Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute , или как вам угодно!
- В преддверии предстоящего юбилея и сразу двух кинопремьер, в которых один Пушкин будет (по-видимому) петь и танцовать (ибо заявлен мюзикл), а другой - заново переживать для нас в сериальном формате семейную драму с Натали, я решился на дополненную и расширенную публикацию старого мини-цикла "Все наши Пушкины". Было это давно, ваш Резонеръ уже поскучнел, погрузнел и не испытывает ни на один сантим тех иллюзий относительно Дзена, что переживались тогда, сочинять пуды нового ежемесячно решительно нет никаких сил, лучше всего взять старый текст, да и по живому покромсать его как следует. Тем паче, перешивать своё - не то, что чужое, каждый шов, каждый штрих знаком, чего там...
Казалось бы – исписаны тысячи томов, исследован почти каждый день жизни поэта, изучена под мелкоскопом каждая пушкинская строка... И вроде – фильмов о Пушкине (имеется в виду художественное воплощение Александра Сергеевича) – пруд пруди... А вот, представьте себе, - всё не так уж и безоблачно! И никакого - на самом деле - особого изобилия экранных Пушкиных нет вовсе! Теоретически, это, конечно, объяснимо: боязно подступиться, одна ошибка, неверная трактовка, слишком вольное обращение с фактами – и съедят даже без масла «Крестьянка», но вместе с шапо и ботиками, ибо Пушкин – "наше всё", «не сметь трогать грязными руками» и т.д... Благо "пушкинистов" как социальной прослойки у нас немногим менее, чем чиновников, менеджеров и мерчандайзеров. Слава Богу, хороший пушкинист – товар штучный, все прочие, включая автора этих строк - «припушкинизированные» дилетанты, знающие, как водится, "всё ни о чём или ничего обо всём". Недаром ваш автор честно и не без кокетства с недавних пор носит погоняло "д@рьмового историка", как перчатка брошенное Самым Настоящим Пушкинистом. Тем не менее, дерзкая задача (кому же и "дерзить", как не "д@рьмовому историку"?) реанимировать и отредактировать тщательно небольшую антологию образов Пушкина на отечественном экране показалась мне интересной. Попробуем?
ЖИВЫЕ КАРТИНКИ. И БЫСТРЫЕ. ОЧЕНЬ УДОБНО
Первая попытка киноканонизации Поэта произошла в 1910-м году. Фильм, сработанный одним из пионеров российского кинематографа Василием Гончаровым, длился 5 минут, назывался «Жизнь и смерть Пушкина» и представлял собою ряд сменяющих друг друга знаковых эпизодов из жизни Пушкина.
Например, «Пушкин читает стихи Державину»... или «Пушкин на аудиенции у Николая I»... или, ясное дело, «Дуэль на Чёрной речке»... Да. И всё – за пять минут. Хотя бы десять... Шутка! Такой компилятивный подход, разумеется, простителен для пребывающего во младенчестве синема, к нему и отношение было как к «живым картинкам», тем не менее негодованию просвещенной публики не было предела. „На редкость пошлое и лживое действо, марающее грязью нашего великого соотечественника“ - это ещё едва ли не самый благостный отзыв о фильме. Немало едких отзывов собрал и исполнитель роли Пушкина Владимир Кривцов – русский провинциальный актер, специализировавшийся в амплуа любовников и фатов. На предлагаемом ниже снимке из кинокартины 1914 года с громким названием и явной претензией на "жестокую драму" "Арена мести" Кривцов - на переднем плане. Как видим - сходства с Поэтом - ни малейшего.
Уже с первой киноинкарнации Александр Сергеевича выявилось Главное Спасение Всех Исполнителей Роли Пушкина, – тадам!.. конечно, бакенбарды! Налепил бакенбарды – и ты Пушкин... Как будто дело именно в этом. Но о спасительной "волосяной" маске - позже. «Бакенбардовым» первопроходцем и стал Владимир Кривцов, но, сколь можно судить по скверного качества фотографиям из фильма, от беспощадной критики подобной трактовки бессмертного пушкинского образа они его не спасли.
Тем не менее, «Жизнь и смерть Пушкина» долго не сходила с экранов, что вполне объяснимо: при отношении к кино как к аттракциону, особенно в провинции, народ должен был валом валить на ожившее «солнце русской поэзии» и – уж точно – громко негодовать при виде ужасного злодейства, совершённого на 210-й секунде подлецом Дантесом.
ДУРОЧКА-НАТАЛИ И НИКОЛАЙ-КУКЛОВОД
Следующий фильм «кинопушкинианы» был снят спустя 17 лет, уже в совершенно другом государстве и длился вполне себе солидных для немой картины 85 минут.
Понятно, что при таком купеческо-размашистом»отношении к хронометражу картины, можно бы подойти к жизни поэта весьма скрупулёзно или хотя бы попытаться обойти традиционный для тогдашнего времени жанр "живые картинки". Однако же авторы «Поэта и царя» Владимир Гардин и Евгений Червяков решили почти «под лупой» исследовать всего одну сюжетную линию из богатейшей на события биографии Пушкина, а именно - надуманно-будуарную историю про то, как Император, не на шутку увлекшись Натали, использует Дантеса в качестве громоотвода. Ох, уж этот индеса Николай Павлович!..
Поэта сыграл бывший красноармеец, а после – профессиональный актер (он же – сорежиссёр фильма) и даже преподаватель в Институте сценических искусств Евгений Червяков,. скончавшийся в феврале 1942 года от последствий пулевого ранения в ... живот. Роковое совпадение?
Критику предложенная авторами гривуазная история не устроила, как не устроил и исполнитель главной роли, обладающий весьма отдалённым портретным сходством с оригиналом, кроме разве что... ну, разумеется, - неизменно спасительных бакенбард. Было даже странно, что сценаристы (они же и режиссёры) Гардин и Червяков не прибегли к помощи специалистов по эпохе (благо тогда их было ещё достаточно) и конкретно по Пушкину, а взяли на себя смелость однобоко-претенциозного толкования известного конфликта. не по душе пришлась зрителю и Натали, на удивление не схожая с оригиналом. Ежели попытаться описать впечатление от её образа в фильме одной фразой... Ну, представьте себе пьяненькую Веру Холодную в непривычном для неё амплуа дурочки-кокетки.
Тем не менее, нельзя не согласиться – закладка очередного кирпичика в здание храма пушкинианы состоялась, и – хоть и не без некоторой дурновкусицы и излишней, согласно веяниям времени, однобокой картонной заидеологизированности, но всё же уже «теплее». Согласимся: если бы не было "социального запроса", не было бы и картины. Пёстрому "среднему" зрителю (а к 1927 году аудитория ещё не сформировалась в ту единодушную - в основном - массу, что всегда была едина и в эстетических вкусах своих, и солидарна с "линией партии") наблюдать за живым Поэтом было и приятственно и любопытственно. Цари там... красавцы-кавалергарды... Забавное!
В следующих статьях канал продолжит периодом 30-х - 40-х годов, там нас уже заждалась ещё парочка весьма примечательных Пушкиных!
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Предыдущие публикации цикла "Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории", а также много ещё чего -в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу