Найти в Дзене
История транспорта

Про старый Карагандинский аэропорт

Продолжаю начатую в 2023 году серию рассказов про аэропорты, некогда игравшие важную роль в отечественной гражданской авиации и закрытые ещё во времена существования Советского Союза.

Первый аэропорт Караганды появился в районе Старого города в феврале 1934 года. Самолёты П-5 и У-2 летали с несколькими посадками и ночёвками до Москвы два дня. До Алма-Аты, в те годы столицы Казахской ССР, без промежуточных посадок стали летать в 1937 году на самолётах АНТ-9.

В 1944 году аэропорт был перенесён из Старого города в Новый. Поначалу это было просто поле с грунтовой ВПП, РД и стоянками и примитивными одноэтажными зданиями. В те же годы 154-й Карагандинский лётный отряд получил в своё распоряжение самолёты ЛИ-2, а чуть позже – Ил-12, АН-2 и ЯК-12.

Аэровокзал одного из типовых проектов был построен в Карагандинском аэропорту в 1954 году. Аналогичные здания аэровокзала в пятидесятые годы ХХ века были построены в аэропортах городов Кишинёв, Кустанай, Сталино (ныне Донецк) и Улан-Удэ.

Здание аэровокзала со стороны привокзальной площади. Фото, на котором ещё ранний вариант дизайна вывесок «Аэропорт» и Караганда». Источник – aviaforum.ru
Здание аэровокзала со стороны привокзальной площади. Фото, на котором ещё ранний вариант дизайна вывесок «Аэропорт» и Караганда». Источник – aviaforum.ru

Искусственная взлётно-посадочная полоса длиной 1800 метров, способная принимать новые тогда турбовинтовые самолёты Ан-10, Ан-12 и Ил-18, была сдана в 1959 году. Примерно в те же годы в аэропорту построили гостиницу для экипажей и гостей города с говорящим названием «Старт».

Летом 1964 года Карагандинский ОАО начал эксплуатацию самолёта АН-24, седьмым по счёту в СССР и вторым в Казахстане.

В середине шестидесятых годов в городе на базе городского агентства Аэрофлота организовали городской аэровокзал, где по схеме, аналогичной с московским аэровокзалом, производилась регистрация пассажиров, оформление ручной клади и багажа и доставка их специальными автобусами прямо к трапу самолёта. Агентство находилось по адресу: ул. Гоголя, 27.

Здание горагентства с автобусом для пассажиров авиарейса №356 Караганда – Москва. Данная нумерация рейсов существовала в советском Аэрофлоте в период с 15 мая 1965 по 31 марта 1972 гг. Источник указан на фото
Здание горагентства с автобусом для пассажиров авиарейса №356 Караганда – Москва. Данная нумерация рейсов существовала в советском Аэрофлоте в период с 15 мая 1965 по 31 марта 1972 гг. Источник указан на фото
Автобус-экспресс от аэровокзала к трапу самолёта, на котором указан номер авиарейса – 356 Караганда – Москва. Источник указан на фото
Автобус-экспресс от аэровокзала к трапу самолёта, на котором указан номер авиарейса – 356 Караганда – Москва. Источник указан на фото
Автобус-экспресс у трапа самолёта в аэропорту Караганды. Источник указан на фото
Автобус-экспресс у трапа самолёта в аэропорту Караганды. Источник указан на фото

Пассажиропоток в гражданской авиации в конце шестидесятых – начале семидесятых годов рос стремительными темпами, и существовавшее всего 15 лет здание аэровокзала уже не справлялось со своими «обязанностями». Поэтому в 1973 году в аэропорту было сдано в эксплуатацию новое пассажирское здание. С северо-восточным торцом старого здания его соединял крытый проход.

Здание 1973 года постройки, вид со стороны лётного поля. На заднем плане слева – проход в старое здание аэровокзала. Источник – aviaforum.ru
Здание 1973 года постройки, вид со стороны лётного поля. На заднем плане слева – проход в старое здание аэровокзала. Источник – aviaforum.ru
Здание 1973 года постройки, вид изнутри. Слева виден проход в старое здание. Источник – aviaforum.ru
Здание 1973 года постройки, вид изнутри. Слева виден проход в старое здание. Источник – aviaforum.ru

4 октября 1972 года Карагандинский ОАО начал эксплуатировать четырёхмоторные турбовинтовые самолёты ИЛ-18. Сначала по кооперации с Алма-Атой, а с 1979 года самостоятельно.

В 1980 году в 22 километрах юго-восточнее города Караганды началось строительство нового аэропорта, получившего название Караганда-Центральный. А старый аэропорт с тех пор стал называться Караганда-Городской. Строительство ИВПП в Центральном было завершено в рекордные сроки уже 4 ноября 1980 года, когда новый аэропорт принял первый пассажирский рейс на ТУ-154 из Московского аэропорта Внуково. А 18 января 1982 года началась эксплуатация ТУ-154 и в Карагандинском объединённом авиаотряде. Поначалу «полтинники» брали у Алма-Атинского авиапредприятия в аренду методом кооперации предприятий так как производственной базы в новом аэропорту ещё не было. Долго строились и пассажирские здания в «Центральном», отчего несколько лет пассажиры нового аэропорта проходили регистрацию в старом аэропорту. Официальное открытие нового аэропорта состоялось 5 сентября 1986 года. В 1992 году аэропорт «Центральный» получил статус международного и новое название «Сары-Арка».

В начале 1980-х годов ситуация с эксплуатацией воздушных судов в КОАО сложилась интересная: ТУ-154 базировались в новом аэропорту, а АН-24, ИЛ-18 и ВС классом ниже – в старом, городском аэропорту. И так продолжалось на протяжении нескольких лет. Соответственно, и в расписаниях фигурировало два аэропорта.

Расписание движения пассажирских самолётов из аэропортов города Караганды на лето 1982 года. Из газеты «Индустриальная Караганда»
Расписание движения пассажирских самолётов из аэропортов города Караганды на лето 1982 года. Из газеты «Индустриальная Караганда»

Ниже предлагаю замечательную серию фотографий аэропорта Караганда-Городской 1982 года, сделанную ветераном авиапредприятия Андреем Баровым:

Так называемая, литерная стоянка
Так называемая, литерная стоянка
Вид на штаб
Вид на штаб
Ил-18
Ил-18
Ил-18
Ил-18
Взлетает Ил-14
Взлетает Ил-14
Взлетает Ил-18
Взлетает Ил-18
Стоянки Як-40
Стоянки Як-40
Сектор ВТА
Сектор ВТА

В этот момент времени в городском аэропорту была очень своеобразная схема расположения самолётных стоянок: они находились как бы по периметру лётного поля. Ниже – реконструкция перрона городского аэропорта при помощи ветеранов КОАО с помощью программы AFCAD для MSFS.

Схема расположения стоянок в аэропорту Караганда-Городской в начале 1980-х гг. Компьютерная реконструкция
Схема расположения стоянок в аэропорту Караганда-Городской в начале 1980-х гг. Компьютерная реконструкция
Схема расположения стоянок в аэропорту Караганда-Городской в начале 1980-х гг. Рисунок сделан ветераном Карагандинского авиапредприятия по моей просьбе
Схема расположения стоянок в аэропорту Караганда-Городской в начале 1980-х гг. Рисунок сделан ветераном Карагандинского авиапредприятия по моей просьбе

17 августа 1984 года в Карагандинском авиапредприятии завершилась эксплуатация самолёта ИЛ-18, и ТУ-154 взял на себя основную роль в пассажирских авиаперевозках города. А в 1987 году завершились пассажирские перевозки из городского аэропорта. Флот АН-24 был переведён в «Центральный», а в старом аэропорту расположилась 154-я Отдельная вертолётная эскадрилья Поисково-спасательной службы ВВС СССР, в/ч 13657. Она предназначалась для поиска и спасения возвращавшихся из космических полётов экипажей космонавтов. А в 1996 году городской аэропорт был навсегда закрыт для полётов.

Сейчас территория старого городского аэропорта находится глубоко в черте города, на месте старого аэропорта авторынок, а по бывшей взлётно-посадочной полосе аэропорта проходит одна из автомагистралей города. Сохранились здания аэровокзала и гостиницы «Старт». Здание 1954 года служит административным корпусом, 1973 года – автотехцентром, в здании гостиницы «Старт» располагается банный комплекс с тем же названием.

Здание 1954 года постройки аэровокзала аэропорта Караганда-Городской, 2020 год. Источник – aviaforum.ru
Здание 1954 года постройки аэровокзала аэропорта Караганда-Городской, 2020 год. Источник – aviaforum.ru
Здание 1954 года постройки аэровокзала аэропорта Караганда-Городской, 2020 год. Источник – aviaforum.ru
Здание 1954 года постройки аэровокзала аэропорта Караганда-Городской, 2020 год. Источник – aviaforum.ru
Здание 1973 года постройки аэровокзала аэропорта Караганда-Городской, 2020 год. Источник – aviaforum.ru
Здание 1973 года постройки аэровокзала аэропорта Караганда-Городской, 2020 год. Источник – aviaforum.ru
Гостиница, современный вид. Источник указан на фото
Гостиница, современный вид. Источник указан на фото

Предыдущие статьи на тему:

Кто помнит аэропорт в Кисловодске?
История транспорта18 сентября 2023

При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Спасибо за внимание.