрыватели на фронте кому нужны? Возить боеприпасы на самолёте не лучшая идея. Да и много ли отвезёшь?» — развенчивает легенду доктор исторических наук, профессор кафедры «История России и методика преподавания истории» историко-филологического факультета ПГУ Евгений Воейков.
Но самолёт все-таки был. Информацию о «прикомандированном» к ЗИФу У-2 (в народе его называли кукурузником) исследователь темы Евгений Воейков нашёл в архивах обкома.
Проверка взрывом
Прежде чем взрыватели с ЗИФа отправляли для производства боеприпасов, их... взрывали. То есть испытывали. Отправку брака могли приравнять к диверсии, поэтому из каждой партии несколько изделий выборочно проверяли. Но где проводить такие проверки? На заводе этого делать было нельзя, на воздух могли взлететь несколько корпусов. Специализированного полигона в регионе в те годы не было. Зато он был под Куйбышевом (сейчас — Самара), в Чапаевске. Туда и возили на «экзамен» пензенские взрыватели. Вот только делать это, не нарушая графика, удавалось не всегда.
Зачислить в штат
«Сейчас поезд до Самары едет 4–6 часов. А в годы Великой Отечественной войны у сотрудников, которых отправляли на проверку со взрывателями, на дорогу уходило 2–3 дня, — поясняет Евгений Воейков. — Железная дорога была однопутной, станции оказывались сильно перегруженными: на фронт и с фронта шло множество составов. Как видно из документов, на ЗИФе жалуются: у них затоваривание готовой продукции, они не могут отправить изделия без проверки».
Именно из-за этого пензенцы и попросили самолёт, который летал бы до Чапаевска без пробок. И в 1942 году ЗИФу выделили штатную авиатехнику.
Кукурузник специального назначения
В фильме «Небесный тихоход» главный герой очень расстраивается из-за того, что ему пришлось пересесть с истребителя на У-2 (позднее его переименовали в ПО-2). Но этот самолёт массово использовался в годы Великой Отечественной.
Чаще всего — в качестве ночного бомбардировщика, самолёта разведки и связи. В тылу легендарный кукурузник выполнял ещё больше задач. Пензенцев, скорее всего, привлекла возможность самолёта взлетать и приземляться чуть ли не с любой площадки. А также простота в управлении.
У-2 работал на ЗИФе верой и правдой, никаких ЧП, связанных с ним, в документах не находили. Но на заводе о его «службе», похоже, специально много не говорили. Заводские архивы военных лет не сохранились. А когда информации было мало, и стали появляться легенды о «кукурузнике специального назначения».