Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории. ГЛАВА 4. ПУШКИНЪ (часть 2)

Предыдущие публикации цикла "Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории" (ПУШКИНЪ, Аракчеев, Лермонтов и Вяземский), а также много ещё чего - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

Сегодня предлагаю продолжить занимательнейшее (ну, хочется думать, что это кому-то интересно) путешествие по кинопушкиниане, а следующим фильмом, бесстрашно осмелившимся посягнуть на бессмертный образ, будет «Юность поэта», снятый в 1937 году к столетию со дня смерти Пушкина.

ЛИЦЕИСТЫ-ПТУшники В ОКРУЖЕНИИ ПЕРСОНАЖЕЙ ИЗ ДИККЕНСА

Выпускник Ленинградского института искусств Абрам Народицкий (кстати, тот самый, что в 1971-м одарил нас искромётным «Бумбарашем») решил не идти по пути позднейшего обсасывания скандальёзных моментов жизни поэта, а поведать о лицейском периоде его жизни, для чего привлек к написанию сценария профессионального пушкиниста, педагога и писателя Александра Слонимского. Тот, в свою очередь, консультировался с ещё более именитым пушкинистом Модзалевским - так что с теоретической подкладкой будущей картины вопрос был решён более чем солидно.

-2

Сюжет картины, поставленной на «Ленфильме», охватывал события 1814 – 1817 годов. Царское Село готовится встречать императора Александра I и русскую армию после победы над Наполеоном. Пятнадцатилетний лицеист Пушкин занят всё более собственными стихами и амурами с крепостной актрисой Наташей, да милыми лицейскими проказами. Разумеется, без знаменитой сцены чтения поэтом «Воспоминаний о Царском селе» в присутствии Державина не обошлось. Фильм вышел почти пристойным (почему «почти» - чуть позже). У молодого исполнителя титульной роли Валентина Литовского (на момент съемок ему было как раз пятнадцать... Не 32 – как у нас сейчас особенно любят «втискивать» под роль актрис-фавориток), что называется, «получилось» иной раз войти в образ и «обезьяны», и «француза», а от того фильму временами реально веришь – без насильственного подгона собственных ощущений под заданные картиной обстоятельства. Почти все, включая Литовского, исполнители ролей лицеистов погибли в Великую Отечественную, так что «Юность поэта», несмотря на кажущуюся лёгкость, сама по себе несёт довольно ощутимый трагедийный заряд. И – да, никаких бакенбард! Игра только на таланте и внешнем сходстве!

Разумеется, есть у фильма и минусы. Помимо тогдашней традиции "играть на камеру" (не откровенно, конечно, так, чтобы явно в упор в неё пялиться, но всё же заметно) фразы свои актеры произносят такими деревянными неестественными голосами, что даже скидка на возраст картины не всегда срабатывает. Более того – у многих, включая самого Пушкина, такой странный и... не совсем аристократический, проще сказать, простонародный «акцент», что временами происходящее на экране производит совсем не тот эффект, на который, вероятно, рассчитывали создатели «Юности поэта». Окончательно добивают впечатление от картины жутковато-комичные рожи (иначе не скажешь) чиновников и сановников, будто нарочно для того взятые напрокат из утрированно экранизированных произведений Диккенса. Такая, знаете ли, игра на контрастах: «погода была ужасная, принцесса была прекрасная». И - чего уж, коли откровенно... Немного отпугивают выборочно-неприятные типажи лицеистов. Они - уж пардон - более смахивают на пубертатных, с натуралистически скверными зубами, ПТУ-шников 70-х, чем на хорошо знакомых нам по XIX столетию Горчакова, Дельвига и Пущина.

-3

Можно ли пересмотреть «Юность поэта» сегодня? Пожалуй, - но только если вы учитесь на киноведческом и пишете курсовую по заданной теме. Просто так, ни с того ни с сего... попробуйте, но лучше на перемотке.

ТАК ЛИ ПЛОХ ВАНЯ КУРСКИЙ В РОЛИ ПУШКИНА?

Следующее явление Александра Сергеевича на киноэкране состоялось сразу после Великой Отечественной войны в 1946 году в эпическом фильме Лео Арнштама "Глинка". Роль Пушкина здесь исполнил несколько неожиданный для этой роли популярнейший "Ваня Курский" - Пётр Алейников, к тому времени отыгравший уже все свои звёздные роли....

Как пишется музыка? Да так же, как и стихи - именно с таким вдохновенным выражением лица и глазами, обращёнными внутрь себя!
Как пишется музыка? Да так же, как и стихи - именно с таким вдохновенным выражением лица и глазами, обращёнными внутрь себя!

Картина вышла достаточно масштабной, даже не без батальных сцен. Если попытаться не обращать внимания на заметную «театральность» актёрской игры, то, пожалуй, что и занятно, правда, лучше всего авторам картины удалась... музыка Глинки. Да-да, прямо как в том анекдоте про хозяйку, которой особенно удались консервы. Прекрасная, доложу вам, штука! А вот пуды грима на лице у практически каждого исполнителя – дело, судари мои, скверное. Как вам Борис «Максим» Чирков в роли титульного персонажа с ресницами, накрашенными до такой степени, что временами походит на Клеопатру в знаменитом фильме? Благо хоть шхиперская бородка имеется – правда, сработанная тоже весьма неудачно. Что же до Пушкина-Алейникова, то здесь его немного, и – весьма благоразумный ход! – он в картине почти всегда молчит.

- Пардон, господа, вынужден оставить вас, кажется я вижу Керн... Кстати, господин справа - нет, не Вяземский. Это было бы уже слишком
- Пардон, господа, вынужден оставить вас, кажется я вижу Керн... Кстати, господин справа - нет, не Вяземский. Это было бы уже слишком

Вот встретил на балу Керн, встал, значит, рядышком, смотрит и... молчит! Пришел на «Жизнь за царя», сидит, глаза увлажняются и... снова молчит. Какой замкнутый Пушкин!

Как несколько позже якобы сказал Владимир Ильич (правда, о другом композиторе) - нечеловеческая музыка!
Как несколько позже якобы сказал Владимир Ильич (правда, о другом композиторе) - нечеловеческая музыка!

Отдельно хочется отметить пластику Алейникова: его Пушкин двигается легко, почти воздушно, его фигура изящна и даже элегантна. Хоть после «Глинку» упрекали за несхожесть (позволю, кстати, не согласиться!) Алейникова с поэтом (даже несмотря на неизбежно-спасительные бакенбарды), но не оценить по достоинству сочную пластичность Петра Мартыновича – это уже свинство! Будущим исполнителям роли поэта - на заметку. Искренне советую посмотреть - не фильм, нет, несколько эпизодов с Пушкиным!

А в 1952 году на экраны СССР вышла картина... эээ... Это не ошибка безумного автора!.. Ещё одна версия биографии Глинки, ибо фильм называется «Композитор Глинка».

Поиграем в "Найди два отличия"? Подсказка: на ЭТОЙ афише - НЕ Борис Чирков
Поиграем в "Найди два отличия"? Подсказка: на ЭТОЙ афише - НЕ Борис Чирков

ОЧЕНЬ УМНЫЙ ГОСПОДИН

Чем Григория Александрова (того самого, что снял «Весёлые ребята», "Волгу-Волгу" и «Весну») не устроила удостоенная Сталинской премии картина «Глинка» 1946-го года – вопрос... Но, тем не менее, «Композитор Глинка» явился на свет, сюжет, правда, сузился до истории создания «Жизни за царя» и «Руслана и Людмилы», но теперь композиторские будни воплотились в цвете (прогресс же!! Да и Александров – режиссёр заслуженный, цветную пленку на него не пожалели). Для Пушкина (его на этот раз сыграл Лев Дурасов) места здесь было куда как побольше, и по всему выходило, что если бы не он, то ещё неизвестно – как бы сложилась творческая судьба Глинки!

Пушкин у Дурасова и Александрова - очень умный. Как начнёт говорить... Поневоле вспомнишь Петра Мартыновича Алейникова
Пушкин у Дурасова и Александрова - очень умный. Как начнёт говорить... Поневоле вспомнишь Петра Мартыновича Алейникова

Фильм, признаться, более всего напоминает «живые иллюстрации» к учебнику истории: вот – Пушкин, где-то рядом незримо присутствует тень Натали (она покидает судьбоносные посиделки Александра Сергеевича с Глинкой и Гоголем, направляясь... куда же?.. ну, разумеется, к Вяземским, куда ж ещё? Она там целыми днями пропадала!), вот истуканистый Николай I, собственноручно зачеркивающий название оперы «Иван Сусанин» и приписывающий сперва «Смерть за царя», а после «Жизнь за царя», вот Гоголь в исполнении Георгия Вицина – со странно высоким голоском, так и ожидаешь, что затянет сейчас из «Кавказской пленницы» - ляяяяя, ля-ля, ля-ля, ля-ляяяя... Гоголь здесь, к слову сказать, под стать Пушкину. Тоже всё нудит и нудит. Понятно, что актёр не при чём, виноват абсолютно деревянный и декларативный сценарий, написанный - совместно с Александровым - признанным тогдашним классиком, четырежды лауреатом Сталинской премии Петром Павленко и его женой Натальей Треневой, дочерью автора "Любови Яровой". Славная какая компания подобралась! Результат, правда, не очень... Вернёмся к Пушкину. Он всё время крайне чем-то озабочен (что, в общем-то, объяснимо... Правда, зачем подавать это столь натуралистично?), серьёзен как академик, и не говорит, а речёт, будто сборник фраз великих людей цитирует. Посмотришь на такого и подумаешь: какой важный и умный господин!..

Ну вот! Опять что-то изрёк! Обратите внимание на Гоголя - он просто поражён разверзшейся перед ним Истиной
Ну вот! Опять что-то изрёк! Обратите внимание на Гоголя - он просто поражён разверзшейся перед ним Истиной

Понятно, что впечатления от образа поэта и от самой ленты «Глинка-II», снятой в имперской стилистике pompa grandioso и molto importante, мягко выражаясь, не очень... Не говоря уж о том, что Александров был бы не Александров, если бы не снял в роли супруги Глинки (отчего же не "дерзнул" Натали? Было бы премило!) Любовь Орлову. В целом надо признать, что лента Александрову не удалась, несмотря на цвет и солидный актерский состав: в эпизодах можно заметить Рину Зелёную, Анатолия Папанова и даже Святослава Рихтера. И уж точно "в молоко" комедиограф, отчего-то решивший сменить жанр, попал с Александром Сергеевичем, сделав его ходячим генератором цитат из себя же, будто позабыв - каким разнообразным описывали поэта современники... словно речь шла не об одном и том же человеке, а как минимум о трёх противоположностях.

А в следующей части мы непременно продолжим наши исследования кинопушкинианы и забредём уже в более достопамятные нам времена трехкопеечной газировки, крушения империи и перестроечного беспредела.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

ЗДЕСЬ - "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу