Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории. ГЛАВА 4. ПУШКИНЪ (часть 5)

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ ПУШКИНСКОЙ КИНОАНТОЛОГИИ:
****** "ПУШКИНЪ" Часть первая
****** "ПУШКИНЪ" Часть вторая
****** "ПУШКИНЪ" Часть третья

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ ПУШКИНСКОЙ КИНОАНТОЛОГИИ:

****** "ПУШКИНЪ" Часть первая

****** "ПУШКИНЪ" Часть вторая

****** "ПУШКИНЪ" Часть третья

****** "ПУШКИНЪ" Часть четвёртая

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

Провожая уходящий год, вспомнил неожиданно, что именно в начале оного отечественные киноделатели порадовали нас сразу двумя долгожданными премьерами "про Пушкина". Право же - "РРЪ" решительно не в силах не дополнить свою антологию двухлетней почти давности этими замечательными образчиками авторских дерзости и бесцеремонности по отношению к "нашему всему"... правда, и рассчитанных, кажется, исключительно на аудиторию "12+". Патамушта смотреть эти продукты зрителям постарше хотя бы сорока, имевшим несчастие прочитать когда-то несколько книг, даже немного неприлично и стыдно - вроде как в ноябре 1982 года слушать анекдоты про Брежнева.

Итак, любезнейший читатель, вспоминайте: сперва нас ожидал наделавший много шуму ещё до выхода на экраны "Пророк", а немногим позже настигли и "Натали и Александр". Вопреки сюжетной логике хотел бы сразу перейти к блюду №2, ибо уже заранее был наслышан о нумере первом как о чём-то в стиле то ли "ла-ла-лэнда", то ли "Гусарской баллады". Сериал же ожидался вполне оправданно, ибо в 10-12 серий вполне можно было бы умастить, скажем, с десяток лет жизни поэта. Если бы... если бы не... Да, чорт побери, ну кто ж мог ожидать такого?!..

- А как кстати, мой ангел, вы заметили? Я заказал себе сапоги с каблуками в два вершка!..
- А как кстати, мой ангел, вы заметили? Я заказал себе сапоги с каблуками в два вершка!..

Читателям, вообще не посвященным в нюансы этого удивительного шоу, поведаю: дело тут, видите ли, вовсе не в круглолицей крошке Натали, более всего напоминающей персонаж из каких-нибудь "Пацанок", и не в Пушкине, имевшем бы в таком виде грандиозный успех среди колоннад Казанского у питерских туристов в окружении фигур в ростовых костюмах Кенгуру, Зебры, Петра I и Вомбата. Авторы сценария (запомните эти имена... или лучше - забудьте навсегда!) в составе преступной против всего прогрессивного человечества группы из Елены Лисасиной, Ивана Лырчикова, Натальи Кудрявцевой и Дмитрия Воронкова изволили снабдить пушкинскую биографию такими поразительными карамболями, что у уже упомянутых испытанных, читавших за долгие годы жизни чуть более пяти книг зрителей никак не могли закрыться рты - сперва от возмущения, и после уже от смеха. Помнится, я уже вдоволь позабавлялся как-то в цикле про "Елевидение..." кратким содержанием "Натали и "Александра". Не удержусь, процитирую оттуда одну серийку:

Натали решает устроить прием, чтобы восстановить репутацию Пушкиных в глазах общества. Однако, резко ухудшившееся финансовое положение семьи не позволяет ей провести его так, как она задумывала. Бенкендорф закрывает Пушкину доступ к его счетам в казне. Тогда Александр отправляется к состоятельному помещику-отшельнику в надежде обогатиться, выиграв пари. Наталья тем временем пытается решить финансовый вопрос самостоятельно. Пушкину удаётся заполучить 5 тысяч рублей, но по дороге домой он становится жертвой лесных разбойников.

Развеселый, почти хармсовский абсурд прочитанного, пожалуй, можно объяснить лишь излишним пристрастием Елены Лисасиной, Ивана Лырчикова, Натальи Кудрявцевой и Дмитрия Воронкова к абсенту или к некоторым запрещенным законами РФ к использованию даже в личных целях веществам (кстати, соответствующим органам уже после первой серии не мешало бы заняться проверкой этой дружной четверки на наличие у них признаков наркотического помешательства). Беда здесь не в том, что взрослое поколение, обманутое в собственных ожиданиях, плюнет да выключит "елевизор". Делов-то!.. Трагический фокус в исполнении опившихся какой-то ботанической хурды создателей-дейстройеров в том, что наше, и без того не очень-то склонное к изучению Истории подрастающее поколение всерьез уверует в какие-то пушкинские "счета в казне" и в негодяйских "лесных разбойников", по-видимому, позаимствованных сценаристами у "Бременских музыкантов". Дааавно это быыылоо... Дикия, судырь ты мой, времена были... дааа... Телепурга, пронесшаяся тогда по экранам, кажется, надолго отобьет у зрителей охоту к иллюзорным надеждам на каких-то мифических демиургов, могущих в очередной раз решиться на экранизацию пушкинской биографии. По одной простой причине. Таких, любезнейший читатель, попросту давно уже не существует.

Самое время вернуться ненадолго к "Пророку".

-3

Как ни странно, по прошествии времени я, хоть и не удосужившись пожертвовать парою часов на его просмотр, стал относиться к "Пророку" как-то... с большим пониманием. Объяснюсь. «Ну да! Фарс! Водевиль! Трагикомедия! Смешение жанров, чёрт подери!» - вскричал когда-то Костик из незабвенных "Покровских ворот", и в чём-то он прав. На ярком контрасте с опиоидным сериалом про ПТУшницу Натали буффонадно-водевильный "Пророк" неожиданно... выигрывает - именно за счет диковатой вооруженному авторским черепаховым лорнетом глазу подачи материала. Рэп, танцы и "баттлы" с Бенкендорфом, ежели призадуматься, несут главным делателям кассы в кинотеатрах - молодежи - куда больше, чем очередной скучный и скверно сляпанный (потому что снимать талантливо - всё одно некому) байопик. Пушкин - это рок-н-ролл. И это тоже - в какой-то мере - правда. Относительно, конечно... Так пусть уж хоть так, чем... Правда, с некоторою оговоркой. И заключается она в следующем...

  • А давайте уже перестанем снимать кино "про Пушкина"! За пять частей нашей киноантологии мы, кажется, уже сумели убедиться в бесплодности таких попыток... Ну, кроме, быть может, пары-тройки из всех, особенно той, где Пушкина нет совсем. Похоронив СССР и пережив престранное десятилетие после его проводов в "реабилитационном периоде", мы лишились и возрастных мастеров, способных вылить на бумаге умный сценарий и отразить его на экране. Мы поглупели, возведя в ранг "маэстр" пару-тройку престранных писателей. Мы провозглашаем "шедевром" дурное кино, снятое в коллаборации с новым нашим великим государством-союзником, и отправляем в Тайланд чудовищный новодел "Любовь Советского Союза". Больше просто нечего... И лишь немногие из нас, открывая томик Тынянова или пересматривая с комком в горле "Последнюю дорогу", понимают, что всё это - лишь очередной временной отрезок, в котором - как ни покажется это странным - не до Пушкина. В кино - это уж точно! А потому - пусть он у всякого, кому Поэт до сих пор важен и интересен, останется и будет свой.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Всё, сколь-нибудь регулярное на канале, а также будущие статьи нового цикла - в иллюстрированном гиде "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу