Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории. ГЛАВА 4. ПУШКИНЪ (часть 1)

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute , или как вам угодно!

  • В преддверии предстоящего юбилея и сразу двух кинопремьер, в которых один Пушкин будет (по-видимому) петь и танцовать (ибо заявлен мюзикл), а другой - заново переживать для нас в сериальном формате семейную драму с Натали, я решился на дополненную и расширенную публикацию старого мини-цикла "Все наши Пушкины". Было это давно, ваш Резонеръ уже поскучнел, погрузнел и не испытывает ни на один сантим тех иллюзий относительно Дзена, что переживались тогда, сочинять пуды нового ежемесячно решительно нет никаких сил, лучше всего взять старый текст, да и по живому покромсать его как следует. Тем паче, перешивать своё - не то, что чужое, каждый шов, каждый штрих знаком, чего там...

Казалось бы – исписаны тысячи томов, исследован почти каждый день жизни поэта, изучена под мелкоскопом каждая пушкинская строка... И вроде – фильмов о Пушкине (имеется в виду художественное воплощение Александра Сергеевича) – пруд пруди... А вот, представьте себе, - всё не так уж и безоблачно! И никакого - на самом деле - особого изобилия экранных Пушкиных нет вовсе! Теоретически, это, конечно, объяснимо: боязно подступиться, одна ошибка, неверная трактовка, слишком вольное обращение с фактами – и съедят даже без масла «Крестьянка», но вместе с шапо и ботиками, ибо Пушкин – "наше всё", «не сметь трогать грязными руками» и т.д... Благо "пушкинистов" как социальной прослойки у нас немногим менее, чем чиновников, менеджеров и мерчандайзеров. Слава Богу, хороший пушкинист – товар штучный, все прочие, включая автора этих строк - «припушкинизированные» дилетанты, знающие, как водится, "всё ни о чём или ничего обо всём". Недаром ваш автор честно и не без кокетства с недавних пор носит погоняло "д@рьмового историка", как перчатка брошенное Самым Настоящим Пушкинистом. Тем не менее, дерзкая задача (кому же и "дерзить", как не "д@рьмовому историку"?) реанимировать и отредактировать тщательно небольшую антологию образов Пушкина на отечественном экране показалась мне интересной. Попробуем?

ЖИВЫЕ КАРТИНКИ. И БЫСТРЫЕ. ОЧЕНЬ УДОБНО

Первая попытка киноканонизации Поэта произошла в 1910-м году. Фильм, сработанный одним из пионеров российского кинематографа Василием Гончаровым, длился 5 минут, назывался «Жизнь и смерть Пушкина» и представлял собою ряд сменяющих друг друга знаковых эпизодов из жизни Пушкина.

"Отечество нам - Царское Село!.." Пушкин высоковат, гостей - маловато, да и помещеньице - в целях экономии бюджета - едва ли из царскосельских антуражей. Но строжиться не станем: всё-так - первый блин...
"Отечество нам - Царское Село!.." Пушкин высоковат, гостей - маловато, да и помещеньице - в целях экономии бюджета - едва ли из царскосельских антуражей. Но строжиться не станем: всё-так - первый блин...

Например, «Пушкин читает стихи Державину»... или «Пушкин на аудиенции у Николая I»... или, ясное дело, «Дуэль на Чёрной речке»... Да. И всё – за пять минут. Хотя бы десять... Шутка! Такой компилятивный подход, разумеется, простителен для пребывающего во младенчестве синема, к нему и отношение было как к «живым картинкам», тем не менее негодованию просвещенной публики не было предела. „На редкость пошлое и лживое действо, марающее грязью нашего великого соотечественника“ - это ещё едва ли не самый благостный отзыв о фильме. Немало едких отзывов собрал и исполнитель роли Пушкина Владимир Кривцов – русский провинциальный актер, специализировавшийся в амплуа любовников и фатов. На предлагаемом ниже снимке из кинокартины 1914 года с громким названием и явной претензией на "жестокую драму" "Арена мести" Кривцов - на переднем плане. Как видим - сходства с Поэтом - ни малейшего.

-3

Уже с первой киноинкарнации Александр Сергеевича выявилось Главное Спасение Всех Исполнителей Роли Пушкина, – тадам!.. конечно, бакенбарды! Налепил бакенбарды – и ты Пушкин... Как будто дело именно в этом. Но о спасительной "волосяной" маске - позже. «Бакенбардовым» первопроходцем и стал Владимир Кривцов, но, сколь можно судить по скверного качества фотографиям из фильма, от беспощадной критики подобной трактовки бессмертного пушкинского образа они его не спасли.

Так... Фильма идёт всего 5 минут, время умирать! Даже не пытайтесь различить и идентифицировать свидетелей последних мгновений жизни Поэта. Статисты!
Так... Фильма идёт всего 5 минут, время умирать! Даже не пытайтесь различить и идентифицировать свидетелей последних мгновений жизни Поэта. Статисты!

Тем не менее, «Жизнь и смерть Пушкина» долго не сходила с экранов, что вполне объяснимо: при отношении к кино как к аттракциону, особенно в провинции, народ должен был валом валить на ожившее «солнце русской поэзии» и – уж точно – громко негодовать при виде ужасного злодейства, совершённого на 210-й секунде подлецом Дантесом.

ДУРОЧКА-НАТАЛИ И НИКОЛАЙ-КУКЛОВОД

Следующий фильм «кинопушкинианы» был снят спустя 17 лет, уже в совершенно другом государстве и длился вполне себе солидных для немой картины 85 минут.

Натали - само воплощение легкомыслия и более всего походит на развесёлую испанскую крестьянку, а в Дантесе, кажется есть что-то тевтонское, да и выглядит он как внебрачный сын Императора. От Пушкина - только памятниковые ноги. Под ним, стало быть, все и куролесят. Любопытная трактовка плаката!
Натали - само воплощение легкомыслия и более всего походит на развесёлую испанскую крестьянку, а в Дантесе, кажется есть что-то тевтонское, да и выглядит он как внебрачный сын Императора. От Пушкина - только памятниковые ноги. Под ним, стало быть, все и куролесят. Любопытная трактовка плаката!

Понятно, что при таком купеческо-размашистом»отношении к хронометражу картины, можно бы подойти к жизни поэта весьма скрупулёзно или хотя бы попытаться обойти традиционный для тогдашнего времени жанр "живые картинки". Однако же авторы «Поэта и царя» Владимир Гардин и Евгений Червяков решили почти «под лупой» исследовать всего одну сюжетную линию из богатейшей на события биографии Пушкина, а именно - надуманно-будуарную историю про то, как Император, не на шутку увлекшись Натали, использует Дантеса в качестве громоотвода. Ох, уж этот индеса Николай Павлович!..

При  таком солидном хронометраже умирать придётся долго. Агонию даже посмаковали
При таком солидном хронометраже умирать придётся долго. Агонию даже посмаковали

Поэта сыграл бывший красноармеец, а после – профессиональный актер (он же – сорежиссёр фильма) и даже преподаватель в Институте сценических искусств Евгений Червяков,. скончавшийся в феврале 1942 года от последствий пулевого ранения в ... живот. Роковое совпадение?

Критику предложенная авторами гривуазная история не устроила, как не устроил и исполнитель главной роли, обладающий весьма отдалённым портретным сходством с оригиналом, кроме разве что... ну, разумеется, - неизменно спасительных бакенбард. Было даже странно, что сценаристы (они же и режиссёры) Гардин и Червяков не прибегли к помощи специалистов по эпохе (благо тогда их было ещё достаточно) и конкретно по Пушкину, а взяли на себя смелость однобоко-претенциозного толкования известного конфликта. не по душе пришлась зрителю и Натали, на удивление не схожая с оригиналом. Ежели попытаться описать впечатление от её образа в фильме одной фразой... Ну, представьте себе пьяненькую Веру Холодную в непривычном для неё амплуа дурочки-кокетки.

-7

Тем не менее, нельзя не согласиться – закладка очередного кирпичика в здание храма пушкинианы состоялась, и – хоть и не без некоторой дурновкусицы и излишней, согласно веяниям времени, однобокой картонной заидеологизированности, но всё же уже «теплее». Согласимся: если бы не было "социального запроса", не было бы и картины. Пёстрому "среднему" зрителю (а к 1927 году аудитория ещё не сформировалась в ту единодушную - в основном - массу, что всегда была едина и в эстетических вкусах своих, и солидарна с "линией партии") наблюдать за живым Поэтом было и приятственно и любопытственно. Цари там... красавцы-кавалергарды... Забавное!

В следующих статьях канал продолжит периодом 30-х - 40-х годов, там нас уже заждалась ещё парочка весьма примечательных Пушкиных!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие публикации цикла "Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории", а также много ещё чего -в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу