Продолжаю начатую в 2023 году серию рассказов про аэропорты, некогда игравшие важную роль в отечественной гражданской авиации и закрытые ещё во времена существования Советского Союза.
Первый аэропорт Караганды появился в районе Старого города в феврале 1934 года. Самолёты П-5 и У-2 летали с несколькими посадками и ночёвками до Москвы два дня. До Алма-Аты, в те годы столицы Казахской ССР, без промежуточных посадок стали летать в 1937 году на самолётах АНТ-9.
В 1944 году аэропорт был перенесён из Старого города в Новый. Поначалу это было просто поле с грунтовой ВПП, РД и стоянками и примитивными одноэтажными зданиями. В те же годы 154-й Карагандинский лётный отряд получил в своё распоряжение самолёты ЛИ-2, а чуть позже – Ил-12, АН-2 и ЯК-12.
Аэровокзал одного из типовых проектов был построен в Карагандинском аэропорту в 1954 году. Аналогичные здания аэровокзала в пятидесятые годы ХХ века были построены в аэропортах городов Кишинёв, Кустанай, Сталино (ныне Донецк) и Улан-Удэ.
Искусственная взлётно-посадочная полоса длиной 1800 метров, способная принимать новые тогда турбовинтовые самолёты Ан-10, Ан-12 и Ил-18, была сдана в 1959 году. Примерно в те же годы в аэропорту построили гостиницу для экипажей и гостей города с говорящим названием «Старт».
Летом 1964 года Карагандинский ОАО начал эксплуатацию самолёта АН-24, седьмым по счёту в СССР и вторым в Казахстане.
В середине шестидесятых годов в городе на базе городского агентства Аэрофлота организовали городской аэровокзал, где по схеме, аналогичной с московским аэровокзалом, производилась регистрация пассажиров, оформление ручной клади и багажа и доставка их специальными автобусами прямо к трапу самолёта. Агентство находилось по адресу: ул. Гоголя, 27.
Пассажиропоток в гражданской авиации в конце шестидесятых – начале семидесятых годов рос стремительными темпами, и существовавшее всего 15 лет здание аэровокзала уже не справлялось со своими «обязанностями». Поэтому в 1973 году в аэропорту было сдано в эксплуатацию новое пассажирское здание. С северо-восточным торцом старого здания его соединял крытый проход.
4 октября 1972 года Карагандинский ОАО начал эксплуатировать четырёхмоторные турбовинтовые самолёты ИЛ-18. Сначала по кооперации с Алма-Атой, а с 1979 года самостоятельно.
В 1980 году в 22 километрах юго-восточнее города Караганды началось строительство нового аэропорта, получившего название Караганда-Центральный. А старый аэропорт с тех пор стал называться Караганда-Городской. Строительство ИВПП в Центральном было завершено в рекордные сроки уже 4 ноября 1980 года, когда новый аэропорт принял первый пассажирский рейс на ТУ-154 из Московского аэропорта Внуково. А 18 января 1982 года началась эксплуатация ТУ-154 и в Карагандинском объединённом авиаотряде. Поначалу «полтинники» брали у Алма-Атинского авиапредприятия в аренду методом кооперации предприятий так как производственной базы в новом аэропорту ещё не было. Долго строились и пассажирские здания в «Центральном», отчего несколько лет пассажиры нового аэропорта проходили регистрацию в старом аэропорту. Официальное открытие нового аэропорта состоялось 5 сентября 1986 года. В 1992 году аэропорт «Центральный» получил статус международного и новое название «Сары-Арка».
В начале 1980-х годов ситуация с эксплуатацией воздушных судов в КОАО сложилась интересная: ТУ-154 базировались в новом аэропорту, а АН-24, ИЛ-18 и ВС классом ниже – в старом, городском аэропорту. И так продолжалось на протяжении нескольких лет. Соответственно, и в расписаниях фигурировало два аэропорта.
Ниже предлагаю замечательную серию фотографий аэропорта Караганда-Городской 1982 года, сделанную ветераном авиапредприятия Андреем Баровым:
В этот момент времени в городском аэропорту была очень своеобразная схема расположения самолётных стоянок: они находились как бы по периметру лётного поля. Ниже – реконструкция перрона городского аэропорта при помощи ветеранов КОАО с помощью программы AFCAD для MSFS.
17 августа 1984 года в Карагандинском авиапредприятии завершилась эксплуатация самолёта ИЛ-18, и ТУ-154 взял на себя основную роль в пассажирских авиаперевозках города. А в 1987 году завершились пассажирские перевозки из городского аэропорта. Флот АН-24 был переведён в «Центральный», а в старом аэропорту расположилась 154-я Отдельная вертолётная эскадрилья Поисково-спасательной службы ВВС СССР, в/ч 13657. Она предназначалась для поиска и спасения возвращавшихся из космических полётов экипажей космонавтов. А в 1996 году городской аэропорт был навсегда закрыт для полётов.
Сейчас территория старого городского аэропорта находится глубоко в черте города, на месте старого аэропорта авторынок, а по бывшей взлётно-посадочной полосе аэропорта проходит одна из автомагистралей города. Сохранились здания аэровокзала и гостиницы «Старт». Здание 1954 года служит административным корпусом, 1973 года – автотехцентром, в здании гостиницы «Старт» располагается банный комплекс с тем же названием.
Предыдущие статьи на тему:
При перепечатке ссылка на источник обязательна.
Спасибо за внимание.