Найти в Дзене
Extreme Sound

Uriah Heep — «Look At Yourself»: Взгляд в зеркало хард-рока

Оглавление

В дискографии любой великой группы есть альбом, который становится поворотной точкой, моментом, когда все элементы сходятся воедино, рождая нечто цельное и монументальное. Для британских титанов Uriah Heep таким альбомом стал «Look At Yourself», выпущенный в 1971 году.

Это не просто третья студийная работа группы; это был решительный шаг вперед, выход из тени прогрессивных экспериментов в яркий свет собственного, уникального стиля — тяжелого, мелодичного и полного мистической энергии.

Прочь сомнения: Рождение нового звука

После двух первых альбомов, которые выходили в разных версиях по обе стороны Атлантики, «Look At Yourself» стал первым релизом Uriah Heep, представленным миру в едином виде. Музыкально это была декларация о намерениях. Группа, устав от неопределенности хиппи-эры и сложности прогрессив-рока, взяла курс на прямолинейность и мощь. Главным архитектором этого нового звука стал клавишник и основной композитор Кен Хенсли.

-3

«Look At Yourself» — возможно, самый тяжелый альбом в дискографии классического состава Uriah Heep. Его структура, с хитами в начале и в конце и эпической композицией в центре, в чем-то напоминала «Deep Purple In Rock». Возможно, группа и ее продюсер Джерри Брон стремились повторить успех своих коллег, но результат получился совершенно иным. В отличие от Purple, Heep сохранили и приумножили лиризм и элементы тяжелой психоделии, в чем Дэвиду Байрону и Кену Хенсли не было равных. Альбом ощущается как единое, невероятно динамичное и вдохновенное произведение, созданное на пике творческой формы.

-4

Анализ по трекам: Формула магии

1. Look At Yourself
Альбом открывается ураганной заглавной композицией — быстрым, цепляющим боевиком в ля-миноре. С самого начала слушателя захватывает почти истеричный, страстный вокал (который, к удивлению многих, принадлежит не Байрону, а самому
Кену Хенсли). Ритмически песня напоминает неистовый кавказский танец, чему способствует галопирующий ритм и «горный» тембр органа Hammond. Барабаны Иэна Кларка в припеве звучат почти как военный марш, а мощное гитарное соло Мика Бокса и финальная перкуссионная кода от гостей из группы Osibisa делают этот трек вечной классикой, которую группа исполняет и по сей день.

  • Чаще всего песню пел Кен Хенсли, как и на альбоме.
  • НО! Существуют записи (в основном бутлеги и телевизионные выступления), где ее поет Дэвид Байрон. Это происходило не всегда, но случалось.

2. I Wanna Be Free
Следующий трек — это гимн безграничному оптимизму и радости. Вокальный дуэт Байрона и Хенсли, яркое, мажорное звучание и двойное гитарное соло создают атмосферу полета. Здесь причудливо переплетаются органная партия в духе 60-х и тяжелый гитарный звук 70-х, доказывая растущее доминирование Хенсли не только как автора, но и как идеолога звучания группы.

3. July Morning
Центральное полотно альбома и одна из величайших баллад в истории рока. «Июльское утро» — это чистое волшебство, построенное на обманчивой простоте. Вступление на органе, переборы в до-миноре, и в игру вступает неповторимый голос
Дэвида Байрона: «Там я был июльским утром, я искал любовь...». Именно эта песня является визитной карточкой не столько группы, сколько самого Байрона как вокалиста. Его голос здесь переходит от страстного шепота до пронзительного крика хищной птицы, создавая невероятное эмоциональное напряжение. Несмотря на споры о том, кто какую часть написал, магия «July Morning» — в синергии: гениальная мелодия, пронзительное соло Мика Бокса, атмосферный синтезаторный проигрыш от приглашенного Манфреда Мэнна и безупречная работа всей группы. Это шедевр, рожденный из суммы талантов, собравшихся в нужное время в нужном месте.

4. Tears In My Eyes
Вопреки своему названию, эта песня — солнечный и жизнерадостный шаффл. Композиция состоит из нескольких частей и демонстрирует композиторское мастерство Хенсли. Но главный сюрприз здесь — его же гитарное соло! В альбомной версии доминируют не гитарные ходы Мика Бокса, а бесконечные пассажи слайд-гитары в исполнении Кена. Прозрачный, почти клавесинный звук акустической гитары, фирменные хоровые «ла-ла-ла» и психоделический «квакающий» эффект создают уникальную звуковую палитру.

5. Shadows Of Grief
Эмоциональный взрыв и шедевр тяжелой психоделии. Несмотря на сложную структуру с импровизационной частью в середине, песня построена на простом, но мощном риффе. Здесь есть все фирменные элементы Heep: интервальное пение, фальцет Байрона, тяжелый, гулкий саунд и ревущий, булькающий и свистящий одновременно орган Хенсли. Это уникальная атмосфера, которую могла создать только одна группа в мире.

6. What Should Be Done
После звукового шторма группа погружает слушателя в состояние медитативной меланхолии. Очаровательный полушепот Байрона, перекаты фортепиано и мягкое, ласкающее соло Мика Бокса создают невероятно красивую и короткую балладу. По словам Хенсли, песня родилась в перерыве во время записи, и от идеи до финальной версии прошло всего три часа — поразительный пример творческого озарения.

7. Love Machine
Завершает альбом типичный рокер с мощной энергетикой. Но даже здесь чувствуется изящество: обратите внимание, как деликатно Кен Хенсли подводит группу к взрывному припеву. Песня построена на гитарном диалоге Хенсли (слайд-гитара) и Бокса, который прерывается коротким, но впечатляющим органным соло. Трек обрывается на полуфразе, оставляя слушателя в напряжении и желании услышать продолжение.

Вердикт

«Look At Yourself» — это альбом, который и спустя полвека звучит свежо и энергично. Он стал не просто коммерчески успешным, но и творческим пиком для Uriah Heep, определившим их звучание на годы вперед. Это работа, отмеченная подлинным вдохновением, где каждая нота, каждый звук находятся на своем месте. Это альбом, который не просто приятно слушать — его хочется переслушивать, каждый раз открывая новые грани в этом зеркале, отражающем величие классического хард-рока.