Гёбекли-Тепе — место тайн и напряженных исследований, неолитический памятник, хранящий множество ответов о наших предках, живших более 11 000 лет назад.
С самого начала неолитической революции, по некоторым оценкам, еще 11 500 лет назад, на холме, ныне известном как Гёбекли-Тепе, было построено священное место поклонения, которое перевернуло многое из того, что было известно и предполагалось о наших неолитических предках.
Учитывая относительно небольшое количество знаний об этом периоде, значение этого открытия является предметом ожесточённых споров, пристального изучения и продолжающихся исследований. Но что же было обнаружено на сегодняшний день и что это говорит нам о происхождении человеческой цивилизации?
Открытие Гёбекли-Тепе
Заброшенный и погребённый под землей на протяжении многих тысяч лет, Гёбекли-Тепе был обнаружен в 1963 году в ходе археологических раскопок, хотя значение погребённых там находок было неизвестно. Увидеть удалось лишь верхушки Т-образных столбов, ошибочно принятых за могильные знаки.
Потребовалось ещё три десятилетия, чтобы это место начало раскрывать свои тайны. Это произошло благодаря немецкому археологу Клаусу Шмидту, который осознал важность этого места в 1994 году. В следующем году начались медленные раскопки: тщательно выкапывали траншеи, счищали слои и просеивали грунт. Также использовались геофизические исследования с использованием георадара, которые позволили определить планировку объекта.
План Гёбекли-Тепе
Построенный на округлом холме с плоской вершиной, откуда открывается вид на окрестности, «Гёбекли-Тепе» явно не был тем названием, которое дали ему те, кто его изначально носил. Это современное название холма, которое переводится с турецкого как «Пузот».
На этом холме Клаус Шмидт обнаружил 20 круглых каменных оград, некоторые из которых располагались внутри других. Самая большая из них имела диаметр 20 метров. В центре ограды стоят две искусно вырезанные известняковые колонны высотой 5,5 метра, поразившие археологов. Каждая колонна весит около 10 тонн и украшена искусно вырезанными стилизованными изображениями животных.
Другие круги также связаны Т-образными столбами, повторяющимися по всему комплексу. Все сооружения были построены не одновременно. Раскопки выявили несколько слоёв, причём каменные круги были возведены поверх более старых. Постоянные изменения и ремонтные работы указывают на то, что комплекс использовался в течение очень долгого времени.
Хотя оценить это сложно, данные свидетельствуют о том, что раскопано лишь около 5–10% Гёбекли-Тепе, и для полного раскрытия всего комплекса, вероятно, потребуются многие десятилетия, а возможно, и более века кропотливой работы. То, что нам известно об этом месте на сегодняшний день, — лишь малая часть по сравнению с теми тайнами, которые оно до сих пор хранит.
Люди, построившие Гёбекли-Тепе
Гёбекли-Тепе представляет собой монументальное сооружение и важный объект в истории человечества. Он был построен охотниками-собирателями. Они еще не одомашнивали животных и не изобрели гончарное дело, но смогли создать нечто столь продуманное и сложное. Организационные навыки, необходимые для добычи, транспортировки и обработки мегалитов, требовали значительных усилий. Предполагается, что они вели полукочевой образ жизни и использовали это место в религиозных целях.
Полученные данные опровергают прежние теории, предполагавшие, что только земледельческие общества были способны возводить столь крупные и сложные мегалитические сооружения. Они также ставят под сомнение утверждение о том, что земледелие было катализатором цивилизации. Строители Гёбекли-Тепе, очевидно, обладали знаниями и ресурсами для строительства чего-то, что связано с путём к цивилизации.
Однако данные также свидетельствуют о том, что они обрабатывали злаки в больших масштабах, о чём свидетельствует обнаружение на этом месте множества жерновов. Это знаменует собой переходный этап от охоты и собирательства к земледельческому образу жизни, хотя считается, что полукультивирование злаков дополняло их охотничье-собирательский образ жизни, а не наоборот. Однако важно отметить, что на этом месте нет никаких свидетельств одомашнивания злаков, и предполагается, что жители Гёбекли-Тепе опасались «неолитизации».
Этот промежуточный этап от образа жизни охотников и собирателей к земледельческому характерен не только для Гёбекли-Тепе. Примерами других памятников с постоянными каменными сооружениями служат доисторические Иерихон и Айн-Газаль , хотя эти поселения позже процветали и перешли к земледелию. Этот образ жизни также поддерживался обилием газелей и диких злаков в эту эпоху на Плодородном полумесяце.
Изображения на колоннах также указывают на образ жизни охотников-собирателей и изображают диких животных, а не быков, коров и другие символы плодородия. В Гёбекли-Тепе изображены змеи, стервятники, лисы, скорпионы и пауки, что указывает на более дикий образ жизни, чем тот, что встречался в земледельческих общинах эпохи неолита.
Религиозное назначение и символизм
Учитывая предполагаемый возраст поселения (более 11 000 лет), Гёбекли-Тепе представляет собой древнейшее из когда-либо обнаруженных мегалитических сооружений . Более того, в отличие от большинства других сооружений неолита, оно не было построено как убежище для проживания или хранилище зерна. Скорее, Гёбекли-Тепе имело религиозное предназначение. В этом смысле он представляет собой первый известный в мире храм. Каменные скамьи расположены вдоль некоторых стен, что указывает на то, что некоторые из событий, происходивших на этом месте, носили коллективный характер.
Что именно произошло и почему, остаётся предметом обоснованных предположений. Доктор Ли Клэр из Немецкого археологического института (DAI) , возглавившая проект раскопок Гёбекли-Тепе в 2014 году после смерти Клауса Шмидта, предполагает, что для тех, кто его построил, это место напоминает о временах охотников-собирателей. Символизм диких животных символизирует тоску по образу жизни, который исчезал из-за неолитической революции. Несмотря на акцент на образе жизни охотников-собирателей, в Гёбекли-Тепе есть постройки вокруг храма, которые, вероятно, использовались в качестве жилья, что указывает как минимум на некоторую степень оседлого образа жизни.
Символический интерес представляют резные фигурки на колоннах, изображающие множество диких животных, а также абстрактные символы, о назначении которых можно лишь догадываться. Особого внимания заслуживает колонна 43, или «Камень стервятника», имеющая повествовательное значение. На колонне изображён стервятник, держащий диск или указывающий на него, который может символизировать яйцо или небесное тело, такое как солнце или луна. На колонне также изображена другая птица – скорпион, и, что интересно, безголовый мужчина с эрегированным пенисом. Значение всего этого неизвестно, но, безусловно, это выходит за рамки простого изображения природы .
Шмидт полагал, что ритуалы, проводившиеся на этом месте, проводились под открытым небом; однако архитектор и археолог Мориц Кинцель отмечает, что на вершинах столбов имеются отметки, указывающие на то, что они могли служить опорой для крыш. Профессор Томас Циммерман, археолог из Билькентского университета, предлагает спекулятивную интерпретацию, согласно которой ритуалы были андроцентрическими по своей природе и проводились при свете костров. Это был «театр ужаса» с изображениями угрожающих животных, готовых к нападению. Это было сделано для того, чтобы держать жителей Гёбекли-Тепе в узде и, как утверждает Клэр, способствовать формированию групповой идентичности.
Оставление и захоронение
Строительство началось около 9500 года до н. э. и в последующие столетия претерпевало изменения. Город был окончательно заброшен около 8200 года до н. э., в разгар неолитической революции.
Религиозное предназначение Гёбекли-Тепе со временем утратило своё значение с течением времени и изменением общества. Место было заброшено, но перед этим его намеренно закопали. Причины этого, как и многое другое в Гёбекли-Тепе, являются предметом споров и предположений, и существует множество обоснованных предположений. Прежде всего, это экологические и общественные изменения, которые подтолкнули к принятию нового образа жизни, связанного с аграрной революцией.
Новая религия могла прийти на смену той, что исповедовалась в Гёбекли-Тепе, и это место могло быть засыпано в качестве символического завершения эпохи или религии, или же для осквернения места поклонения. В данном случае осквернение имеет современную параллель в христианской практике, где заброшенные церкви и их содержимое оскверняются, чтобы тот, кто впоследствии будет пользоваться зданием и его содержимым, не был виновен в святотатстве. Конечно, религия Гёбекли-Тепе могла даже стать оскорблением для того, что возникло позже, требуя положить конец её демонстративному виду.
Сегодня Гёбекли-Тепе – археологический памятник, где ведутся постоянные исследования. В 2018 году он был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он открыт для посещения по пешеходным тропам, включая пешеходную дорожку над памятником, и защищён от непогоды защитными крышами, которые предохраняют его от повреждений ветром и дождём. Здесь есть туристический центр, количество туристов ограничено, а сам памятник находится под строгим контролем. Прикасаться к камням на памятнике запрещено.
Гёбекли-Тепе, являясь свидетельством человеческой изобретательности, – это захватывающее место, хранящее множество тайн и перевернувшее многие представления о людях начала неолитической революции . И хотя предположения часто оказываются ошибочными, можно с уверенностью предположить, что Гёбекли-Тепе хранит ещё много тайн, которые предстоит раскрыть, и предоставит археологам более глубокие знания в ближайшие годы и десятилетия